Прогулки по музеям. Август.
Сгоняла на 2 дня в Петербург, получила громадное эстетическое удовольствие, сходив в музей Фаберже, в который собиралась уже невесть сколько раз, но то время поджимает, то не могу найти парковку поближе. В воскресенье же, оказывается, в центре города легко запарковаться без нарушения правил. Очень рекомендую музей ювелирных шедевров, он работает без выходных, находится в центре, на Фонтанке, 21.
1. Расположена экспозиция в бывшем Дворце Нарышкиных-Шуваловых. В советское время здесь располагался Дом дружбы народов, но в 90-ые годы с дружбой, видимо, было покончено, здание пустовало с десяток лет, теряя свою роскошь. И только в 2000-ые после реставрации по инициативе фонда "Связь времен" появился уникальный музей русских ювелирных шедевров. Также, как когда-то, дамы, блистая бриллиантами, в пышных кринолинах поднимались по парадной лестнице на бал к хозяйке- Марии Нарышкиной, так сейчас посетители в масках, но с предвкушением прекрасного зрелища, шагают по ковровой дорожке дворца.
2. Дворец возводился в конце 18 века для семьи Воронцовых, затем его владельцами стали супруги Нарышкины. Весьма известная и богатая семья, ведущая корни еще от матери Петра I. Молодая жена Мария была весьма хороша собой, любила балы и общество. Как считают историки, на одном из увеселений ею заинтересовался Александр I. Причем настолько, что, поговаривают, будто четверо рожденных Марией дочерей, были Александру родными детьми. Муж Марии не возражал, ибо был уже немолод, а обласканность императорской властью никому лишней не бывает.
Позднее одна из дочерей вышла замуж за Петра Шувалова, поэтому дворец вошел в историю, как Шуваловский.
3. В Красной гостиной выставлены работы разных российских фирм 19 века: Братья Грачевы, Игнатий Сазиков и Фаберже.
Карл Фаберже родился в семье ювелира, поэтому, род занятий ему уже была предначертан. Отец отправил его постигать ремесло к лучшим ювелирам Европы и не прогадал. Вернулся оттуда молодой Карл уже с идеями, как поднять компанию отца. Он следует заветам Ротшильда: 1. "Забота об имидже – залог процветания" 2. "Дружба с сильными мира сего – трамплин для бизнеса". Карл собирает со всего ювелирного мира лучших специалистов, предоставляя им высокие зарплаты, и ищет заказчиков в элитных кругах. Т.о. выходит на царскую семью.
Кружку с головой барана (фото 2) изготовил Юлий Раппопорт — ювелир фирмы Фаберже, который был автором разных серебряных изделий, но особенно прославился скульптурными изображениями зверей и птиц. Сам Карл Фаберже участвовал в изготовлении заказа только в части согласования и контроля. Если все эти стадии были пройдены успешно, тогда он ставил на изделие свое клеймо. Карл Густавович не был гениальным ювелиром, но он был организатором от бога!!
Кружка с изображением хоровода (фото 3) и целой бытовой сцены. Там один мужик с бутылкой уже валяется, другой задиристо схватил парня за локоть, балалаечник наяривает, а пары танцуют. Весьма популярны были такие изделия в 19 веке.
4. Главная фишка музея- яйца из царской коллекции. Самое первое яйцо Александр III решил подарить своей супруге Марии Федоровне на пасху. К тому времени Карл Фаберже уже был вхож в семью, как изготовитель обручальных колец. Император припомнил, что супруга рассказывала, как в датском детстве у них было принято дарить ювелирные яйца. И Фаберже придумал: в белом фарфоровом яйце было запрятано золотое яичко, в котором в свою очередь пряталась курочка. А сама курочка открывалась, как шкатулка- там был помещен рубиновый кулон. Глаза у курицы тоже были рубиновые. Когда окрыленный муж вручил императрице сей подарок, то она испытала такой же восторг, как Эллочка-людоедка при виде ситечка, вынутого из кармана Остапа. Так в 1885 году была заложена традиция дарить на пасху ювелирное яйцо. А придворным ювелиром на веки вечные стал Карл Фаберже.
5. Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре того же года. Автором этого шедевра является один из лучших ювелиров компании Фаберже- Михаил Перхин. Родом Михаил !! был из деревни Ялгуба, это в 15 км от Петрозаводска (приятно, что мой земляк) Выходец из крестьянской семьи, тем не менее, он уехал в Санкт-Петербург обучаться ювелирному мастерству. Половина яиц для царской семьи выполнена им. Позднее, К.Фаберже даже разрешает ему иметь свое клеймо.
