Почему каждый год тысячи людей, считающих себя христианами, вместо того, чтобы идти в храм на Пасхальную службу, отправляются на кладбище?
Помню, еще в начальной школе, однажды весной, в субботу, наша учительница оставила нас после уроков: «Дети, я надеюсь, никто из вас не верит в Бога. Но завтра будет Пасха. И ваши родители, наверное, приготовят много куличей, творога, яиц. Все это, конечно очень вкусно, вы кушайте». Клавдия Павловна строго оглядела нас, притихших второклассников, и продолжила: «Но не вздумайте идти в церковь. Там будут дежурить люди, которые запишут всех детей, их фамилии, из какой школы. Затем списки передадут директору школы, и эти дети будут наказаны».
Вырвавшись из душного класса на свободу, мы тотчас об этом забыли, и, размахивая портфелями, помчались домой, поедать куличи и творог, совсем не думая о том, что эти вкусности как-то связаны с верой в Бога.
Скорее всего, обычай праздновать Пасху на кладбище, а не в храме, появился в годы атеизма, когда верить в Бога было совсем не популярно. Детей за это «прорабатывали» в школе, а для взрослых взыскания были посерьезнее: могли лишить премии или права стоять в очереди на квартиру…
Поэтому многие послушные члены партии (включая и моих родителей) втихомолку пекли дома куличи и красили яйца краской, купленной на «толкучке», а потом несли их на кладбище — помянуть умерших родных, и так отпраздновать Пасху. Этого было запретить нельзя.
Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Вот и получается, что люди идут почтить своих ушедших близких. Разве это плохо? Конечно, нет! Церковь не имеет ничего против почитания наших усопших родственников.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря пишет: «Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище».
Когда человек в пасхальное утро отправляется убирать могилку, чтобы потом разложить на ней кусочки кулича, конфеты и крашеные яйца, происходит разрыв с церковными традициями. Церковь считает это суеверием. Хотя в это время на кладбище можно встретить множество просящих милостыню, и затем собирающих «дань» с могил.
А вот что писал Епископ Афанасий (Сахаров) о поминовении усопших по уставу православной церкви: «Во святой и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения все приглашаются только к ликованию, все призываются веселиться божественно, спраздновать любопраздными чинами Пасху Божью спасительную. В Пасху верующие должны как бы забыть обо всем остальном… все мысли сосредоточить на радости воскресения . В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий… В Пасху звучит победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовой, и это радостнейшее и утешительное исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых…»
Пасха — самый радостный праздник христиан. В этот день в сердце верующего человека не должно быть места печали. Пасха — это праздник воскресения, праздник жизни. И хорошо, когда мы проводим его в общении с живыми, а не с мертвыми. Поэтому нам надо идти в церковь, а не на кладбище. Библия говорит , что Христос — Начальник жизни!
Пару лет назад мой муж, проезжая через небольшой городок Сасово, познакомился со служителем церкви, который отмечал Пасху весьма необычным образом. После богослужения в церкви,разместив на борту своей старенькой «копейки» плакат со словами: «Что вы ищете Живого между мертвыми?!», этот человек припарковался прямо у ворот городского кладбища. Народ реагировал по-разному: кто-то хмурился, кто-то усмехался, а кто-то даже подходил, чтобы спросить, что это значит.
А как мы празднуем Пасху? Понимаем ли мы истинное значение этого великого христианского праздника? Приближается день Светлого Христова Воскресения, праздник живых. В одном христианском гимне поется:
«О, друг, иди в церковь живую!»
Давайте последуем этому доброму совету!
Готовы ли мы разделить общение с Воскресшим и Его славной церковью?
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть попрал, и сущим во гробех всем жизнь даровал!»
Нам, именующим себя верующими, нет ничего лучше, как праздновать Светлое Христово Воскресение в Церкви!
Драгомирова Екатерина