ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО СМОТРИ ЗДЕСЬ
Поставки Пфальц D.III в боевые части начались в августе 1917 г., и к октябрю на фронте находилось уже 145 таких истребителей. Однако эти самолеты не концентрировались в каких-то определенных подразделениях, а были «размазаны» по всей линии фронта. Дело в том, что в кайзеровской авиации эскадрильи не оснащали истребителями одного типа; в каждой части использовались самолеты сразу нескольких фирм. С одной стороны такое положение затрудняло снабжение техники запчастями, но с другой - немецкие пилоты имели возможность выбора наиболее понравившегося им аэроплана, качества которого лучше всего соответствовали их индивидуальной манере ведения боя, что положительно сказывалось на результативности летчика.
Пфальц появился во фронтовых эскадрильях в то время, когда основным истребителем кайзеровской авиации уже давно стал «Альбатрос» D.III, а в войска начала поступать новая версия - «Альбатрос» D.V. И именно с этими версиями «Альбатроса» пришлось конкурировать Пфальцу в праве занять свое место в боевых частях.
Баварский истребитель сразу понравился фронтовым летчикам. Несмотря на то, что новые «Альбатросы» были быстрее Пфальца на 10 («Альбатрос» D.III) и даже 20 км/ч («Альбатрос» D.V), «баварец» отличался целым рядом преимуществ перед основным истребителем Германии. Так, он имел значительно лучший обзор из кабины, что очень важно как для своевременного обнаружения противника, так и для ориентировки в круговерти воздушного боя. Да и некоторое превосходство «Альбатросов» в скорости было довольно условным: ведь на пикировании Пфальц гораздо легче разгонялся, и в этих случаях получал преимущество в скорости перед конкурентами. При этом Пфальц стал настоящим подарком для летчиков, предпочитавших вертикальный маневр: его прочная конструкция позволяла не бояться разрушения самолета при больших скоростях на пикировании, что было настоящей «головной болью» всех пилотов «Альбатросов» - у «Грозной птицы» при крутом пикировании надламывались, а то и вовсе отламывались крылья… К тому же Пфальц заметно превосходил «Альбатросов» и в скороподъемности. Правда, некоторые историки путаются в разнообразии характеристик и утверждают, что вопрос о превосходстве в этой области спорен. Но при этом они забывают, что Пфальц был близок в подъеме «Альбатросам» D.II и D.III, к тому времени уже сходившим со сцены, и значительно превосходил в данной характеристике современный ему более тяжелый «Альбатрос» D.V, как раз становившийся основным истребителем Германии. К тому же Пфальц имел отличную горизонтальную маневренность, лучшую, чем у «Альбатросов», и других немецких истребителей того времени. Лишь появившийся вскоре Фоккер Dr.I - знаменитый «самолет асов» Фоккер-триплан - превзошел в этом отношении Пфальца.
Но фронтовые летчики выявили у Пфальца и серьезные недостатки. Особую критику вызывало скрытое расположение пулеметов. Улучшая аэродинамику, оно затрудняло доступ к оружию и на земле, и тем более в воздухе. И если при часто случавшихся в то время отказах пулеметов пилот «Альбатроса» имел возможность устранить мелкую неисправность прямо в полете, то пилот Пфальца в такой ситуации оказывался просто безоружным. К тому же разнесенное в стороны расположение пулеметов (вокруг двигателя) затрудняло прицеливание и «рассеивало» кучность пуль; летчики сходились во мнении, что сбить врага из бортового оружия Пфальца труднее, чем из оружия «Альбатроса».
В целом же фронтовики признавали, что Пфальц D.III и «Альбатросы» D.III и D.V примерно равноценны по боевым возможностям, и предпочтение того или иного самолета больше зависело от индивидуальных вкусов пилота. Те, кто считал наиболее важными в бою скорость и точность стрельбы, летали на «Альбатросах», любители же маневра (особенно вертикального) выбирали Пфальц. Так, например, командир 1-й истребительной эскадры (JG.I), знаменитый ас барон Манфред фон Рихтхофен (80 побед) отдавал предпочтение «Альбатросу», а вот не менее известный ас, командир JG.II Рудольф Бертольд (44 победы) летал в основном на Пфальце. Тем не менее, тот же Рихтгофен, предпочитавший «Альбатроса», по достоинству оценил и баварский аэроплан: он настоял, чтобы в его эскадру прислали побольше Пфальцев, что говорит само за себя. В результате Пфальцы в заметном количестве оказались в одном ряду с «Альбатросами» в таких прославленных отрядах «рихтхофеновской» эскадры, как Jasta.4, Jasta.10 и Jasta.11. При этом на них летали многие достаточно известные и результативные асы. Так, в Jasta.4 на Пфальцах предпочитали воевать Оскар фон Боенигк (26 побед) и Курт Вюстхофф (27 побед); в Jasta.10 самыми известными любителями Пфальцев были Ганс Кляйн (22 победы) и Алоис Хельдман (15 побед). С момента назначения на должность командира Jasta.10 и до появления в эскадрилье экспериментального Фоккера-триплана на Пфальце D.III сражался также и знаменитый ас Вернер Фосс (48 побед). Лишь в Jasta.11 опытные летчики, во всем подражавшие своему кумиру – отцу-командиру Манфреду фон Рихтхофену – летали в основном на «Альбатросах», оставив Пфальцы молодым пилотам.
