Найти тему
Будо.

Что такое Ма-ай?

Оглавление

В японских боевых искусствах существует такое понятие как;

Ма:ай — гармоничный, комфортный для человека интервал времени и пространства, из которого он может совершить как атакующее действие(удар, захват, бросок), так и защитный прием или движение.

Ma (яп. 間) означает не столько дистанцию, а сколько промежуток времени или интервал, связь между внутренним и внешним. Все японское искусство пронизано принципом ма.

Ai (яп. 合い) – гармония, соединение, приспособление живых существ друг к другу, и энергия, которую нужно вкладывать в действия в нужный момент, в соответствии с ситуацией.

Если перевести ма-ай как «дистанция», то смысл этого понятия исказится. Ма-ай выражает взаимосвязь между временем и пространством. Это не статичное понятие. Статичная понятие дистанции, собственно само слово дистанция, по японски звучит как  кюори (яп. 距離). Ма-ай  –  это также не чувство дистанции. Чувство дистанции по японски — кюорикан (яп.距離感).

Ма-ай в разных боевых искусствах — разный. Ма-ай — это умение идеально приспособиться к возникающей ситуации, причем выбор нужной дистанции – только лишь элемент этого умения. В кумитэ японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо ма-ай — это расстояние встречи, время нужное на преодоления, реакция и ритм атаки. Ма-ай у каждого человека в зависимости от его физического состояния, уровня технической подготовки, его физических параметров — тоже разный, у каждого — свой собственный и каждый может его развивать, улучшать, расширяя диапазон комфортных для себя дистанций, сокращая время своих реакций, улучшая тайминг и ускоряя ритм боя.

Старые мастера говорили, что нужно научиться ощущать страх противника в зависимости от дистанции между вами. Чем ближе противник, тем больше должно быть у вас смелости и навыков. Когда человек научиться понимать свой ма-ай, он может иcпользовать его в стратегии боя — «ma ai no hejho» (яп. 間合いの兵法).

Классификация дистанций Ма

Существует три стандартных, наиболее распространенных вида дистанции ма-ай, которые используются в большинстве японских боевых искусств:

  • Учи-ма (яп. 内間) –  идеальная (средняя, удобная)  дистанция. С этой дистанции вы можете с подшагом достать противника, но и он может сделать то же самое.
  • Чика-ма (яп.近間) –  слишком маленькая (неудобная) дистанция.
  • То-ма (яп.遠間) –  слишком длинная дистанция. Ни вы, ни противник, не достанете друг друга даже с подшагом.

Имеет место быть и другая квалификация дистанции. Например: смертельная дистанция (cи-но-ма) и дистанция жизни (cей-но-ма).

В процессе боя дистанция изменяется очень быстро, есть такое понятие — «рвать» дистанцию, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения расстояния между соперниками. На различных дистанциях применяются разные средства как для атаки, так и для самообороны. На дальней дистанции используют ударную технику ног и рук. В ближней используют захваты, броски, болевые контроли.

Существует четыре основных зоны боя кумитэ:

  • Зона безопасности, где нет надобности беспокоится об отражении атаки в любой момент;
  • Зона защиты, где проведение защиты или контратаки необходимо, создание зазора «sukima» (яп. 隙間);
  • Зоны выхода, куда можно переместится, чтобы избежать непосредственного столкновения, так называемая «мертвая зона» «shikaku» (яп. 死角) – сектор со стороны спины;
  • Опасная зона, где вы оказываетесь уязвимы.

Сутью концепции ма-ай является нахождение на таком расстоянии от соперника, чтобы вы могли атаковать или выйти из-под атаки, сделав один шаг. Это позволяет эффективно входить в зону защиты соперника и выходить из нее.

Как улучшить свой ма-ай?

Нужно понимать как происходит противостояние, поединок, и тогда можно понять, что именно влияет на  качество вашего ма-ай.

Первый этап. Когда поединок начинается, у вас есть первичный способ воздействия, который проявляется в виде соотношения ваших физических параметров и параметров противника, физической силы и кондиции тай-чикара (яп. 体力), психической подготовки ки-гамае (яп. 気構え), физической готовности ми-гамае (яп. 身構え), координации и ловкости, начальной техники ваза (яп. ). Эти качества должны быть подготовлены и уже на самом начальном этапе боя поставят вас в выигрышное или проигрышное положение. Например: если у вас плохая стойка или соперник выглядит более физически крепким — это повлечет за собой неуверенность в своих действиях, неправильный выбор дистанции, потерю инициативы, а значит ухудшенную реакцию на действия противника. Поэтому как это ни покажется странным, нужно в первую очередь работать над этими параметрами: тай-чикара, ки-гамае, ми-гамае и техническим арсеналом ваза.

Второй этап. Это сам поединок. Во время поединка проявляются такие виды подготовки как боевой дух точи (яп. 闘志), выбор времени и ритм хайчи (яп. 拍子), дыхание кокю (яп. 呼吸), уверенность в себе дзисин (яп. 自信), сосредоточенности движения и воли куфу (яп. 工夫), объединение энергии дыхания и крика киай (яп. 気合).

Все эти качества дают вам преимущество в физическом давлении на противника Сэмэ и навык сокращать дистанцию чика йори (яп. 近寄る). Дополнительно обязательное преимущество в технических наработках какуси ваза (яп. 隠し技), хорошая скорость реагирования, и тактическое чтение противника, и применение кимэ в сочетании с дзансин (яп. 残心). Все это даст преимущества, особенно перед более слабым противником. Тренируйте эти качества.

Но, что же делать,  если перед вами более сильный и опытный противник? Для этого вы должны уметь концентрироваться и, применяя принцип Син-ки-рюоки-ичи, преодолевать пространство, которое отделяет нас от противника для реализации своей техники. Ставить противника в невыгодное для него и выгодное для вас положение. Это умеет делать опытный мастер. Причем опытный мастер будет это делать на уровне своего подсознания (ханса ундо).