14 апреля день рождения Петра Глебова. Он создал кинообраз Григория Мелихова в «Тихом Доне», который считается непревзойдённым многими поколениями кинозрителей.
Доброго времени суток, уважаемые читатели канала «Когда казак сыт». История каждого человека уникальна, а если рождаешься на стыке двух эпох, то во многом трагична. Сегодня с удивлением узнала о родословной актёра, надеюсь, вам тоже будет интересно.
Родился Пётр Глебов в 1915 году в семье владельца конных заводов дворянина Петра Глебова и происходившей из старинного дворянского рода Марии Михалковой.
Для родителей мальчика этот брак был вторым: Марица (так звали ласково Марию Александровну в семье) была необыкновенно хороша. Даже родив троих детей от первого мужа, Владимира Кристи, сына московского губернатора, не утратила своей привлекательности, что было поводом для бесконечной ревности: однажды её супруг застрелил на этой почве собственного дядю, князя Трубецкого.
Сын состоятельного помещика Владимира Глебова и княжны Софьи Трубецкой, Пётр Глебов, был сражён её красотой — решил оставить семью и несмотря на угрозы родителей остаться без наследства, сочетался браком с Марицей Михалковой. В семье родились мальчики Фёдор и Пётр.
Жили в имении Марицы, в Назарьево, где разбили парк, построили домашнюю церковь. Мальчики не были избалованы: с раннего возраста отец приучал их к труду, охоте, и конечно, к верховой езде.
Актёр вспоминал:
Вечерами песни задушевные под гармонь пели, ходили в ночное, с ребятами гоняли. Я и предположить не мог, что эти навыки мне когда-нибудь пригодятся на съёмках фильма "Тихий Дон"
После революции земли, конезаводы, имения были отобраны большевиками, но Глебовы даже не помышляли об эмиграции: "Мы - русские, и будем жить в России!" Старший Глебов принял советскую власть, помогал в подборе лошадей для Красной Армии. Когда Пете было семь лет, отца не стало: в одной из командировок он сгорел от тифа.
Марица осталась одна с пятью сыновьями и няней Машухой, которая пришла к Михалковым ещё девочкой — и не знала другой семьи. Мальчики охотились, выручал огород да умение Машухи приготовить еду буквально из ничего.
Когда пришло время учиться младшему сыну, Марица строго-настрого наказала Петру не упоминать о своём происхождении, да и сам он мало что помнил, поэтому его всегда удивляла фраза: «Петя — в Трубецких».
Старший брат, Григорий Кристи, с юности заболел театром, младшие с восторгом подхватили эту идею и ставили домашние спектакли: Петя был актёром, а Федя мастерил декорации.
После окончания семилетки Пётр выбрал обучение в мелиоративно-дорожном техникуме: почему-то ему казалось, что можно будет всё время на этой работе охотиться и рыбачить. Однако, когда он прибыл в Богучары Воронежской области для осушения реки, реальность оказалась далека от ожиданий — и он отправился к старшему брату в Москву, где поступил учиться в оперно-драматическую студию Станиславского.
Но тут началась Великая Отечественная война — и все пятеро братьев отправились на фронт. Все Глебовы считали делом чести защиту Родины. Пётр служил в зенитно-артиллерийском полке, а когда бой стихал — брал в руки гитару и тихонько напевал боевым товарищам любимые песни.
Демобилизовавшись, Пётр Глебов возвращается в театр, где играет в спектаклях «Дни Турбиных», «Три сестры». А вот с кинематографом не складывалось — и первой значимой, впоследствии легендарной ролью для 42 -летнего актёра, становится роль Григория Мелихова, которую он получил совершенно случайно: пришёл пробоваться в массовку, но Герасимов услышав его голос, повнимательнее присмотрелся... и снова засомневался (а он перебрал уже несколько десятков актёров) : ну какой из него Гришка?
Тогда гримёр подмигнул Петру: «Приходи на час раньше завтра перед пробами» - и сделал ему турецкий нос, с горбинкой, всё, как описал в романе Шолохов. А когда писателю представили кандидатуру Глебова, тот воскликнул: «Другого казака здесь не вижу!»
Съёмки проходили на Дону, в хуторах, актёры здесь и жили, в куренях, работали с местными казаками, в праздники вливались в общую компанию. Местные подшучивали над Глебовым, глядя, как он держится в седле: «А ведь ты брешешь, шо из Москвы, нашенских ты кровей, казачьих!»
Всё стало на свои места, когда тётка Глебова передала семейный архив из Парижа: в Петре Глебове бурлила кровь казачьего генерала, героя Дона, графа Орлова-Денисова. Одну из дочерей он выдал замуж за князя Трубецкого после войны 1812 года, их дочь, княжна София — бабушка Петра. Она была знатной охотницей: ловко сидела в седле, травила борзыми волк и лисиц. Одно время за ней ухаживал Лев Толстой, с неё написал образ Наташи Ростовой. Но замуж она вышла за Владимира Петровича Глебова, известного конезаводчика.
Мария Александровна, мать Петра Глебова, шутила: «Я — тётка Гимна Советского Союза и мать «Тихого Дона». Дело в том, что она действительно была родной тётей Сергея Михалкова, а Никита Михалков и Андрей Кончаловский — племянники Петра Глебова, но он никогда не обращался за помощью к прославленной родне.
Вот таким было происхождение «первого казака России», как часто называли Петра Глебова в газетах. Подписывайтесь, ставьте лайки, ещё очень многим хочется поделиться с вами, дорогие друзья! Ваша кинематографическая Лилиана