Заинтересовала новинка и союзников Германии. Несколько Пфальцев закупила для своих ВВС Турция (правда дальнейшая судьба этих машин и подробности их службы и боевого применения остаются неизвестными). Понравился самолет и летчикам Австро-Венгерской империи; австрийцы даже предполагали наладить лицензионный выпуск Пфальцев на собственных предприятиях, оснастив самолет своим, более мощным двигателем Austro-Daimler на 200 л.с. Однако, несмотря на многообещающие расчеты, проект завершился полным провалом. Построенный в конце ноября 1917 года предсерийный экземпляр показал, что более массивный австрийский мотор (он был тяжелее германского на 46 кг) сильно изменил центровку самолета. А это так ухудшило устойчивость и управляемость, что машина стала опасной для своего же пилота. Естественно, ни о каком серийном производстве такого самолета уже не могло быть и речи.
Тем временем инженеры фирмы «Пфальц» приступили к модернизации истребителя с учетом отзывов фронтовиков о недостатках самолета. В первую очередь было решено удовлетворить требование об открытой установке пулеметов, чтобы дать возможность летчику устранять неисправность оружия прямо в полете. Для лучшего доступа к пулеметам и увеличения кучности стрельбы разнесенное ранее в стороны оружие перенесли наверх фюзеляжа.
Так как к этому времени фирма «Мерседес» наладила массовый выпуск усиленного мотора версии IIIa (180 л.с.), на модернизировавшийся Пфальц установили этот двигатель. В результате скорость истребителя возросла до 180 км/ч. Вес нового мотора увеличился незначительно, и его установка не ухудшила маневровые данные, как то произошло с австрийской версией Пфальца. Правда, для «компенсации» дополнительных килограммов все же пришлось несколько изменить конфигурацию нижнего крыла и горизонтального оперения, а для оптимизации работы мотора заменить воздушный винт. Эта новая модификация истребителя под названием Пфальц D.IIIа пошла в крупную серию после того, как строительство предыдущей версии завершилось на 260 самолете. Новый Пфальц D.IIIа по своим характеристикам уже значительно превосходил своего конкурента «Альбатрос» D.III, но к моменту его появления «третий Альбатрос» «сошел со сцены», а ему на замену уже поступал усовершенствованный «Альбатрос» D.Vа с более мощным мотором. В результате опять в плане скорости улучшенный Пфальц остался несколько позади…
Тем не менее, популярность Пфальца не падала: его конструкция оставалась более прочной и выносливой; Пфальц по-прежнему пикировал круче нового «Альбатроса» и быстрее его поднимался; к тому же он значительно легче переносил боевые повреждения. Поэтому именно Пфальц выбирали для боевого вылета многие асы, чей стиль ведения боя соответствовал техническим характеристикам этого самолета. Так, в прусской Jasta.7, а после перевода - и в саксонской Jasta.40sПфальцы предпочитал любитель вертикального маневра Карл Дегелов, который на этом «баварце» одержал бОльшую часть из своих 30 побед. Довольно часто летал на Пфальце и командир Jasta.7 лейтенант Йозеф Якобс. С расширением производства баварского истребителя им стали оснащать целые эскадрильи. Например, в марте—июне 1918 г. на самолетах Пфальц D.IIIи D.IIIa воевал над Фландрией прусский отряд Jasta.20. Но в первую очередь Пфальцами насыщали баварские эскадрильи - Jasta.16, 23, 32, 34 и 35. В этих частях на Пфальцах сражались с врагом на Сомме и над Ипром такие известные летчики, как Отто Киссенберт, Макс Хольцем и Йозеф Шефер. Летал иногда на Пфальцах D.III и командир Jasta.32b, лучший баварский ас Первой мировой войны обер-лейтенант Эдуард Шляйх, имевший к концу войны на своем счету 35 воздушных побед. Полностью укомплектовали Пфальцами D.IIIa вюртембергский отряд Jasta.47w (сформирован на рубеже 1917 и 1918 гг). Первым вооружением стали Пфальцы D.IIIи D.IIIa и в созданном тогда же отряде Jasta.79b. Эта эскадрилья вместе с саксонской Jasta.24s (получившей Пфальцы еще в сентябре—октябре 1917 г.), весной — летом 1918 г. входила в состав Jagdgruppe.12. Командовал группой (и отрядом Jasta.24s) лейтенант Генрих Кролль - один из лучших асов Пфальцев, завершивший войну с 30 воздушными победами. На Пфальцах летали также отряды Jasta21s, 39, 52, 61 и некоторые другие.
