Наконец, наконец настал тот этап нашей экспедиции, который лично я ждала больше всего.
В последней части нашего автопробега, начавшегося в Магадане уже не помню сколько дней назад (казалось мы бесконечно движемся нашим караваном, и это шапито будет длиться вечно) мы должны были приехать в Северобайкальск и оттуда выйти собственно на лёд Байкала.
А дальше, пересекая его с одного берега на другой, двигаясь с самого севера озера на юг, приехать в итоге в Иркутск.
Вот этот проезд по льду Байкала занимал меня больше всего.
Нельзя сказать, чтобы зимний Байкал был для меня чем-то неведомым. До этого я была здесь три раза. Причём в одно и тоже время - в конце февраля-начале марта.
Но все поездки были в районе Малого моря, Ольхона и чуть южнее - в районе Ангасолки.
Один раз мы собирались на север на горячие источники в Хакусы. Однако в последний момент планы пришлось поменять, потому что лёд в тот год был в плохом состоянии и ехать было небезопасно. В итоге опять всё закончилось Малым морем.
О, вспомнила. Я четыре раза была на Байкале. Ещё один раз в апреле со стороны Бурятии. Но это была совсем мимолётная встреча, поэтому я про неё всё время забываю.
Пришло время взять реванш за тот несостоявшийся север Байкала и проехаться по всему озеру.
Впрочем, до последнего момента было непонятно, будет ли это реванш или двойное поражение. Байкал долго не вставал, и было непонятно, сможем ли мы выполнить наш план.
Накануне вечером, приехав в Северобайкальск, мы встретились с Антоном - байкальским гидом и нашим проводником в этом приключении.
Он проехал почти весь наш путь, только в обратном порядке, оценил ледовую обстановку и теперь должен был провести наш караван по ледовым просторам.
Так в нашем караване стало шесть машин. И наша утренняя перекличка выглядела так:
- Олямобиль готов, первый готов, второй готов, третий готов, четвёртый готов, седьмой готов.
Ад перфекциониста.
А почему Олямобиль?
Первой ехала машина Антона, а я как лидер этой авантюры, конечно же не могла не возглавить наше шествие. Поэтому начиная с Северобайкальска обрела новый дом. В отличие от наших лощённых британцев - брутальный и потрёпанный жизнью.
И так как на нём не было номера, а номер один ехал теперь вторым в колонне, чтобы не вносить ещё больший хаос и не переклеивать номера, решили первую машину именовать Олямобилем.
Что по этому поводу думал Антон, он не озвучил.
Рано утром мы покидали нашу гостиницу.
Если вдруг судьба занесёт вас в Северобайкальск, имейте в виду, где можно остановиться.
Байкал начинался буквально прямо от порога.
Но наш путь шёл не здесь.
Для начала мы, как обычно, проехали через город.
Надо было, как обычно, покормить наших коней и пополнить свои запасы подножного корма.
Городской рынок с утра пораньше был пустынен. Однако продавцы уже начинали раскладывать свой товар, а в пекарне были свежие булочки и наливали вкусный кофе.
Смотрите, что там ещё было.
Но это не наш выбор. Нам пора выходить на лёд.
Понеслось!
В этот день у нас по плану с Северобайкальска пересечь Байкал и доехать до горячих источников в Хакусах. Да-да. До тех самых, до которых я уже однажды не доехала. Но про которые все говорят:
- Это что-то! Туда обязательно надо!
Далее после Хакусов мы должны были пересечь Байкал обратно и доехать до мыса Котельниковский, где предполагался ночлег.
Забегая вперёд скажу, что как хотели, так и сделали. В итоге в первый день путешествия по Байкалу получилась вот такая зигзулина.
Первая часть пути - прямо хайвей. Даже со встречным транспортом.
Буквально в первый час мы с Антоном преодолели некую неловкость, возникшую в следствии моего вторжения в пространство его машины и заселения туда.
