Найти тему

Гвозди бы делать

Оглавление

Валентина Матвиенко удивилась, что Россия импортирует гвозди. Собралась было «давать поручения бизнесу», но Минпромторг успел объяснить, что своих гвоздей в России хватает. Да, часть гвоздей импортируем из Китая и Белоруссии, но это нормально.

Ситуация, впрочем, показательная. События этой весны обнажили зависимость России от импорта в самых неожиданных местах. А заодно – подсветили возможности, которыми надо пользоваться отечественному бизнесу.

Всё было впервые и вновь

В начале нулевых, когда я работал в телевизоре, мы делали в Красноярске популярную экономическую программу, а самой популярной рубрикой в ней были сюжеты о запуске собственного бизнеса. Мы выбирали сферу – общепит, такси, аптечный бизнес, турфирма и так далее – и вкратце рассказывали какие потребуются вложения, лицензии, сколько понадобится работников, какое оборудование нужно приобрести, какие форматы продвижения оптимальны, а также оценивали примерно конкурентность рынка. Тогда, 20 лет назад, по большинству отраслей «свободные места» ещё были. Если в девяностые в России формировался и занимал свои ниши крупный бизнес, то в нулевые формировался и занимал свои ниши МСБ – малый и средний бизнес. Это была не заря, но самый расцвет предпринимательства.

Дико популярна эта рубрика была: а) у студентов, у которых впереди сто дорог, выбирай любую; б) у чуваков с шальными деньгами, которые где-то срубили бабла, толкнули вагон с лесом, нарыли цветмета, удачно продали землю, а то и просто добыли капитал нелегальным путём и теперь хотели бы «легализоваться», заняться каким-нибудь цивильным бизнесом.

Ниши ещё были, но постепенно заполнялись. За прошедшие 20 лет закрылись полностью. Количественные процессы в российском бизнесе отлакировались качественными – слияниями и поглощениями, банкротством неэффективных бизнесов, заходом федеральных сетей, появлением иностранных франшиз и дилеров. Прямо скажем, в последние годы было уже не так просто открыть бизнес с нуля, всё занято. Если только что-то инновационное, но на это нужны особые умения.

-2

Была в этом некоторая усмешка судьбы: государство за это время сделало довольно много для стартапов – сняло административные барьеры, упростило налогообложение, наплодило институтов поддержки бизнеса. Лишь бы вы, родные, открывали новые ООО и ИП. Но – уже негде. Свободные или хоть сколь-нибудь рентабельные ниши заняты.

Пусть вас не сбивает с толку бодрая статистика ФНС о регистрации новых компаний. Это не молодые стартаперы, а бывалые старперы от бизнеса – привычно занимаются переригистрацией ООО «Ромашка-5» в ООО «Ромашка-6».

Новые нулевые

Весна 2022 года изменила расклад. Если не полностью, то в части иностранного присутствия на наших внутренних рынках – точно. Уход зарубежных брендов и сокращение импорта это новый шанс для отечественных производителей. Для стартаперов, которых почти не осталось. Это не новые девяностые (спасибо, не надо), но те самые «новые нулевые». Оставим за скобками истинные и декларируемые причины этого исхода, но фактически – французы, японцы, немцы и американцы добровольно и публично освобождают занятые ниши.

Самое время занять эти места запуском собственных производств. Как говорят сами американцы, ничего личного, just business, zhopu otnyal mesto poteryal.

Речь даже не про сложные в производстве автомобили, самолёты, компьютеры. Внезапно обнаруживаются дефициты сравнительно простой в выпуске продукции.

В свежем Коммерсанте, например, заглавная статься «С тарой жизни не вернуть» рассказывает, что контейнерный рынок на грани коллапса. Иностранные владельцы постепенно вывозят из России свои грузовые контейнеры. Стране требуется примерно миллион контейнеров TEU, а собственное производство это всего 10 тысяч единиц в год. Что такое контейнер? Большая железная коробка. Да, со своими стандартами и требованиями, но неужели в стране, лидирующей по производству стали, сложно наладить производство больших железных коробок?

