Путешествуя по Соединённым Штатам то и дело замечаешь, как по некоторым железнодорожным направлениям курсируют странного вида поезда. Мало где ещё можно встретить пассажирские составы дальнего следования, у которых тепловоз выглядит так, будто бы он двухэтажный. Причём вагон, который соединяет пассажирские вагоны с тепловозом, на своей крыше имеет аэродинамический обтекатель. Странная надстройка выглядит весьма забавно, и видимо она реально уменьшает сопротивление воздуху. Но при этом и сама "морда" тепловоза тоже имеет обтекаемую форму.
Но почему же нельзя было сделать тепловоз вровень с вагонами, которые он тянет?
Причём это не какие-то левые вагоны, прицепленные не пойми откуда к случайно найденному тепловозу. Поезд между прочим "фирменный", и принадлежит местному монополисту Амтрэк. Об этом свидетельствует и единое цветовое исполнение как вагонов, так и тепловоза, в котором присутствуют три цвета: белый, зелёный и бордовый.
И как удалось выяснить, изначально тепловоз EMD F59PHI проектировался и строился вообще под другие цели и задачи. Он выпускался с 1994 по 2001 года и предназначался для того, чтобы тянуть двухэтажные пассажирские вагоны.
Причём они сейчас также курсируют, как и составы с одноэтажными вагонами:
Теперь всё становится ясно: в 90-х годах железнодорожные пассажироперевозки в США были довольно популярными, и поэтому ж/д перевозчики, и в частности Амтрэк, сформулировали запрос на поезда с двухэтажными вагонами. Так появились "фирменные" поезда в сине-сером цветовом исполнении.
И как можно видеть, высота локомотива соответствует высоте этих двухэтажных вагонов. Тепловоз уже не смотрится так странно и несуразно, и ему не нужен обтекатель сзади.
Однако уже в конце 90-х годов популярность пассажирских поездов существенно упала. И связано это главным образом с тем, что авиаперевозки стали доступнее. Американцы всё чаще пользовались региональными авиалиниями, и поэтому спрос на ж/д перевозки существенно сократился.
Именно тогда было принято решение сократить количество двухэтажных пассажирских вагонов и заменить их на одноэтажные. Однако менять сами тепловозы в компании не захотели. Так получилось, что эти тепловозы оказались существенно выше одноэтажных вагонов. Нужно было как-то выходить из положения.
После недолгих обсуждений было принято решение - перекрасить локомотивы и вагоны в трёхцветную гамму, как будто так и было задумано изначально, а также добавить обтекатель, чтобы сгладить перепад высот и улучшить аэродинамику.
Так что если будете в США, не удивляйтесь их аномально высоким тепловозам.