Дифирамб
Посвящается Ивановой Татьяне Николаевне, близкой подруге моей мамы.
Слава Человеку,
Щедро одаренному мудростью и любовью,
Не сломленному болезнями,
Врачующему других
В бесконечной доброте и терпении,
Осуществляющему свое предназначение.
Слава Женщине,
Не рожавшей, но любящей всех детей мира
Как своих генетических родственников,
Врачующей чужие раны,
Решающей неразрешимые проблемы
С бесконечной добротой и любовью.
Слава Доктору,
Врачующему божьей милостью
С бесконечной тягой к познанию.
Великому борцу с человеческой болью
С непреходящим желанием помочь, спасти,
Обогреть, накормить, обласкать, одарить…
Бесконечное уважение
И низкий поклон
Человеку, Женщине, Доктору,
Посвятившей жизнь людям
И непримиримой борьбе со страданием
Во имя любви, радости и счастья,
Во имя здоровья, душевного и физического.
Иванова Татьяна Николаевна, заслуженный врач РСФСР (1926-2015)
Родилась 16 сентября 1926 года в г. Гатчине Ленинградской области в семье служащих. Врач в третьем поколении родословной.
В 1936 году семья Ивановых переехала в Архангельск. Т.Н.Иванова продолжала школьное образование в 4-ой средней школе г. Архангельска.
В 1943 году Татьяна Николаевна и ее четыре сестры и брат остались без родителей. Тогда их взяла на воспитание сестра матери, Мария Владимировна Пиккель, являющая собой пример образованности, интеллигентности, душевной доброты и верности врачебному и гражданскому долгу.
По окончании школы в 1944 году Т.Н.Иванова поступила в Архангельский медицинский институт.
О том, что хранится в памяти Т.Н.Ивановой и ее сокурсников о суровых студенческих годах, говорится в ее заметке «Чем запомнились студенческие годы», опубликованной в «Медике Севера» от 16 ноября 1994 года.
Татьяна Николаевна пишет:
Мы помним суровую военную осень 1944 года, когда впервые переступили порог Архангельского медицинского института. Из 200 студентов было только 14 мужчин, почти все они пришли в институт с фронта, из госпиталей.
Мы помним холодные учебные аудитории с разбитыми после бомбежек окнами. Помним, что первые белые халаты нам пришлось надеть поверх пальто, что оттаивать чернила в бутылочках для записей лекций нам приходилось своим дыханием, что вечерами заниматься нам доводилось со свечками или коптилками…
Мы помним, что лекции посещали все студенты, у каждого было свое место в зале. Если это место оказывалось пустым, то все поочередно подходили к соседу отсутствовавшего студента и спрашивали: «Что случилось?» Потому, что только болезнь или какое-нибудь несчастье были причиной отсутствия на лекции, на занятии. Если кто-то заболел, а болели тогда тяжело (тиф, туберкулез и др.), то заболевшего в больнице навещали все однокурсники...
Мы помним осенние еженедельные (по воскресеньям) поездки на теплоходе для разгрузки вагонов с картошкой. Не забылась и трагедия, когда однажды переполненный студентами и картошкой пароход перевернулся и стал тонуть. 12 наших товарищей навсегда остались в холодной Северной Двине.
Мы помним, как много было трупов для занятий по нормальной и топографической анатомии. Они лежали в чанах с формалином, были сложены штабелями на лестнице между 1-ым и 2-ым этажами старого корпуса. Студенты боялись трупов, но любопытные заглядывали в щель закрытой двери и считали их.
Я не боялась трупов, так как еще до поступления в институт видела столько раненых и убитых на войне, что эти трупы были «каплей в море». Я встретилась с войной с первого часа ее начала, будучи в Одессе на отдыхе в санатории, куда 10 июня 1941 года приехала поправлять здоровье, а 22 июня бомбили первыми города Киев, Одессу и Севастополь...
Не было сомнений: я должна стать врачом, лечить больных и спасать людей. В институт я пришла на костылях, но скоро их оставила, хотя еще три года ходила в гипсовом сапожке, поверх которого носила бурки, сшитые моей сестрой из оранжевого войлочного ковра...
Наша студенческая жизнь была голодная, холодная, очень трудная, но интересная, содержательная, увлекательная. Мы любили собираться вместе на сельхозработах, в кружках, на научных конференциях, комсомольских собраниях, вечерах, выпускать стенгазеты. Целыми группами готовились к экзаменам. Заканчивая в 1949 году институт, мы посадили аллею деревьев по улице Пролетарской.
В 1949 году Т.Н.Иванова с отличием окончила институт. В дальнейшем Татьяна Николаевна на всю жизнь связала себя с кардиологией. Человек с большим сердцем, она лечила тех, у кого это самое сердце болело. Среди ее пациентов был и великий артист Евгений Евстигнеев, у которого во время гастролей в Архангельске в конце 70-х годов случился первый инфаркт. И спасла его именно Иванова, о чем он помнил до конца своих дней.
Более 30 лет Татьяна Николаевна заведовала кафедрой факультетской терапии АГМИ, защитила кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. В 1964 году врач Т.Н. Иванова первой в Архангельске успешно провела электроимпульсную дефибрилляцию пациенту с тахикардией, осложненной острым инфарктом миокарда; с этого момента ведется отсчет развития кардиореанимации в регионе.
Замечательный терапевт-клиницист и диагност, она спасла жизнь тысячам больных. В их сердце – глубокая благодарность своему доктору.
Своих учеников Татьяна Николаевна напутствовала словами:
Будьте наблюдательны и любознательны, научитесь видеть и чувствовать, где нужна ваша помощь, – переложить, накормить, напоить пациента, подежурить у постели тяжелобольного, принять участие в процедуре или реанимационных мероприятиях.
Научитесь говорить с больными и их родственниками так, чтобы это пошло только на пользу. Разговаривая, думайте – что говорите, кому говорите, зачем говорите и как вас поймут.
Помните, что слово врача должно быть всегда твердым и значительным, оно не может расходиться с делом: нельзя не выполнить намеченную процедуру или операцию, не прийти к больному в назначенный час.
Приучите себя к исключительной ответственности в любом деле и поступке, воспитайте взаимную ответственность и взаимную помощь в коллективе, в каждой группе.
Будьте трудолюбивы и добросовестны в овладении и совершенствовании своих знаний и практических навыков. Помните, что посредственные знания могут принести вред пациенту.
Никогда не забывайте, что настоящий врач – это благородный человек, он должен отдавать людям больше, чем может, а для себя требовать меньше, чем хочется; он живет и работает под девизом: «избрав врачевание, отдай все!»
На протяжении всей своей долгой жизни Татьяна Николаевна беззаветно следовала этим принципам.
http://nsmu.ru/university/professors/ivanova.php