Найти тему
Петр Власов

1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (02). Фронт. Боевые возможности

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО СМОТРИ ЗДЕСЬ

Поставки Пфальц D.III в боевые части начались в августе 1917 г., и к октябрю на фронте находилось уже 145 таких истребителей. Однако эти самолеты не концентрировались в каких-то определенных подразделениях, а были «размазаны» по всей линии фронта. Дело в том, что в кайзеровской авиации эскадрильи не оснащали истребителями одного типа; в каждой части использовались самолеты сразу нескольких фирм. С одной стороны такое положение затрудняло снабжение техники запчастями, но с другой - немецкие пилоты имели возможность выбора наиболее понравившегося им аэроплана, качества которого лучше всего соответствовали их индивидуальной манере ведения боя, что положительно сказывалось на результативности летчика.

Пфальц появился во фронтовых эскадрильях в то время, когда основным истребителем кайзеровской авиации уже давно стал «Альбатрос» D.III, а в войска начала поступать новая версия - «Альбатрос» D.V. И именно с этими версиями «Альбатроса» пришлось конкурировать Пфальцу в праве занять свое место в боевых частях.

Истребитель Пфальц D.III на фабрике во время сборки
Истребитель Пфальц D.III на фабрике во время сборки

Баварский истребитель сразу понравился фронтовым летчикам. Несмотря на то, что новые «Альбатросы» были быстрее Пфальца на 10 («Альбатрос» D.III) и даже 20 км/ч («Альбатрос» D.V), «баварец» отличался целым рядом преимуществ перед основным истребителем Германии. Так, он имел значительно лучший обзор из кабины, что очень важно как для своевременного обнаружения противника, так и для ориентировки в круговерти воздушного боя. Да и некоторое превосходство «Альбатросов» в скорости было довольно условным: ведь на пикировании Пфальц гораздо легче разгонялся, и в этих случаях получал преимущество в скорости перед конкурентами. При этом Пфальц стал настоящим подарком для летчиков, предпочитавших вертикальный маневр: его прочная конструкция позволяла не бояться разрушения самолета при больших скоростях на пикировании, что было настоящей «головной болью» всех пилотов «Альбатросов» - у «Грозной птицы» при крутом пикировании надламывались, а то и вовсе отламывались крылья… К тому же Пфальц заметно превосходил «Альбатросов» и в скороподъемности. Правда, некоторые историки путаются в разнообразии характеристик и утверждают, что вопрос о превосходстве в этой области спорен. Но при этом они забывают, что Пфальц был близок в подъеме «Альбатросам» D.II и D.III, к тому времени уже сходившим со сцены, и значительно превосходил в данной характеристике современный ему более тяжелый «Альбатрос» D.V, как раз становившийся основным истребителем Германии. К тому же Пфальц имел отличную горизонтальную маневренность, лучшую, чем у «Альбатросов», и других немецких истребителей того времени. Лишь появившийся вскоре Фоккер Dr.I - знаменитый «самолет асов» Фоккер-триплан - превзошел в этом отношении Пфальца.

Но фронтовые летчики выявили у Пфальца и серьезные недостатки. Особую критику вызывало скрытое расположение пулеметов. Улучшая аэродинамику, оно затрудняло доступ к оружию и на земле, и тем более в воздухе. И если при часто случавшихся в то время отказах пулеметов пилот «Альбатроса» имел возможность устранить мелкую неисправность прямо в полете, то пилот Пфальца в такой ситуации оказывался просто безоружным. К тому же разнесенное в стороны расположение пулеметов (вокруг двигателя) затрудняло прицеливание и «рассеивало» кучность пуль; летчики сходились во мнении, что сбить врага из бортового оружия Пфальца труднее, чем из оружия «Альбатроса».

Прибытие первых Пфальцев в эскадрильи и ознакомление летчиков с новой техникой
Прибытие первых Пфальцев в эскадрильи и ознакомление летчиков с новой техникой

В целом же фронтовики признавали, что Пфальц D.III и «Альбатросы» D.III и D.V примерно равноценны по боевым возможностям, и предпочтение того или иного самолета больше зависело от индивидуальных вкусов пилота. Те, кто считал наиболее важными в бою скорость и точность стрельбы, летали на «Альбатросах», любители же маневра (особенно вертикального) выбирали Пфальц. Так, например, командир 1-й истребительной эскадры (JG.I), знаменитый ас барон Манфред фон Рихтхофен (80 побед) отдавал предпочтение «Альбатросу», а вот не менее известный ас, командир JG.II Рудольф Бертольд (44 победы) летал в основном на Пфальце. Тем не менее, тот же Рихтгофен, предпочитавший «Альбатроса», по достоинству оценил и баварский аэроплан: он настоял, чтобы в его эскадру прислали побольше Пфальцев, что говорит само за себя. В результате Пфальцы в заметном количестве оказались в одном ряду с «Альбатросами» в таких прославленных отрядах «рихтхофеновской» эскадры, как Jasta.4, Jasta.10 и Jasta.11. При этом на них летали многие достаточно известные и результативные асы. Так, в Jasta.4 на Пфальцах предпочитали воевать Оскар фон Боенигк (26 побед) и Курт Вюстхофф (27 побед); в Jasta.10 самыми известными любителями Пфальцев были Ганс Кляйн (22 победы) и Алоис Хельдман (15 побед). С момента назначения на должность командира Jasta.10 и до появления в эскадрилье экспериментального Фоккера-триплана на Пфальце D.III сражался также и знаменитый ас Вернер Фосс (48 побед). Лишь в Jasta.11 опытные летчики, во всем подражавшие своему кумиру – отцу-командиру Манфреду фон Рихтхофену – летали в основном на «Альбатросах», оставив Пфальцы молодым пилотам.

