Найти тему
жизнь как приключение

Магадан-Якутск-Иркутск. Байкал вдоль и поперёк. Первое прикосновение. Льды, торосы и источники.

Наконец, наконец настал тот этап нашей экспедиции, который лично я ждала больше всего.

В последней части нашего автопробега, начавшегося в Магадане уже не помню сколько дней назад (казалось мы бесконечно движемся нашим караваном, и это шапито будет длиться вечно) мы должны были приехать в Северобайкальск и оттуда выйти собственно на лёд Байкала.
А дальше, пересекая его с одного берега на другой, двигаясь с самого севера озера на юг, приехать в итоге в Иркутск.

Вот этот проезд по льду Байкала занимал меня больше всего.
Нельзя сказать, чтобы зимний Байкал был для меня чем-то неведомым. До этого я была здесь три раза. Причём в одно и тоже время - в конце февраля-начале марта.
Но все поездки были в районе Малого моря, Ольхона и чуть южнее - в районе Ангасолки.
Один раз мы собирались на север на горячие источники в Хакусы. Однако в последний момент планы пришлось поменять, потому что лёд в тот год был в плохом состоянии и ехать было небезопасно. В итоге опять всё закончилось Малым морем.

О, вспомнила. Я четыре раза была на Байкале. Ещё один раз в апреле со стороны Бурятии. Но это была совсем мимолётная встреча, поэтому я про неё всё время забываю.

Пришло время взять реванш за тот несостоявшийся север Байкала и проехаться по всему озеру.
Впрочем, до последнего момента было непонятно, будет ли это реванш или двойное поражение. Байкал долго не вставал, и было непонятно, сможем ли мы выполнить наш план.

1.
1.

Накануне вечером, приехав в Северобайкальск, мы встретились с Антоном - байкальским гидом и нашим проводником в этом приключении.

Он проехал почти весь наш путь, только в обратном порядке, оценил ледовую обстановку и теперь должен был провести наш караван по ледовым просторам.

Так в нашем караване стало шесть машин. И наша утренняя перекличка выглядела так:
- Олямобиль готов, первый готов, второй готов, третий готов, четвёртый готов, седьмой готов.

Ад перфекциониста.

А почему Олямобиль?

Первой ехала машина Антона, а я как лидер этой авантюры, конечно же не могла не возглавить наше шествие. Поэтому начиная с Северобайкальска обрела новый дом. В отличие от наших лощённых британцев - брутальный и потрёпанный жизнью.

2.
2.

И так как на нём не было номера, а номер один ехал теперь вторым в колонне, чтобы не вносить ещё больший хаос и не переклеивать номера, решили первую машину именовать Олямобилем.
Что по этому поводу думал Антон, он не озвучил.

Рано утром мы покидали нашу гостиницу.
Если вдруг судьба занесёт вас в Северобайкальск, имейте в виду, где можно остановиться.

3.
3.

Байкал начинался буквально прямо от порога.

4.
4.

Но наш путь шёл не здесь.
Для начала мы, как обычно, проехали через город.

5.
5.

Надо было, как обычно, покормить наших коней и пополнить свои запасы подножного корма.
Городской рынок с утра пораньше был пустынен. Однако продавцы уже начинали раскладывать свой товар, а в пекарне были свежие булочки и наливали вкусный кофе.

6.
6.

Смотрите, что там ещё было.

7.
7.

Но это не наш выбор. Нам пора выходить на лёд.
Понеслось!

8.
8.

В этот день у нас по плану с Северобайкальска пересечь Байкал и доехать до горячих источников в Хакусах. Да-да. До тех самых, до которых я уже однажды не доехала. Но про которые все говорят:
- Это что-то! Туда обязательно надо!

Далее после Хакусов мы должны были пересечь Байкал обратно и доехать до мыса Котельниковский, где предполагался ночлег.

Забегая вперёд скажу, что как хотели, так и сделали. В итоге в первый день путешествия по Байкалу получилась вот такая зигзулина.

9.
9.

Первая часть пути - прямо хайвей. Даже со встречным транспортом.

10.
10.

Буквально в первый час мы с Антоном преодолели некую неловкость, возникшую в следствии моего вторжения в пространство его машины и заселения туда.

