Для того чтобы четко определить их для своего бизнеса помогает:
SWOT анализ — это инструмент для оценки внешних и внутренних факторов, от которых зависит, как компания или отдельный продукт будут развиваться на рынке.
Один из популярных и простых методов планирования и оценки любой ситуации, который строится на основе 4 важных параметров:
• S (strengths) — сильные стороны;
• W (weaknesses) — слабые стороны;
• O (opportunities) — возможности;
• T (threats) — угрозы.
Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам, на них компания способна повлиять сама.
#Возможности и угрозы — это внешние условия среды. На эти условия невозможно повлиять (или они вообще могут не произойти), однако нужно учитывать и их.
Например, вы решили открыть кафе. В таком случае нужно понимать все внутренние и внешние угрозы и возможности — месторасположение, качество оборудования, команду, конкуренцию, базу клиентов, рекламу, экономическое положение вашего региона и так далее. Эти факторы должны быть не рандомными, а точно и понятно сформулированы.
Даже частично проведенный SWOT-анализ уже сможет уберечь предпринимателя от потери денег и времени.
#SWOT-анализ мы делаем, как для крупных предприятий, которые выпускают новый продукт или услугу, так и для молодых стартапов.
Как сделать SWOT анализ
возьмите белую доску или лист ватмана, и разделите ее на четыре части. Отведите каждую часть под одно из следующих понятий: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
Можно делать для каждого отдельнoго проекта компании.
Помните: ключ к успешному анализу — это абсолютная честность. Справедливо оценивайте сильные и слабые стороны проекта, даже если в процессе вы столкнетесь с недостатками, которые вам будет тяжело признать.
1. Сильные стороны
Определение сильных сторон компании поможет понять ваши преимущества на рынке, и в долгосрочной перспективе сохранить и увеличить их значимость. СВОТ анализ сильных сторон конкурентов поможет задать новые цели, например: «Как мы сделать то же самое, но лучше?» и «Чего не хватает моей идее, чтобы превзойти идею конкурента»?
Вот вопросы, которые могут вам помочь при SWOT анализе сильных сторон предприятия:
• В чем конкурентные преимущества компании?
• Какими уникальными и ценными функциями обладает компания?
• Какие #бизнес-процессы компании являются успешными?
• Как компания привлекает клиентов?
• Является ли компания лидером индустрии? И если нет, чего ей для этого не хватает?
• Находится ли компания в процессе расширения и найма новых сотрудников?
• В чем дополнительная ценность компании — например, владение недвижимостью, интеллектуальная собственность, выход на IPO и так далее.
2. Слабые стороны
Определившись с достоинствами компании, пора определиться с ее недостатками. Воспользуйтесь следующими вопросами:
• В чем компания может стать лучше?
• Какие процессы можно улучшить?
• Что несет репутационные риски для компании?
• В чем компания проигрывает конкурентам?
• На что чаще всего жалуются пользователи?
• Теряет ли компания работников?
• В каких ресурсах нуждается компания — от финансирования до рабочей силы?
3. #Возможности
Одно из самых важных качеств бизнесмена — вовремя распознать перспективную возможность и воспользоваться ей раньше конкурентов. #SWOT анализ это отличный способ предсказать такие возможности. Вам помогут следующие вопросы:
• Есть ли в вашей индустрии зарождающиеся #тренды ? Например, упор на экологичную упаковку или тесная работа с инфлюенсерами в ВК.
• Ожидаются ли в ближайшем будущем которые могут повысить видимость вашей компании — например,
праздник, большая конференция или спортивные соревнования?
• Есть ли способ урезать #расходы — например, найти более дешевого поставщика или отказаться от посредников?
• Возможно ли переехать в более удобное здание или район?
• Можно ли выгодно продать #бизнес, или наоборот — расширить его, купив другую компанию?
4. Угрозы
Некоторые внешние факторы могут навредить вашему бизнесу — от #pr скандала и недовольных клиентов до новых государственных законов и глобальных проблем в индустрии. Предсказав эти угрозы заранее, вы сможете лучше подготовиться к вызовам и справиться с ними лучше конкурентов.
Вот примерные вопросы при СВОТ анализе угроз:
• Есть ли продукты или услуги, которые вызывают недовольство у клиентов?
• Наблюдаются ли значительные изменения на рынке — например, рост цен или появление альтернативного продукта?
• Появились ли новые законы, которые могут повлиять на бизнес?
• Появились ли новые технологии, которые могут снизить актуальность вашего бизнеса или полностью его заменить?
• Наблюдается ли потеря интереса пользователей к вашей индустрии?