Я всегда испытываю неловкость при знакомстве с новыми людьми.
Но если человек приятный, то время преодоления неловкости стремительно сокращается.
И вот уже мои фотоаппарат, провода, бутылки с водой, термокружка с кофе расползаются по машине, потеснив экспедиционный быт одинокого странника в лице Антона.
И как-то незаметно, начав с "можно я немного окошко приоткрою, печка очень жаркая", уже буквально через час я еду с открытым окном, высунувшись из него, чтобы запечатлеть наш прекрасный караван, где меня теперь нет.
Ветер развевает волосы, выдувает грусть печаль. И я чувствую, как с каждым километром улучшается моё настроение, ко мне возвращается азарт дороги и восторг пути.
Я не жалею, что покинула комфортабельную машину с мягкими сиденьями и климат-контролем и теперь трясусь в машине, где всё гремит, гудит, подпрыгивает, где условия, прямо скажем, весьма спартанские.
Утратив комфорт физический, я вдруг обретаю душевный комфорт.
Всё-таки когда долго едешь в одном небольшом коллективе, если нет полного совпадения людей, а такое у меня было только раз - в нашу первую поездку по Колыме в боевом экипаже с Сашей и Лёшей, даже потом, когда мы ездили в декабре вдвоём с Сашей, мы немного подустали друг от друга и постоянно вспоминали Лёшу, присутствия которого нам явно не хватало для равновесия. Так вот. Когда долго едешь в замкнутом пространстве в маленьком коллективе, начинаешь немного уставать от этих людей. А когда ещё накладываются прочие сложности, связанные с поездкой и нашей работой в ней, то отношения временами становятся, скажем так, напряжёнными. Как люди культурные, к тому же на работе, мы, конечно, это напряжение тщательно сдерживаем, но в воздухе оно всё равно висит.
Поэтому новый человек в такой ситуации - это прям огромный плюс и возможность устроить перезагрузку отношений.
К тому же оказалось, что с Антоном мы знакомы по фэйсбуку. По крайней мере, он давно читает меня.
А это мне всегда приятно.
Я уже не говорю про то, что Антон - кладезь информации про путешествия по Байкалу.
Перекрикивая рёв двигателя, грохот в машине, он рассказывал, какие ещё варианты путешествий есть, что и как можно устроить. И мы даже придумали один план, но я про него вам пока не расскажу.
Тем временем на нашем пути показался первый, пока совсем маленький торос. И у нас попросили сделать остановку.
Восторженные туристы тут же разбежались в разные стороны
и долго бродили, фотографируя синие льдины во всех возможных ракурсах.
Мы их потом почти час не могли собрать.
Не, ну конечно симпатично. Но на самом деле это какой-то банальный малюсенький торосик, которых на нашем пути будут десятки.
Об этом я сразу же рассказала всем по рации, когда мы наконец расселись в машины. И про то, что это не самый красивый торос, и что таких банальных торосов у нас будет миллион, и про то, что если мы так будем зависать, то никуда не успеем.
И тут же получила в ответ.
- Это для тебя торос банальный, а для нас - первый.
Знаете, я обычно стараюсь себя ставить на место туристов. И смотреть на мир их глазами.
Не вот это всё: да, госопидя, я эти льды и торосы уже миллион раз видала... А вспоминать, как было, когда я это увидела в первый раз: аааа! лёд! какой голубой! топаз, чисто топаз!
На самом деле, без этого все мои путешествия с туристами в те места, где я уже была, теряют смысл. Тупо сопровождать группу гидом, отрабатывая день за днём - ну, так себе история. Сидя в офисе можно заработать больше в более комфортных условиях.
Но вот эти эмоции первооткрываний, удивление и восторг, когда проживаешь эти эмоции с людьми, которые впервые видят такое - вот это да. Это заряжает, вдохновляет и банально радует, да.
Но, как говорится, и на старуху бывает проруха. Надо себе просто чаще напоминать, что это для тебя всё видено перевидено, а для кого-то - первый раз.