Я всегда испытываю неловкость при знакомстве с новыми людьми.
Но если человек приятный, то время преодоления неловкости стремительно сокращается.
И вот уже мои фотоаппарат, провода, бутылки с водой, термокружка с кофе расползаются по машине, потеснив экспедиционный быт одинокого странника в лице Антона.
И как-то незаметно, начав с "можно я немного окошко приоткрою, печка очень жаркая", уже буквально через час я еду с открытым окном, высунувшись из него, чтобы запечатлеть наш прекрасный караван, где меня теперь нет.

11.
11.

Ветер развевает волосы, выдувает грусть печаль. И я чувствую, как с каждым километром улучшается моё настроение, ко мне возвращается азарт дороги и восторг пути.

Я не жалею, что покинула комфортабельную машину с мягкими сиденьями и климат-контролем и теперь трясусь в машине, где всё гремит, гудит, подпрыгивает, где условия, прямо скажем, весьма спартанские.
Утратив комфорт физический, я вдруг обретаю душевный комфорт.

Всё-таки когда долго едешь в одном небольшом коллективе, если нет полного совпадения людей, а такое у меня было только раз - в нашу первую поездку по Колыме в боевом экипаже с Сашей и Лёшей, даже потом, когда мы ездили в декабре вдвоём с Сашей, мы немного подустали друг от друга и постоянно вспоминали Лёшу, присутствия которого нам явно не хватало для равновесия. Так вот. Когда долго едешь в замкнутом пространстве в маленьком коллективе, начинаешь немного уставать от этих людей. А когда ещё накладываются прочие сложности, связанные с поездкой и нашей работой в ней, то отношения временами становятся, скажем так, напряжёнными. Как люди культурные, к тому же на работе, мы, конечно, это напряжение тщательно сдерживаем, но в воздухе оно всё равно висит.

Поэтому новый человек в такой ситуации - это прям огромный плюс и возможность устроить перезагрузку отношений.

К тому же оказалось, что с Антоном мы знакомы по фэйсбуку. По крайней мере, он давно читает меня.
А это мне всегда приятно.

Я уже не говорю про то, что Антон - кладезь информации про путешествия по Байкалу.
Перекрикивая рёв двигателя, грохот в машине, он рассказывал, какие ещё варианты путешествий есть, что и как можно устроить. И мы даже придумали один план, но я про него вам пока не расскажу.

12.
12.

Тем временем на нашем пути показался первый, пока совсем маленький торос. И у нас попросили сделать остановку.

13.
13.

Восторженные туристы тут же разбежались в разные стороны

14.
14.

и долго бродили, фотографируя синие льдины во всех возможных ракурсах.

15.
15.

Мы их потом почти час не могли собрать.
Не, ну конечно симпатично. Но на самом деле это какой-то банальный малюсенький торосик, которых на нашем пути будут десятки.

16.
16.

Об этом я сразу же рассказала всем по рации, когда мы наконец расселись в машины. И про то, что это не самый красивый торос, и что таких банальных торосов у нас будет миллион, и про то, что если мы так будем зависать, то никуда не успеем.

И тут же получила в ответ.

- Это для тебя торос банальный, а для нас - первый.

Знаете, я обычно стараюсь себя ставить на место туристов. И смотреть на мир их глазами.
Не вот это всё: да, госопидя, я эти льды и торосы уже миллион раз видала... А вспоминать, как было, когда я это увидела в первый раз: аааа! лёд! какой голубой! топаз, чисто топаз!

На самом деле, без этого все мои путешествия с туристами в те места, где я уже была, теряют смысл. Тупо сопровождать группу гидом, отрабатывая день за днём - ну, так себе история. Сидя в офисе можно заработать больше в более комфортных условиях.

Но вот эти эмоции первооткрываний, удивление и восторг, когда проживаешь эти эмоции с людьми, которые впервые видят такое - вот это да. Это заряжает, вдохновляет и банально радует, да.

Но, как говорится, и на старуху бывает проруха. Надо себе просто чаще напоминать, что это для тебя всё видено перевидено, а для кого-то - первый раз.

Тем временем мы почти пересекли Байкал, и надо было уже поближе к купальням выбираться.

