Если вы ведёте активную жизнь в соцсетях, будьте готовы к лайкам и просмотрам от HR-отдела.
В недавней статье «Известий» рассказывали, что количество увольнений из-за неподобающей репутации в интернете неуклонно растёт (5% в 2011 году против 10% в 2020), более половины работодателей тщательно изучают соцсети соискателей. В последнее время ситуация стала еще острее в связи с мартовским законом о «фейках» и дискредитации вооружённых сил и госорганов РФ.
Попробуем разобраться, в каких случаях увольнение за комментарий или пост является законным. А главное — как вести себя в виртуальном мире, чтобы не рисковать карьерой.
Что написано на эту тему в Трудовом кодексе?
Единого свода правил относительно цифровой репутации сотрудника на данный момент не существует. Этот вопрос индивидуально оговаривается в локальных нормативных актах компании, корпоративных кодексах этики и трудовых договорах. Однако в ТК есть такое понятие, как «аморальный поступок, несовместимый с продолжением данной работы». А как вы понимаете, под такую формулировку можно подложить вообще что угодно. Если ваша интернет-активность не порадует работодателя, он имеет полное право уволить вас, сославшись на этот пункт. А вы, в свою очередь, имеете право оспорить это решение в суде (за отсутствием чёткого определения понятия аморальности).
В каких случаях увольнение за интернет-активность правомерно?
Юридически обоснованным будет увольнение за пост / комментарий / видео в таких ситуациях:
· Сотрудник нарушил положение локального нормативного акта, который он ранее подписывал.
· Сотрудник выдал коммерческую тайну, к которой имел доступ в силу своих обязанностей.
· Сотрудник разгласил персональные данные коллег / руководства.
· Педагог, учитель или работник, выполняющий воспитательные функции, разместил в интернете неэтичную, аморальную информацию.
· Госслужащий нарушил запреты, связанные с гражданской службой.
Что же касается «закона о фейках», то здесь речь будет идти уже не об увольнении, а об административном или уголовном наказании.
Как защитить себя от проблем?
Во-первых, стоит внимательно изучить трудовой договор, нормативные акты и регламенты компании, в которой работаете. Вам нужна точная информация о том, какие действия в интернете могут привести к штрафу или увольнению. Можно уточнить все эти сведения напрямую в своём эйчар-отделе, если у вас с ним хорошие взаимоотношения.
Во-вторых, ещё на этапе трудоустройства тщательно изучайте требования работодателя. Ищите работу через проверенные сервисы по поиску вакансий, читайте описания до конца, смотрите отзывы сотрудников, изучайте соцсети компании и поведение ее работников.
В-третьих, наведите порядок на своих страничках в соцсетях:
· Будьте осторожны с публикациями и дискуссиями на тему политики.
· Избегайте ненормативной лексики и прямых оскорблений собеседника в публичном пространстве (для этого есть личные сообщения).
· Не размещайте на своих страницах провокационную или слишком откровенную информацию.
· Не публикуйте тексты, видео и фото, которые можно истолковать как призыв к межрасовой или межнациональной вражде, а также ущемлению прав какой-либо группы населения.
· Проверьте свою ленту хотя бы за несколько месяцев и «почистите» всё, что сочтёте неуместным.
А вы следите за репутацией в интернете? Может быть, хотели бы добавить что-то к нашим советам? Заходите в комментарии и подписывайтесь на канал Зарплаты.ру!