Тем временем мы почти пересекли Байкал, и надо было уже поближе к купальням выбираться.
Хайвей закончился. Начались даже какие-то небольшие блуждания.
День был серый. Снег сливался в небом, дорога читалась плохо.
И пару раз Антон даже попросил колонну постоять, пока мы съездим вперёд, посмотрим путь.
Как поётся в старинной русской песне:
Сомнения прочь, теперь мы разведчики,
В наших сердцах – любовь и кузнечики
Ни любви, ни кузнечиков не было. Зато мы были разведчиками, выискивающими путь. Запах приключений приятно щекотал ноздри (вдобавок к ветру, развевающему волосы). Пусть даже таких - небольших приключений в сером мареве.
Вблизи почти цивилизации в лице группы рыбаков.
Это я, чтобы немного снизить накал пафоса. Чтобы вы не думали, что мы забурились чёрте куда и выживали среди льдин.
Нет, тут вполне себе люди ездят. Рыбку ловят.
К обеду мы приехали на Хакусы.
Но, конечно, не за обедом мы сюда приехали. Мы приехали - купаться.
До купален надо пройти пешком где-то километр.
Для тех, кто совсем ослаб и сам идти не хочет, предусмотрен вот такой сервис по доставке тел на воды.
Но мы-то ого-го. И своими ножками можем.
А здесь действительно классно. Горячие ванны в окружении зимней сказки.
Жалко, что у нас как всегда очень жёстко лимитировано время. Лишь немного посидеть в горячих ваннах, почувствовать всю прелесть сказки, да назад идти.
Нам ещё в обратном порядке Байкал пересекать да на мыс Котельниковский ехать.
Немного утешало то, что на Котельниковском будет тоже, что? Правильно. Горячие источники.
Временно покинув восточный берег Байкала и рыбаков, грустящих на нём, мы двинули опять на запад.
Восточный берег Байкала своими черно-белыми холмами, покрытыми щетинками деревьев, лично у меня сразу вызвал стойкие ассоциации с японскими рисунками.
Я уже как-то рассказывала про японский сервиз, который с незапамятных времён (впрочем, не таких уж незапамятных - с середины прошлого века) находится у нас в семье и передаётся из поколения в поколение. Сначала он был у моих дедушки с бабушкой, потом у моей мамы. После смерти дедушки, когда мама предложила выбрать что-то на память о нём, я сразу не думая взяла себе эту посуду.
Подозреваю, что от созерцания с детства этих тарелок и акварельно, почти чёрно-белого рисунка домика с вулканом на горизонте и родилась моя любовь к подобным пейзажам.
Как они прекрасны своей лаконичностью.
Но увы-увы. На сегодня мы покидаем их и устремляемся вглубь Байкала. Не в прямом, к счастью, смысле.
Путь наш, прямо как в песне. Скатертью стелется и упирается... Иногда в небольшие трещинки и торосы.
Которые сначала мы с Антоном бодро проходим на Олемобиле. Все в это время терпеливо ждут.
Затем, если всё прошло хорошо, приглашаем группу повторить наш манёвр.
Друг за другом, соблюдая дистанцию - любо дорого посмотреть.
И снова, здравствуй, западный берег.
Видите, как он отличается от восточного своими более обрывистыми и снежными горками.
А мы снова на ледовом хайвее, по которому можно прокатиться с ветерком.
А вдоль дороги растёт ель байкальскай водяная эндемичная. С корневой системой до километра, чтобы за дно озера цепляться.
Произрастает исключительно вдоль дорог. После таяния льда, говорят, уходит под воду.
Вот он - наш приют на сегодняшний вечер.
База отдыха Котелок. Больше похожая на пионерский лагерь. Приём пищи по расписанию. Первое, второе, третье, компот.
Зато безусловный плюс - огромные бассейны. Один с приятно тёплой, другой с умеренно горячей водой.