17.
17.

Хайвей закончился. Начались даже какие-то небольшие блуждания.
День был серый. Снег сливался в небом, дорога читалась плохо.
И пару раз Антон даже попросил колонну постоять, пока мы съездим вперёд, посмотрим путь.

18.
18.

Как поётся в старинной русской песне:
Сомнения прочь, теперь мы разведчики,
В наших сердцах – любовь и кузнечики


Ни любви, ни кузнечиков не было. Зато мы были разведчиками, выискивающими путь. Запах приключений приятно щекотал ноздри (вдобавок к ветру, развевающему волосы). Пусть даже таких - небольших приключений в сером мареве.
Вблизи почти цивилизации в лице группы рыбаков.

19.
19.

Это я, чтобы немного снизить накал пафоса. Чтобы вы не думали, что мы забурились чёрте куда и выживали среди льдин.
Нет, тут вполне себе люди ездят. Рыбку ловят.

К обеду мы приехали на Хакусы.
Но, конечно, не за обедом мы сюда приехали. Мы приехали - купаться.

До купален надо пройти пешком где-то километр.

20.
20.

Для тех, кто совсем ослаб и сам идти не хочет, предусмотрен вот такой сервис по доставке тел на воды.

21.
21.

Но мы-то ого-го. И своими ножками можем.

22.
22.

А здесь действительно классно. Горячие ванны в окружении зимней сказки.

23.
23.

24.
24.

Жалко, что у нас как всегда очень жёстко лимитировано время. Лишь немного посидеть в горячих ваннах, почувствовать всю прелесть сказки, да назад идти.
Нам ещё в обратном порядке Байкал пересекать да на мыс Котельниковский ехать.

25.
25.

Немного утешало то, что на Котельниковском будет тоже, что? Правильно. Горячие источники.

26.
26.

Временно покинув восточный берег Байкала и рыбаков, грустящих на нём, мы двинули опять на запад.

27.
27.

Восточный берег Байкала своими черно-белыми холмами, покрытыми щетинками деревьев, лично у меня сразу вызвал стойкие ассоциации с японскими рисунками.

28.
28.

Я уже как-то рассказывала про японский сервиз, который с незапамятных времён (впрочем, не таких уж незапамятных - с середины прошлого века) находится у нас в семье и передаётся из поколения в поколение. Сначала он был у моих дедушки с бабушкой, потом у моей мамы. После смерти дедушки, когда мама предложила выбрать что-то на память о нём, я сразу не думая взяла себе эту посуду.
Подозреваю, что от созерцания с детства этих тарелок и акварельно, почти чёрно-белого рисунка домика с вулканом на горизонте и родилась моя любовь к подобным пейзажам.

29.
29.

Как они прекрасны своей лаконичностью.

30.
30.

Но увы-увы. На сегодня мы покидаем их и устремляемся вглубь Байкала. Не в прямом, к счастью, смысле.

31.
31.

Путь наш, прямо как в песне. Скатертью стелется и упирается... Иногда в небольшие трещинки и торосы.
Которые сначала мы с Антоном бодро проходим на Олемобиле. Все в это время терпеливо ждут.

32.
32.

Затем, если всё прошло хорошо, приглашаем группу повторить наш манёвр.

33.
33.

Друг за другом, соблюдая дистанцию - любо дорого посмотреть.

34.
34.

И снова, здравствуй, западный берег.

35.
35.

Видите, как он отличается от восточного своими более обрывистыми и снежными горками.

36.
36.

А мы снова на ледовом хайвее, по которому можно прокатиться с ветерком.

37.
37.

А вдоль дороги растёт ель байкальскай водяная эндемичная. С корневой системой до километра, чтобы за дно озера цепляться.

38.
38.

Произрастает исключительно вдоль дорог. После таяния льда, говорят, уходит под воду.

39.
39.

Вот он - наш приют на сегодняшний вечер.

40.
40.

База отдыха Котелок. Больше похожая на пионерский лагерь. Приём пищи по расписанию. Первое, второе, третье, компот.

Зато безусловный плюс - огромные бассейны. Один с приятно тёплой, другой с умеренно горячей водой.

41.
41.

