Всем нам – северным виноградарям очень хочется найти сорт для получения хорошего красного вина. Пусть не такого высокого качества как французские вина из Бургундии. Но что-то похожее. Конечно, не для выращивания в теплицах. И хотелось бы, чтобы не капризный был.
По просьбе моего подписчика – Ивана Иванова – дать интересную тему про виноград, решил опубликовать информацию, которую откладывал на будущее. Но, признаться, самому не терпится поделиться этой темой и узнать мнение коллег.
Сначала предисловие к необыкновенной истории.
Основное препятствие для получения высоких вин в средней полосе – недостаток тепла. И, как следствие – малое количество фенольных соединений, которые образуются в ягодах и придают вину букет. Довольно много фенолов в Амурском винограде, о котором я писал в статье:
Вино в Подмосковье – северный Амурский виноград
Но здесь другая проблема. Красные вина из Амурского винограда дают неприятный «землистый» тон, который портит аромат. Правда, в последние годы московские виноградари подобрали ключик к решению этой проблемы и вина из Амурского винограда стали получать на дегустациях довольно высокие оценки. Но это отдельная тема, к которой я ещё буду возвращаться.
И вот, похоже, появился виноград, который приближается по своим качествам к требуемым. История его начинается от работ известного селекционера Александра Ивановича Потапенко, который большую часть жизни посвятил улучшению Амурского винограда. Незадолго до того, как уйти из жизни, Александр Иванович, чувствуя, что силы покидают его, раздал коллегам семена своих перспективных форм, с тем, чтобы его труды были продолжены.
Одну из партий семян получил другой известный селекционер из Смоленска и поклонник Амурского винограда – Юрий Михайлович Чугуев.
В феврале 2013 года, Юрий Михайлович известил меня, что собирается читать лекцию в Москве. Я попросил его привезти пару килограмм обрезков лозы Амурского винограда. Лоза мне нужна была для изучения возможностей производства из неё целебного средства, технология которого впоследствии и была разработана. А средство зарегистрировано и получило название «Замедлитель старения».
Об этом Вы можете почитать здесь:
В подмосковном винограде обнаружено вещество эффективное от старения и рака
Лозу Юрий Михайлович привез и сказал, что она от куста из семян А.И.Потапенко. Сеянец никак не хотел входить в плодоношение, был удален и привезен мне, в виде обрезков лозы. Часть этих обрезков была отправлена в лабораторию. Излишки валялись в теплом и сухом помещении ещё два с лишним месяца и превратились в сухие «мумии». В апреле, в моей оранжерейке подросли укореняемые саженцы. Молодым лозенкам понадобились подпорки. И я использовал сухие обрезки лозы, в качестве этих подпорок. Каково же было моё удивление, когда на некоторых из них стали распускаться почки!
Мне всегда жалко уничтожать живые растения. А тем более виноград, который проявил такую необыкновенную живучесть, пусть даже это селекционный брак. А сажать на своем участке нет места. И молодые саженцы я высадил осенью на лесной опушке во Владимирской области, куда езжу на охоту по тетеревам.
Прошло восемь лет, в очередную сентябрьскую охоту я вспомнил про свои посадки, пошёл их проверить. Опушка заросла молодым березняком. Но одну лозу я разыскал. Будучи полностью в тени молодых берез, куст мощно разросся и был увешан гроздьями темно-синих, почти чёрных ягод. Надо попробовать.
Мне удалось дотянуться до нижней грозди и предчувствуя кислятину, мой рот заполнила слюна. Когда раскусил ягоду, от её необычно сладкого вкуса и приятного аромата буквально обалдел. Ведь так не бывает. Мало, того что лоза дала плоды в тени, так ещё сладкие!!! А за прошедшие годы, в этих местах мороз достигал -38 градусов. И виноград выжил на тощей
песчаной почве.
Собрал около килограмма ягод, нарезал черенки и отвёз в Москву. Ягоды оказались сочные. Отжал сок, измерил сахар. Рефрактометр показал, что его 21%. Для вина – самое то. Сделал бутылку вина по-красному.
Сухое вино получилось приятное, с хорошей ароматикой,нотками финика и гуаябы, красивого рубинового цвета. Без землистых тонов. Но, с повышенной кислотностью. Титрование показало кислоту почти 15 г/л. Чего и следовало ожидать от ягод, не видевших солнца. Несомненно, в ягодах, созревших на солнце, кислота будет значительно ниже. Да и сахар прибавится, хотя и так достаточно.
Теперь «Лесная песня» - так назвал новую форму – будет расти на лучших солнечных местах моего участка. Сделал несколько подзимних прививок черным в черное и укоренил черенки. Но сигнальные грозди теперь ожидаю в 2023 году, если только прививки не зацветут в этом году. Такова судьба селекционера – ждать. Что скажете – стоит?
Ваш Евгений Родимин