В приятно-тёплой можно было заплывы, как в обычном бассейне устраивать. Чем я и занялась, давая выход энергии засидевшегося в машине организма.
Эффект пионерского лагеря усиливало ещё и то, что интернет здесь выдавали один час в сутки в одном определённом месте.
Видимо, чтобы в другое время люди забыли наконец про свои гаджеты.
А мы и не против. Не за интернетом сюда приехали.
Я вот сразу пошла гулять по окрестностям.
Местные достопримечательности посмотреть.
Главная достопримечательность - конечно же всё тот же Байкал.
Просто в разных видах.
Вот вдоль берега из-за горячих источников идёт полоска незамерзающей воды.
Встреченный Ден тут же сообщил, что там в этой воде выдра живёт. Он её видел.
- А как выглядит выдра?
- Как? Как... выдра.
Я никакой выдры, сколько ни бродила там, не увидела. Может я себе выдру как-то не так представляла. Но в воду на всякий случай не полезла.
А пошла поближе к более привычной зимне-байкальской среде обитания - ко льду.
Что я там про банальные торосы говорила?
Мне кажется, сколько не смотри, невозможно равнодушно относиться к этим огромным льдинам, то вспыхивающими синими топазами среди снега, то ярко сияющими бриллиантами прозрачного льда.
Смотрите, какого прозрачного.
Вода в озере пока ещё такая чистая, что можно прямо от льдины отколупывать кусочки и есть. Хотя, попробуй их отколупай. Они невероятно прочные.
Вот. А вы говорите, банальный лёд.
Все рассказы из этой экспедиции:
Магадан - Якутск - Иркутск. Как начинаются большие экспедиции.
Магадан - Якутск - Иркутск. Самый красивый рассвет в бухте и немного Магадана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Камнерезная мастерская. Увидеть красоту в булыжнике.
Магадан - Якутск - Иркутск. Косторезная мастерская. Из живого в мёртвое и обратно.
Магадан - Якутск - Иркутск. Магадан - Сусуман. Начало большого пути по Колыме.
Магадан - Якутск - Иркутск. На Колымской ГЭС.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы отвалов до отвала насмотрелись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы за городом-призраком гонялись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Едем в Индигирскую трубу.
Магадан - Якутск - Иркутск. Когда твое дело - труба. Индигирская труба.
Магадан - Якутск - Иркутск. Ольчанский перевал. Потому что это красиво.
Магадан-Якутск-Иркутск. Через Кубу на полюс холода. День, когда всё пошло не так.
Магадан-Якутск-Иркутск. Зимние развлечения на Полюсе холода. Бананы, гвозди и плавки колом.
Магадан-Якутск-Иркутск. Сокровищница Чысхаана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Про дежавю на трассе Колыма и гламурные ужины.
Магадан - Якутск - Иркутск. Горячие якутские бегуны, чудо оладушки и промежуточный финиш в Якутске.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сокровища Якутии.
Магадан-Якутск-Иркутск. Продолжаем о сокровищах Якутии. Царство вечной мерзлоты.
Магадан-Якутск-Иркутск. Такой разный Якутск. Мамонты, мерзлота и инновации.
Магадан-Якутск-Иркутск. Ремонт кораблей по-якутски. Что такое выморозка кораблей?
Магадан-Якутск-Иркутск. По дороге в Вилюйск. Лошадка якутская необыкновенная.
Магадан-Якутск-Иркутск. Прогулки по Вилюйску и в Мирный с происшествиями с лёгким испугом.
Магадан-Якутск-Иркутск. Удивительный Мирный. Маленький музей и огромный карьер.
Магадан-Якутск-Иркутск. Два дня на зимнике, за время которых мир непоправимо изменился.
Магадан-Якутск-Иркутск. Два дня на зимнике. День второй.
Магадан-Якутск-Иркутск. Из Усть-Кута в Северобайкальск. БАМ, Бурятия и горячие источники.