В приятно-тёплой можно было заплывы, как в обычном бассейне устраивать. Чем я и занялась, давая выход энергии засидевшегося в машине организма.

Эффект пионерского лагеря усиливало ещё и то, что интернет здесь выдавали один час в сутки в одном определённом месте.
Видимо, чтобы в другое время люди забыли наконец про свои гаджеты.

42.
42.

А мы и не против. Не за интернетом сюда приехали.
Я вот сразу пошла гулять по окрестностям.

43.
43.

Местные достопримечательности посмотреть.

44.
44.

Главная достопримечательность - конечно же всё тот же Байкал.
Просто в разных видах.

Вот вдоль берега из-за горячих источников идёт полоска незамерзающей воды.

45.
45.

Встреченный Ден тут же сообщил, что там в этой воде выдра живёт. Он её видел.

- А как выглядит выдра?
- Как? Как... выдра.

Я никакой выдры, сколько ни бродила там, не увидела. Может я себе выдру как-то не так представляла. Но в воду на всякий случай не полезла.

46.
46.

А пошла поближе к более привычной зимне-байкальской среде обитания - ко льду.

47.
47.

Что я там про банальные торосы говорила?
Мне кажется, сколько не смотри, невозможно равнодушно относиться к этим огромным льдинам, то вспыхивающими синими топазами среди снега, то ярко сияющими бриллиантами прозрачного льда.

48.
48.

Смотрите, какого прозрачного.

49.
49.

Вода в озере пока ещё такая чистая, что можно прямо от льдины отколупывать кусочки и есть. Хотя, попробуй их отколупай. Они невероятно прочные.

Вот. А вы говорите, банальный лёд.

Все рассказы из этой экспедиции:

Магадан - Якутск - Иркутск. Как начинаются большие экспедиции.

Магадан - Якутск - Иркутск. Самый красивый рассвет в бухте и немного Магадана.

Магадан - Якутск - Иркутск. Камнерезная мастерская. Увидеть красоту в булыжнике.

Магадан - Якутск - Иркутск. Косторезная мастерская. Из живого в мёртвое и обратно.

Магадан - Якутск - Иркутск. Магадан - Сусуман. Начало большого пути по Колыме.

Магадан - Якутск - Иркутск. На Колымской ГЭС.

Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы отвалов до отвала насмотрелись.

Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы за городом-призраком гонялись.

Магадан - Якутск - Иркутск. Едем в Индигирскую трубу.

Магадан - Якутск - Иркутск. Когда твое дело - труба. Индигирская труба.

Магадан - Якутск - Иркутск. Ольчанский перевал. Потому что это красиво.

Магадан-Якутск-Иркутск. Через Кубу на полюс холода. День, когда всё пошло не так.

Магадан-Якутск-Иркутск. Зимние развлечения на Полюсе холода. Бананы, гвозди и плавки колом.

Магадан-Якутск-Иркутск. Сокровищница Чысхаана.

Магадан - Якутск - Иркутск. Про дежавю на трассе Колыма и гламурные ужины.

Магадан - Якутск - Иркутск. Горячие якутские бегуны, чудо оладушки и промежуточный финиш в Якутске.

Магадан - Якутск - Иркутск. Сокровища Якутии.

Магадан-Якутск-Иркутск. Продолжаем о сокровищах Якутии. Царство вечной мерзлоты.

Магадан-Якутск-Иркутск. Такой разный Якутск. Мамонты, мерзлота и инновации.

Магадан-Якутск-Иркутск. Ремонт кораблей по-якутски. Что такое выморозка кораблей?

Магадан-Якутск-Иркутск. По дороге в Вилюйск. Лошадка якутская необыкновенная.

Магадан-Якутск-Иркутск. Прогулки по Вилюйску и в Мирный с происшествиями с лёгким испугом.

Магадан-Якутск-Иркутск. Удивительный Мирный. Маленький музей и огромный карьер.

Магадан-Якутск-Иркутск. Два дня на зимнике, за время которых мир непоправимо изменился.

Магадан-Якутск-Иркутск. Два дня на зимнике. День второй.

Магадан-Якутск-Иркутск. Из Усть-Кута в Северобайкальск. БАМ, Бурятия и горячие источники.