Идея данного изделия была навеяна антикварными шкатулками из дрезденского музея, где побывал Михаил Перхин. Яйцо вырезано из агата и имеет золотую, частично покрытую полихромной эмалью, оправу с львиными маскаронами по бокам и вкраплениями рубинов и алмазов. На верхней половине яйца бриллиантами выложена дата его создания. Что было в этой шкатулке при вручении подарка- неизвестно. Но она, явно, была не пустая. Кстати, работа по изготовлению пасхальных яиц была настолько тонкая и кропотливая, что по времени на нее уходил почти целый год.
6. Многие императорские пасхальные шедевры были связаны с важнейшими вехами российской истории или жизни императорской семьи. К таким подаркам относится и «Коронационное» яйцо 1897 года — одно из самых известных и прославленных творений К. Фаберже. Оно было посвящено торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. Внутри яйца помещалась миниатюрная копия кареты Екатерины II, на которой ехала императрица Александра Федоровна на коронацию. Миниатюрную карету изготовил Георг Штейн, а яйцо- наш карельский Михаил Перхин.
7. Еще одна работа М.Перхина: "Ландыши". Подарок супруге на пасху уже Николаем II, который подхватил эстафету от отца и заказывал у своего личного ювелира Фаберже два яйца, супруге и матери. Ландыши- любимые цветы Александры Федоровны (здесь мы с ней солидарны). В верхней части яйца в круглых медальонах- три портрета: самого Николая и двух дочерей, в 1898 году детей было пока двое у этой четы (фото 2).
8. Яйцо «Петушок», подаренное Николаем матери-императрице как дань уходящему прошлому. Было решено несколько высмеять типичные часы с кукушкой, и при нажатии на кнопку в верхней части туловища ажурная крышка отскакивала, а из-под нее появлялся петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями. Он кукарекал, раскрывая клюв, и хлопал крыльями, после чего снова скрывался внутри, а крышка захлопывалась. Яйцо "Петушок" было подарено на пасху 1900 года любящим сыном вдовствующей матери. Автор тот же Михаил Перхин.
Фирма Фаберже брала заказы не только у царской семьи, но любой товарищ при деньгах мог получить изделие. Изделие стоило космических денег, но это был эксклюзив- ничего не повторялось никогда!!
9. Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подаренное Николаем II Александре Федоровне в 1911 году, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры – «1894». Обычного сюрприза в яйце нет, поэтому наружный декор очень богат: оно украшено одновременно и портретами царской семьи, и повествовательными историческими композициями в технике гильоширование с алмазными перетяжками. Миниатюры написаны на слоновой кости.
10. Последний подарок Николая II своей матери на пасху 1916 года. Яйцо "Орден святого Георгия". Слева и справа медальоны с портретами его самого и сына Алексея. Они оба были кавалерами этого ордена, очень горды были этим. Само изделие достаточно скромное- ведь шла война, не до роскоши. Этот подарок- единственный, сохранившийся именно в семье Романовых, его Мария Федоровна смогла увезти за границу при эмиграции. Надо отметить, что всего для царской семьи было изготовлено 52 яйца. В музее собрана примерно пятая часть коллекции. Известный миллиардер из списка Форбс собирал их по всему миру на аукционах, а российский бизнесмен Виктор Вексельберг смог его убедить продать шедевры общим лотом. Так было положено начало музейной экспозиции.
11. Кроме яиц компания Фаберже изготавливала различные предметы из гильошированной эмали. Эмаль — это разноцветное легкоплавкое стекло, которое мастера наносят на поверхность металла. Гильош — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Очень модная техника в конце 19 века.
12. Великолепный бинокль из эмали и гильоша, инкрустированный бриллиантами, изготовлен М. Перхиным.
13. К началу 20 века в мастерских Фаберже стали использовать камнерезное искусство. Так, самым популярным камнем для изделий стал нефрит. Месторождение нефрита было найдено в гигантских валунах у озера Байкал. Валуны можно было перемещать только зимой. По мерзлому грунту их перевозили на запряженных лошадьми санях в Санкт-Петербург. На фото 1: блюдо выполнено для императорского двора, оно с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. На фото 3: Нефритовая ручка для зонтика с эмалью и бриллиантами.
