気迫 Kihaku – боевой дух в Кэмпо является комбинацией нескольких психических факторов, таких как уверенность в себе, решительность, уверенность в праведности действий и абсолютное самоотречение.
Самоотречение, временное или постоянное приходит различными путями, через отчаяние, от твердой решимости победить во что бы то ни стало, через веру или через духовный рост личности.
В любом случае это внутренняя работа ума.
Посредством тяжёлых тренировок – кэйко (稽古) важно воспитывать дух – кихаку и «корень» характера – кондзё (根性). Один из основополагающих и базовых принципов кэмпо: син-ги-тай (心技一体) символизирует единство разума, техники и тела. Несомненно, техника (技) важна, но то, что даёт технике жизнь – это дух (心).
Как же правильно тренировать свои дух «кихаку» и свое сердце «кокоро», а также – силу воли «кондзё»? Тренировка боевого духа состоит из следующих направлений :
- Укрепление веры
- Контроль эмоций и сознания «Дзансин»
- Контроль энергии «Ки»
Вера – фундамент духа Кихаку
Первое, что является фундаментом нашего духа, это наша вера. Вера – это огромная сила, которая помогает большинству людей преодолевать трудности. Речь не идет о какой-то определенной религии или вероисповедании. Вера может быть разной.
В Кэмпо занятия по укреплению веры начинаются с этикета «гирэй» (儀礼). Практика этикета позволяет довести Ваши жесты, мимику, позы до такого состояния, что Ваш вид на подсознательном уровне отобьет у любого преступника желание напасть на Вас. Кто осмелится напасть на спящего льва?
Также для укрепления уверенности в себе тренировки проводятся с использованием следующих принципов:
- принцип «кэйко». Обычные тренировки проводятся в в сложных условиях (голод, холод, жара). Этот принцип преследует две цели: во-первых, закаливание организма, во-вторых – формирование веры в себя, в свои силы. Практикуются тренировки мавари-кейко – тренировка с постоянной сменой партнеров, шидо-кейко (сидо-кейко), тренировка с бойцом высокого уровня, например с сейнсеем, кокари-кейко – атакующая дорожка.
- принцип «какэгое». Все упражнения должны сопровождаться криком. Крик – это и борьба со страхом, и угроза противнику, и концентрация энергии. Крик должен быть мощным и громким. Начинающий боец кричит, чтобы заглушить свой страх, боец следующего уровня – чтобы испугать и дезориентировать противника, а мастер – концентрирует криком силу удара.
- принцип «гамбарэ» Принцип сверх усилий, когда Вы делаете действие через «не могу», на пределе и за пределами своих физических возможностей. Главная цель таких тренировок состоит не столько в достижении физического результата, например «я провел 2000 ударов за 2 часа» или «100 боев в день», сколько выработка уверенности в своих собственных силах, в то, что если необходимо, человек сможет сделать то, что для других невозможно.
Контроль эмоций «Дзансин» и энергии «Ки»
Второе основание фундамента – контроль эмоций и сознания «Дзансин» (残心) и энергии «Ки» (気). Китайский синоним японского слова «Ки» – «Ци», индийский – «прана». Принято выделять два основных вида «Ки»:
- внешняя энергия «Ки», которой наполнено все пространство, весь мир вокруг нас (макрокосм);
- внутренняя энергия «Ки», которой наполнено тело человека (микрокосм)
Человек может наполнять собственную телесную оболочку энергией окружающего мира посредством дыхания, и высвобождать, а также направлять эту энергию путем резкого выдоха, крика. Умение взаимодействовать с внешней энергией – метафизическое японское учение киай, на котором базировалось все военное воспитание в Японии. Основной посыл этого учения – нет предела человеческой силе и выносливости, если человек научится управлять внутренним «Ки» и сможет взаимодействовать с внешним «Ки».
С помощью дыхательных техник посредством контроля «Ки» достигается особое духовное состояние «Дзансин». Дословный перевод – «внимание без остатка» Это – сложное понятие расслабленной бдительности, не имеющее прямой аналогии в западной терминологии. В этом состоянии внимание человека полностью фокусируется на поставленной цели, отметая в сторону любые стрессовые факторы, которые не имеют к нему никакого отношения. Человека в состоянии «Дзансин» ничего не отвлекает. Он спокоен, не проявляет нетерпения, все его действия едины и ведут к поставленной им цели. Считается, что состояния Дзансин настоящий мастер должен достигать до 7 – ми циклов вдох-выдох.