Заинтересовала новинка и союзников Германии. Несколько Пфальцев закупила для своих ВВС Турция (правда дальнейшая судьба этих машин и подробности их службы и боевого применения остаются неизвестными). Понравился самолет и летчикам Австро-Венгерской империи; австрийцы даже предполагали наладить лицензионный выпуск Пфальцев на собственных предприятиях, оснастив самолет своим, более мощным двигателем Austro-Daimler на 200 л.с. Однако, несмотря на многообещающие расчеты, проект завершился полным провалом. Построенный в конце ноября 1917 года предсерийный экземпляр показал, что более массивный австрийский мотор (он был тяжелее германского на 46 кг) сильно изменил центровку самолета. А это так ухудшило устойчивость и управляемость, что машина стала опасной для своего же пилота. Естественно, ни о каком серийном производстве такого самолета уже не могло быть и речи.

Тем временем инженеры фирмы «Пфальц» приступили к модернизации истребителя с учетом отзывов фронтовиков о недостатках самолета. В первую очередь было решено удовлетворить требование об открытой установке пулеметов, чтобы дать возможность летчику устранять неисправность оружия прямо в полете. Для лучшего доступа к пулеметам и увеличения кучности стрельбы разнесенное ранее в стороны оружие перенесли наверх фюзеляжа.

Основные внешние различия двух моделей: у Пфальц D.III пулеметы спрятаны под капотом и разнесены по сторонам двигателя, у Пфальц D.IIIa они установлены открыто выше мотора
Основные внешние различия двух моделей: у Пфальц D.III пулеметы спрятаны под капотом и разнесены по сторонам двигателя, у Пфальц D.IIIa они установлены открыто выше мотора

Так как к этому времени фирма «Мерседес» наладила массовый выпуск усиленного мотора версии IIIa (180 л.с.), на модернизировавшийся Пфальц установили этот двигатель. В результате скорость истребителя возросла до 180 км/ч. Вес нового мотора увеличился незначительно, и его установка не ухудшила маневровые данные, как то произошло с австрийской версией Пфальца. Правда, для «компенсации» дополнительных килограммов все же пришлось несколько изменить конфигурацию нижнего крыла и горизонтального оперения, а для оптимизации работы мотора заменить воздушный винт. Эта новая модификация истребителя под названием Пфальц D.IIIа пошла в крупную серию после того, как строительство предыдущей версии завершилось на 260 самолете. Новый Пфальц D.IIIа по своим характеристикам уже значительно превосходил своего конкурента «Альбатрос» D.III, но к моменту его появления «третий Альбатрос» «сошел со сцены», а ему на замену уже поступал усовершенствованный «Альбатрос» D.Vа с более мощным мотором. В результате опять в плане скорости улучшенный Пфальц остался несколько позади…

Тем не менее, популярность Пфальца не падала: его конструкция оставалась более прочной и выносливой; Пфальц по-прежнему пикировал круче нового «Альбатроса» и быстрее его поднимался; к тому же он значительно легче переносил боевые повреждения. Поэтому именно Пфальц выбирали для боевого вылета многие асы, чей стиль ведения боя соответствовал техническим характеристикам этого самолета. Так, в прусской Jasta.7, а после перевода - и в саксонской Jasta.40sПфальцы предпочитал любитель вертикального маневра Карл Дегелов, который на этом «баварце» одержал бОльшую часть из своих 30 побед. Довольно часто летал на Пфальце и командир Jasta.7 лейтенант Йозеф Якобс. С расширением производства баварского истребителя им стали оснащать целые эскадрильи. Например, в марте—июне 1918 г. на самолетах Пфальц D.IIIи D.IIIa воевал над Фландрией прусский отряд Jasta.20. Но в первую очередь Пфальцами насыщали баварские эскадрильи - Jasta.16, 23, 32, 34 и 35. В этих частях на Пфальцах сражались с врагом на Сомме и над Ипром такие известные летчики, как Отто Киссенберт, Макс Хольцем и Йозеф Шефер. Летал иногда на Пфальцах D.III и командир Jasta.32b, лучший баварский ас Первой мировой войны обер-лейтенант Эдуард Шляйх, имевший к концу войны на своем счету 35 воздушных побед. Полностью укомплектовали Пфальцами D.IIIa вюртембергский отряд Jasta.47w (сформирован на рубеже 1917 и 1918 гг). Первым вооружением стали Пфальцы D.IIIи D.IIIa и в созданном тогда же отряде Jasta.79b. Эта эскадрилья вместе с саксонской Jasta.24s (получившей Пфальцы еще в сентябре—октябре 1917 г.), весной — летом 1918 г. входила в состав Jagdgruppe.12. Командовал группой (и отрядом Jasta.24s) лейтенант Генрих Кролль - один из лучших асов Пфальцев, завершивший войну с 30 воздушными победами. На Пфальцах летали также отряды Jasta21s, 39, 52, 61 и некоторые другие.