-3

С тарой вообще много перспектив, если учесть, что из России уходят крупный американский производитель алюминиевых банок и шведский тетрапак.

А дефицит бумаги в стране, лидирующей по запасам леса? Ок, производство белой бумаги это не совсем малый бизнес, тут нужны большие ЦБК, но производить хлорат натрия для отбеливателя – уже проще. Или, например, мебель. Икея приостановила деятельность? Или не приостановила, а раздумывает? Пусть думает, самое время потеснить её немного своим производством.

-4

До сих пор не понимаю, почему в Красноярском крае ещё не появился собственный бренд мебели из массива. Когда этим недолго занимался Лесосибирский ЛДК – его продукцию раскупали как горячие пирожки. До сих пор, кстати, скупают, уже даже бэушную.

Продавцы керамической сантехники прогнозируют дефицит из-за перебоев поставок импортного каолина? Переводите на русский, каолин – это глина. Не такой уж редкий материал, можно освоить подходящее месторождение или даже замахнуться на собственное производство. В огромном Красноярском крае водится и белая глина.

-5

Огромный потенциал сейчас у IT-продуктов. От программного обеспечения до обычных шрифтов (это впрочем, ниша для дизайнеров). Вполне реализуемы становятся стартапы по производству кормов для животных, удобрений, цветов, пищевой продукции, одежды, спортивного инвентаря, стройматериалов.

Тиндер для бизнеса

Да, многое из перечисленного требует соблюдения особых регламентов и сертификации. Однако сейчас ровно тот момент, когда государство готово в этом поддержать – ускоренными согласованиями и льготными кредитами.

В Красноярском крае запускают целый Фонд развития промышленности со льготными займами от 20 до 50 млн по 1-3% годовых. Приоритет отдаётся тем проектам, которые нацелены на импортозамещение. Краевой минпром обещает начать выдачу таких займов уже летом.

Другой механизм поддержки – информационный. Иногда достаточно просто свести бизнес между собой. Кто-то потерял импортного поставщика какой-то нужной железяки, а кто-то упустил зарубежного потребителя своей прекрасной железяки. Оба, условно, живут на одной улице и попросту не знают друг о друге.

Минпромторг РФ запустил специальный сервис «Биржа импортозамещения», где такие одинокие сердца могут встретить друг друга.

-6

Реально – сайт знакомств для бизнеса. Прямо со встроенной цифровой площадкой для торгов. С наглядной видеоинструкцией для поставщиков и отдельно – для заказчиков. Для стартаперов, кстати, здесь тоже большое поле для вдохновения.

Схожую цифровую платформу запустили Минэкономразвития России и Корпорация МСП. Называется незатейливо: «Производственная кооперация и сбыт».

-7

Здесь примерно так же есть реестры поставщиков и реестры заказчиков, в которые можно записаться (через Госуслуги, куда без них). Но есть две отличительные фишки: во-первых, «Витрина закупок малого объёма по 223-ФЗ», и отдельный реестр поставщиков продовольствия, обещающий доступ на полки сетей Магнита, ВкусВилла и Х5 групп. Портал честно предупреждает, что работает пока в тестовом режиме. Но хотя бы уже работает.

На подходе, кстати, анонсированный уже краевым Агентством МСП портал «Сделано в крае». Кроме того, похожие сервисы есть у Торгово-промышленной палаты и других бизнес-ассоциаций.

-8

Импортозамещение становится не лозунгом из телевизора, а вполне реальным деловым процессом по запуску производств и встраиванию в сбытовые цепочки.

Государство в этой ситуации может только создать условия. Сама же мысль, искра, идея нового бизнеса – должна возникнуть в голове у будущего предпринимателя. Предпринимательская инициатива только тогда чего-то стоит, когда она своя, а не навязана/подсказана.

Подозреваю, что окно возможностей для нашего бизнеса открылось ненадолго. Если его не захлопнут с запада (вернувшиеся бренды), то быстро закроют с востока. И надолго заколотят гвоздями.

Своими, китайскими.