Найти в Дзене

Детская ревность. Три пути преодоления (по Винникотту)

Говоря о ревности, мы будем исходить из двух важных аспектов:

Ревность - это нормальное явление. Ревность возникает от того, что дети любят

Обычно, ревность появляется со вторым малышом, но по сути, ревность может вызывать все, что отнимает у матери внимание и время.

Винникотт считает, что дети, столкнувшиеся в ревностью и поладившие с ней, богаче в части личностного опыта.

Ревность и зависть взаимосвязаны:

ребенок, который ревнует к новому младенцу, завидует, что он или она владеет вниманием матери.

 

Можно обнаружить первые признаки ревности уже около 15 мес ребенка. 

В девять месяцев, к примеру, ребенок слишком мал (слишком незрелая личность), чтобы ревновать. 

В год могут быть лишь отдельные проявления. 

Но в пятнадцать ребенок уже способен испытывать ревность.

По мере того, как дети растут, они начинают ревновать по поводу более сложных вещей, но вначале это, конечно, угроза обладания матерью или нарушение отношений с ней.

Три пути, которые помогают ребенку преодолеть ревность:

Первый путь. Ревность заставляет ребенка пребывать в состоянии острого конфликта между любовью и ненависью одновременно.

Сначала, ему, возможно приятно наблюдать, как ухаживают за малышом. Но постепенно проясняется, что это не ты сам, а кто-то другой, и любовь матери вызывает крайний гнев - гнев на младенца, на мать, вообще на все. Некоторое время ребенок способен ощущать только этот гнев. 

Какая-то часть гнева проявляется внешне: ребенок кричит, возможно, пинается, или дерется, или устраивает беспорядок. Остальная часть остается в воображении, где гневом все испорчено, сломано, уничтожено. Тогда ребенок приходит к различению фантазии и реальности. 

В его воображении мир уничтожен гневом, как атомной бомбой, но выживает, и материнское отношение не меняется. Значит, в воображении можно безопасно разрушать и ненавидеть. С этим открытием, ребенок способен удовлетвориться немногими криками, пинками и ударами.

Через несколько недель, в таком случае, ревность начинает трансформироваться в что-то иное, в переживание продолжающейся любви - но любви усложненной идеями разрушения. 

Для нас, говорит Винникотт, результатом является то, что мы видим ребенка, который иногда грустен. Грустно любить что-то или кого-то и воображать, как тому, что ты любишь, наносится вред.

Все вышеперечисленное означает, что активизируется жизнь в образах, которая уменьшает необходимость в прямом действии. Это дает время и возможность для того, чтобы заложить начало чувства ответственности.

Второй путь, которым ревность приходит к концу, ведет через растущую способность ребенка к впитыванию опыта удовлетворений и превращению его в часть Я. 

Это значит, что у ребенка накапливаются хорошие воспоминания, формируется память о том, как за ним хорошо ухаживают, о приятных ощущениях, о том, как его купают, обнимают, кормят и проч. Все эти воспоминания объединяются в позитивный образ матери и отца. 

И если у ребенка вообще не проявляется ревность, то как раз по этой причине - потому что у него всего было достаточно, во всяком случае, достаточно, чтобы можно было поделиться.

Третий путь - нечто более сложное.

Он связан с умением ребенка проживать переживания других. Конечно, маленькие дети не способны к взрослому мышлению, но кое-что им все-таки доступно. Это игра, через которую ребенок идентифицируя себя с матерью, как будто встает на ее место, входит в ее положение. Например, играет в маму, ухаживая за младенцем, заботясь о нем и проч.

Способность к проживанию в воображении чужого опыта значительно обогащает ребенка, т.к в игре нет предела возможностям идентификации себя с людьми и вещами. Ребенок может быть пылесосом или лошадью, королевой или принцем, кормящей матерью,отцом.

 

Это три пути, которые помогают ребенку справиттся с ревностью. Однако, есть что-то, что родители, предвидя изменения внутри семьи, могут сделать, а именно, предупредить ребенка об этих изменениях. Это значит, что готовить ребенка к появлению второго малыша нужно еще во время беременности. Если это достаточно взрослый ребенок, то вы, конечно, можете ему все объяснить на словах, но с детьми раннего и дошкольного возраста, важнее как мама сама относится к беременности. Если, например, новая беременность естественна и желанна, ваш ребенок почувствует, что у вас там что-то важное. А если вы нелегко принимаете факт беременности и перемены, которые она приносит, тогда возникает некая тайна, и ребенок, жизнь которого должна вот-вот измениться с рождением младенца, окажется никак не подготовленным, когда малыш действительно появится на свет.