Встречались самолеты этого типа и в частях ПВО - например, в Kest.8w. Наряду с армейскими частями некоторое количество Пфальцев D.IIIи D.IIIa воевало в составе морских полевых истребительных авиаотрядов (но их оснащение было смешанным). Так, MFJ.I получивший Пфальцы в октябре 1917 г., эксплуатировал их наряду с «Альбатросами». Таким же смешанным был MFJ.II. Лишь сформированный в июне 1918 г. отряд MFJ.II, в основном был вооружен Пфальцами D.IIIa, хотя и он имел в своем составе несколько самолетов других типов.
Вообще, хотя «сборная солянка» из разных машин, характерная для кайзеровской авиации, заметно затрудняла снабжение и обслуживание разнотипных аэропланов, в боевом отношении она имела свое «рациональное зерно». Чаще всего германские эскадрильи комплектовались «смесью» из Пфальцев, «Альбатросов» и трипланов Фоккера. Именно такую комплектацию авиаторы Антанты считали для себя наиболее опасной. Скоростные «Альбатросы» нагоняли врага и наносили первый, обычно внезапный удар. Подоспевшие Пфальцы поддерживали «Альбатросов», сковывая противника боем. Затем в уже завязавшуюся «собачью свалку» «вваливались» тихоходные, но верткие Фоккеры, которыми, как правило, управляли асы. Они решали исход столкновения, добиваясь перелома в схватке уничтожением наиболее умелых и опасных врагов. И завершали разгром Пфальцы, на пикировании догоняя и добивая бегущие вражеские самолеты…
Именно так сражались германские эскадрильи осенью 1917, зимой и весной 1918 г. Но в конце весны - начале лета в немецкие фронтовые части начали массово поступать новые истребители Фоккер D.VII и Пфальц D.XII, а одновременно с ними - малосерийные Сименс-Шуккерт D.III. Эти самолеты, обладавшие более высокими летными качествами, стали постепенно вытеснять и Пфальцы D.III, и «Альбатросы» из эскадрилий первой линии. Но внезапно ставший «старичком» в связи с появлением нового поколения истребителей Пфальц D.III отошел «на второй план» не из-за неудовлетворительных боевых качеств. «Тройка» оставалась вполне адекватной своим ровесникам и основным оппонентам – британским Сопвич «Кэмел», S.E.5а, Бристоль F.2 и французскому СПАД, которые массово применялись ни фронте до конца войны. Просто появление великолепного германского истребителя Фоккер D.VII явилось качественным скачком в развитии германской военной авиации, на который Антанта так и не смогла дать достойный ответ. Тем не менее, несмотря на лавинообразное внедрение нового Фоккера в немецкие авиачасти, на второстепенных направлениях, и как учебные, Пфальцы D.III довольно широко использовались вплоть до окончания войны.
А в общем за время применения эти самолеты обеих модификаций состояли на вооружении около сорока армейских и трех морских отрядов. За время войны Пфальц D.III было произведено около 1.050 машин, что сделало этот истребитель третьим по массовости в кайзеровской авиации.
Технические данные Пфальц D.III (D.IIIа)
Двигатель Мерседес D.III - 160 л. с. (180 л.с.). Максимальная скорость - 165 км/ч (181 км/ч). Время набора высоты 2.000 м – 7 мин. (7,2 мин). Потолок – 5.200 м (5.500 м). Продолжительность полета - 2 ч. Вес пустого - 687кг (689 кг). Вес взлетный - 905 кг (923 кг). Вооружение - 2 х 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау». Экипаж 1 чел.
ОКОНЧАНИЕ: Асы Пфальцев
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (01). Рождение
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (03). Асы Пфальцев
Другие статьи канала по авиации 1-й мировой войны:
1МВ - ВВС Италии: многоцелевые самолеты
1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии
Истребители Австро-Венгрии: «первый блин комом» или «за неимением гербовой бумаги пишут на простой»
Истребители Австро-Венгрии: «второй блин хорош, да мал»
1МВ. Первый истребитель британских асов
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.