14. «Опережайте конкурентов хотя бы на шаг», – наставлял Ротшильд своих сыновей. Фаберже следовал тому же принципу: он всегда шел впереди соперников. Мода на камнерезные изделия, введенная Карлом Фаберже, легко прижилась в России. Нефрит, одновременно твердый и вязкий, свободный от трещин, так затрудняющих обработку других камней, даёт возможность доводить исполнение работ до пределов законченности. Теперь знать заказывала подарки только из камня. Это портсигар для кайзера Вильгельма II с его монограммой, изготовлен мастером Михаилом Перхиным.
15. После смерти Михаила Перхина в 1903 году ведущим специалистом становится его помощник- Генрик Вигстрём - мастер золотых дел финского происхождения. Его работа- настольные часы с нефритовым корпусом и гильошированным эмалевым циферблатом, увенчанные глобусом из горного хрусталя. На поверхности глобуса выгравированы основные морские пути. Часовой механизм, соединенный с осью глобуса, приводит его в движение. Шкала, нанесенная на совпадающий с экватором золотой обруч, позволяет определить время в разных точках земного шара.
Фото 2: Настольная лампа из нефрита и серебра в исполнении Генрика Вигстрёма.
16. Занималась компания Фаберже также созданием окладов для икон. Великолепное исполнение серебряного оклада для иконы Казанской Богоматери, украшенного филигранью и жемчугом (фото 1). Мелкий речной жемчуг в те времена добывали в Олонецкой и Архангельской губерниях. У нас, на севере.
Лик Серафима Саровского написан на перламутре, а оклад выполнен из выемчатой эмали. Одна из сложнейших ювелирных техник (фото 2).
Мини иконостас в золотой оправе с религиозными сюжетами, писанными на эмали (фото 3).
17. Справедливости ради надо сказать, что в России были и другие, не менее востребованные, ювелирные компании. В музее им тоже отведено место. Например, фирма Павла Овчинникова специализировалась на декоре из эмали. Техники были разнообразные. Данный портсигар выполнен в стиле перегородчатой эмали. На металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) выкладывается рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играют роль «перегородок», внутрь которых помещается стекловидная эмаль, разогретая до жидкого состояния.
На фото 3 также изделие фирмы П.Овчинникова. Очень он любил ковши с головами животных.
18. В бело-голубой гостиной дворца выставлены работы московского ювелира Федора Рюкерта. От яркости красок эмалевых изделий поднимается настроение.
В 1964 году при демонтаже стены в этом помещении была обнаружена кладовочка, где Шуваловы припрятали многие ценные вещи. Как полезно бывает ломать дворцы.
19. Набор рюмок с необычным решением ручек: это реальные царские золотые монеты.
20. Шедевральный набор посуды для крюшона — горячего напитка, который подавали в большой емкости, а затем разливали по чаркам при помощи специального черпака. Автор- артель И.Хлебникова.
Музей Фаберже обязателен к посещению для тех, кому интересен ювелирный промысел. Отрада для глаз и для души.
Читайте по теме:
Екатеринбург. Шедевры камнерезного искусства. https://zen.yandex.ru/media/633713/ekaterinburg-shedevry-kamnereznogo-iskusstva-62508329671b7902601b2e00
Петербург. Счастье и слезы пяти поколений Шереметевых. https://zen.yandex.ru/media/633713/peterburg-schaste-i-slezy-piati-pokolenii-sheremetevyh-61fd4deda80ff0067d58bdf2
Вологда-столица русского кружевоплетения. Уникальный музей. https://zen.yandex.ru/media/633713/vologdastolica-russkogo-krujevopleteniia-unikalnyi-muzei-61d33ef7e27786705a266347
Петербург. Счастье и слезы пяти поколений Шереметевых. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/61fd4deda80ff0067d58bdf2
Петербург. Какие тайны и легенды хранит Юсуповский Дворец. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6210e09255365a370ac8c1c5
Петербург. Как попасть на бал к Юсуповым. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6214ca8738e7b1267a1ccbf2
Покровское-Петербург. Григорий Распутин: жизнь и смерть одиозного друга царской семьи. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/620575ec7f3eb35498b2b731
Аргентина. Радужные горы, колючие гиганты и пещера дедушки Мигеля. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6261547538f7a502c3e73c7e