Не особо разбираясь в физиологии, японские самураи выработали очень правильную технику контроля над страхом. В стрессовой ситуации приток адреналина обеспечивает повышенное сердцебиение и повышает частоту дыхания. Контролируя дыхание, человек приводит в порядок сердцебиение, успокаивается и отвлекается от всех внешних факторов, концентрируясь только на выполнении поставленной перед собой задачи – победить противника.
Упражнение по контролю за эмоциями
Лучший метод развития «Ки» – практика мокусо в положении сейдза (позиция, сидя на коленях). Сэйдза («seiza» – японск.) – японская форма сидения на пятках, поджав колени. Принята в Японии основной позой положения сидя на полу, практикуется в методике медитации в системе дзадзэн и носит также название «тайдзда» («сидящее тело»). Применяются и еще несколько позиций. К таким относят форму лотоса, позу полулотоса и агуру.
Мокусо ( 黙想) буквально означает «спокойное» (моку) мышление»(со). Смысловой перевод – медитация. Это упражнение работает не только с нашим сознанием, дыханием, но и является идеальным для борьбы со стрессами. Это способ заглушить свои мысли. От чрезмерного количества мыслей мы не всегда можем принять нужное решение. На востоке говорят, что мокусо – лучший способ держать твою «чашу» пустой.
Техника выполнения медитации мокусо
1. Сядьте прямо в положение сейдза, расслабьте плечи, голова как бы подвешена. Расслабьте язык так, чтобы его кончик касался верхнего нёба. Прикройте глаза, взгляд опустите в точку, расположенную перед телом на полу примерно в трех четвертях метра перед вами. Руки сложите у паха так, чтобы тыльная часть левой ладони легла на правую. Сомкните кончики Кончики больших пальцев чтобы образовалась замкнутая упрощенная окружность.
2. Приняв позицию и отстранившись от мирской суеты, необходимо положить ладони на затылок и, глубоко вдохнув через нос, наклониться на задержке дыхания вперед, а затем выпрямиться и не торопясь выдохнуть весь втянутый воздух через полуоткрытый рот. Теперь следует качнуть корпус слева направо и продолжать покачивания с затуханием их по амплитуде до полной остановки тела в вертикальном положении.
3. Сбросив мешающее напряжение и вернув кисти в исходное состояние, начните внутреннее сосредоточение. Начните счет вдохов и выдохов. Дойдите до десяти и начните считать заново. Если появится сонливость, считайте только выдохи, а если мешают отвлекающие мысли - только вдохи.
Выполняя упражнения в мокусо и воздействуя своим дыханием и мыслями на точку «вместилища» духовной силы человека – тандэн (丹田), ученик способствует накоплению своей энергии «Ки» (気). Практикуя технику работы силы тандэн, ученик концентрирует свои силы и умение сдерживать свое внутреннее эго. Медитируя, мы учимся расслабляться, избавляться от мыслей и заблуждений, находить совершенство и получать умение свободно атаковать из состояния «недуманья». Мокусо дает увидеть и почувствовать Ваше дыхание, наше cознание при этом упражнении учится концентрироваться на цикле вдох – выдох – пауза. Это – тренировка перед переходом в состояние расслабленной бдительности «Дзансин». Поэтому, когда у нас в стрессовой ситуации возникает эмоция страха или другие эмоции, например гнев, мы видим и не привязываемся к тому, что происходит вокруг нас по принципу: «Слепой – не видит змей, глухой – не слышит грозы». Именно для этого необходимо уделять внимание практике мокуссо каждый день, на каждой тренировке. Во время стрессовой ситуации Вы почувствуете свои эмоции, сможете их контролировать и не дадите запуститься рефлекторным процессам в вашем организме. Спокойствие и выдержка — это Ваши доспехи. Ничто не должно выводить Вас из равновесия. Вокруг может бушевать шторм, но внутри Вы должен быть тихий и глубокий омут, который засосет все лишнее.