Смешанный строй Пфальцев и «Альбатросов» на фронтовом аэродроме Jasta-18. Крайний справа – Пфальц командира эскадры Рудольфа Бертольда
Смешанный строй Пфальцев и «Альбатросов» на фронтовом аэродроме Jasta-18. Крайний справа – Пфальц командира эскадры Рудольфа Бертольда

Встречались самолеты этого типа и в частях ПВО - например, в Kest.8w. Наряду с армейскими частями некоторое количество Пфальцев D.IIIи D.IIIa воевало в составе морских полевых истребительных авиаотрядов (но их оснащение было смешанным). Так, MFJ.I получивший Пфальцы в октябре 1917 г., эксплуатировал их наряду с «Альбатросами». Таким же смешанным был MFJ.II. Лишь сформированный в июне 1918 г. отряд MFJ.II, в основном был вооружен Пфальцами D.IIIa, хотя и он имел в своем составе несколько самолетов других типов.

Вообще, хотя «сборная солянка» из разных машин, характерная для кайзеровской авиации, заметно затрудняла снабжение и обслуживание разнотипных аэропланов, в боевом отношении она имела свое «рациональное зерно». Чаще всего германские эскадрильи комплектовались «смесью» из Пфальцев, «Альбатросов» и трипланов Фоккера. Именно такую комплектацию авиаторы Антанты считали для себя наиболее опасной. Скоростные «Альбатросы» нагоняли врага и наносили первый, обычно внезапный удар. Подоспевшие Пфальцы поддерживали «Альбатросов», сковывая противника боем. Затем в уже завязавшуюся «собачью свалку» «вваливались» тихоходные, но верткие Фоккеры, которыми, как правило, управляли асы. Они решали исход столкновения, добиваясь перелома в схватке уничтожением наиболее умелых и опасных врагов. И завершали разгром Пфальцы, на пикировании догоняя и добивая бегущие вражеские самолеты…

Истребитель Пфальц D.III из Jasta-10 в воздушном бою
Истребитель Пфальц D.III из Jasta-10 в воздушном бою

Именно так сражались германские эскадрильи осенью 1917, зимой и весной 1918 г. Но в конце весны - начале лета в немецкие фронтовые части начали массово поступать новые истребители Фоккер D.VII и Пфальц D.XII, а одновременно с ними - малосерийные Сименс-Шуккерт D.III. Эти самолеты, обладавшие более высокими летными качествами, стали постепенно вытеснять и Пфальцы D.III, и «Альбатросы» из эскадрилий первой линии. Но внезапно ставший «старичком» в связи с появлением нового поколения истребителей Пфальц D.III отошел «на второй план» не из-за неудовлетворительных боевых качеств. «Тройка» оставалась вполне адекватной своим ровесникам и основным оппонентам – британским Сопвич «Кэмел», S.E.5а, Бристоль F.2 и французскому СПАД, которые массово применялись ни фронте до конца войны. Просто появление великолепного германского истребителя Фоккер D.VII явилось качественным скачком в развитии германской военной авиации, на который Антанта так и не смогла дать достойный ответ. Тем не менее, несмотря на лавинообразное внедрение нового Фоккера в немецкие авиачасти, на второстепенных направлениях, и как учебные, Пфальцы D.III довольно широко использовались вплоть до окончания войны.

А в общем за время применения эти самолеты обеих модификаций состояли на вооружении около сорока армейских и трех морских отрядов. За время войны Пфальц D.III было произведено около 1.050 машин, что сделало этот истребитель третьим по массовости в кайзеровской авиации.

Технические данные Пфальц D.III (D.IIIа)

Двигатель Мерседес D.III - 160 л. с. (180 л.с.). Максимальная скорость - 165 км/ч (181 км/ч). Время набора высоты 2.000 м – 7 мин. (7,2 мин). Потолок – 5.200 м (5.500 м). Продолжительность полета - 2 ч. Вес пустого - 687кг (689 кг). Вес взлетный - 905 кг (923 кг). Вооружение - 2 х 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау». Экипаж 1 чел.

ОКОНЧАНИЕ: Асы Пфальцев

1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (01). Рождение

1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (03). Асы Пфальцев

Другие статьи канала по авиации 1-й мировой войны:

1МВ - ВВС Италии: многоцелевые самолеты

1МВ – ВВС Италии: истребители

1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии

Истребители Австро-Венгрии: «первый блин комом» или «за неимением гербовой бумаги пишут на простой»

Истребители Австро-Венгрии: «второй блин хорош, да мал»

1МВ. Первый истребитель британских асов

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.