Найти тему

Музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» посвятили Александру Скрябину и столетию СССР

В Ульяновской области в минувшее воскресенье завершился международный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…». Он предложил слушателям широкую палитру музыкально-театральных впечатлений, оправдав статус главного культурного события региона.

Фестиваль на родине Ленина в этом году отметил внушительный юбилей: проведенный в 60-й раз, он является одним из старейших в нашей стране постоянно действующих культурных форумов. Удивительно, но его проведение все годы оказывалось возможным – ему не помешали ни пандемийные ограничения последних двух лет, ни трудные 1990-е, когда все, связанное с именем знаменитого земляка переосмысливалось, пересматривалось, а иногда и вовсе бездумно отметалось. Правда и фестивалю пришлось несколько подкорректировать и свое название, и свой формат – из «Всесоюзного апрельского музыкального на родине Ленина» он превратился в международный «Мир, Эпоха, Имена…», сменив ленинскую моноориентацию на многовекторность.

Однако обойти ленинскую тематику, а тем более отказаться от нее в Ульяновске – немыслимо. Несмотря на то, что есть и другие выдающиеся уроженцы бывшего Симбирска – например, Николай Карамзин или Иван Гончаров – Ульянов-Ленин по-прежнему весомая фигура и настоящий бренд региона. Монументальный Ленинский мемориал на высоком волжском берегу, переживающий в настоящее время грандиозную реставрацию, – настоящее сердце города, объединяющий в себе колоссальный музейный комплекс со стотысячным фондом экспонатов и Ульяновскую филармонию. Именно усилиями его дирекции во главе с неутомимой Лидией Лариной продолжает жить и музыкальный фестиваль. И даже можно сказать – процветать.

Нынешний юбилейный фестиваль длился месяц и тематически был связан с двумя историческими точками – 150-летием великого композитора Александра Скрябина и грядущим 100-летием образования Советского Союза. Казалось бы, совмещение весьма формальное, просо совпадение по датам – дореволюционный композитор, умерший до великого социального эксперимента 1917-го, и грандиозный большевистский переворот, радикально обновивший страну – где точки соприкосновения? Однако, если вглядеться пристальнее, то ответ лежит на поверхности – мечта. Советский Союз и породившая его революция – это мечта о новой жизни, о новом человеке, это преодоление всего старого и рутинного, мешающего человеку обрести полет вольной птицы. Дерзким мечтателем и великим поэтом звука, пролагавшем новые пути в искусстве был и Скрябин с его поиском новых форм и вселенского синтеза. Эксперимент, полет мысли и фантазии, парадоксальность мышления, помноженная на безмерный талант, которым восхищались все современники, кто сталкивался со Скрябиным – вот неполная характеристика мечтателя и революционера от искусства. Идеи, что витали в русской культуре перед революцией и воплотились в творчестве Скрябина, в немалой степени подготовили наступление советского периода в истории нашей страны.

Скрябинской теме был посвящен сольный концерт московского пианиста Алексея Чернова, лауреата конкурсов имени Чайковского и Скрябина – прозвучавшая грандиозная монографическая программа включала как известные сочинения композитора, так и малознакомое, как сочинения более камерного формата, так и монументальные фортепианные полотна. Параллельно Ленинский мемориал совместно с московским Мемориальным музеем А. Н. Скрябина приготовили внушительную выставку, на которой экспонировались материалы, посвященные жизни и творчеству мастера – уникальные фотографии, документы, нотные автографы, страницы воспоминаний.

Второй лейтмотив фестиваля – очень понятный самому широкому слушателю: старшее поколение ностальгирует по советскому прошлому, но как ни странно, присутствуют такие настроения и у молодежи, которая уже не застала советскую эпоху. Величие ушедшей страны, ее достижения и завоевания, ее лозунги и устремления для многих очень привлекательны и понятны и сегодня. С ленинской траекторией юбилей СССР совпадает идеально – благодаря Владимиру Ильичу советская федерация собственно и появилась на карте мира.

Советской тематике посвятили два заключительных концерта фестиваля – первый прошел по месту постоянной прописки фестиваля в областной столице, второй – во втором по величине городе области с коминтерновским названием Димитровград. Их фигурантами стал знаменитый столичный коллектив – Государственная академическая Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского, впервые в полном составе пожаловавшая в этот волжский регион. Программа, которую привезла капелла – эксклюзивная и очень необычная. Кантата «Весна» Рахманинова напрямую с советской темой конечно не связана – но ее лейтмотив обновления тем не менее оказался очень уместным в афише концерта. А вот «Здравица» Прокофьева – со славословием Сталину и трудовым будням и праздникам советского народа – как раз попадание в десятку. В этих двух опусах особенно проявило себя мастерство знаменитого хора Полянского – с умением передать богатую звуковую фактуру у Рахманинова или задорную виртуозную скороговорку у Прокофьева – не каждому коллективу такое по плечу.

А «композитором-резидентом» концертной программы безальтернативно стал Дмитрий Шостакович. Его грандиозной по эмоциональному накалу Праздничной увертюрой концерт открылся, задав тон и тонус всему мероприятию. Первый фортепианный концерт, в котором солировала Татьяна Полянская, показал совсем другого мастера – тревожного, задумчивого, немного экзальтированного. Особенно солистке удались лирические фрагменты партитуры, а также места, требующие настоящей технической виртуозности – с оркестром капеллы у нее возник убедительный диалог.

Наконец, венчала программу «Большая молния» - первое исполнение в Ульяновске и области незаконченной оперы-плаката, которая должная была стать лихой агиткой к пятнадцатилетию Октябрьской революции, однако из-за расхождений с либреттистом Николаем Асеевым осталась незавершенной, что весьма печально: в ее яркой, одновременно оптимистической и остро сатирической музыке угадывается обаяние позднего шедевра композитора — оперетты «Москва, Черемушки». «Большая молния» повествует о визите советских рабочих за рубеж, в США: те сцены, которые мы сегодня имеем, как раз и происходят в американском отеле, где ожидают прибытия «диковинных большевиков». Ярко гротескные образы блистательно создали солисты капеллы – тенор Максим Сажин (Архитектор), баритон Евгений Либерман (Управляющий и Майофель), бас Руслан Розыев (Семен) и другие.

Но не зря «Мир, Эпоха, Имена…» фестиваль – многовекторный и мультикультурный: он не замыкается только на темах-слоганах. В частности, и в юбилейной афише нашлось место не только Скрябину и СССР. Музыка Бизе и Гуно, Листа и Мендельсона, поэзия Иосифа Бродского, армянский дудук (на нем играл знаменитый Аргишти) и немецкий орган (солировал Владислав Муртазин), классические оперные арии Верди, Пуччини и Легара в исполнении мариинской дивы Марии Баянкиной, топовый российский пианист Денис Мацуев – словом, фестиваль дарит ульяновским слушателям богатейший калейдоскоп впечатлений, выполняя свою благородную культуртрегерскую функцию. Ведь в конце концов, как ни крути, а вождь мирового пролетариата был прав – искусство принадлежит народу: целям его возвышения, душевного и духовного врачевания и роста оно и призвано служить.

14 апреля 2022 г., "Культура"