Фильм «Король и шут» снят в 2005 году. Это красочная историческая драма с впечатляющими декорациями, изумительными костюмами и умным, философским и трагическим сюжетом, который держит в напряжении. Картина яркая, живая и очень динамичная. Иногда даже не хватало пауз: остановиться, подумать, что-то осмыслить. Но временные рамки фильма ограничены.
Два бродячих артиста, шута, зарабатывающих на хлеб тем, что веселят на базарных площадях народ. Чан Сан (Капитан) и живописный миловидный юноша Гон Киль.
Поначалу Гон Киль словно в тени капитана. Тот старше, тот руководитель, режиссёр в современном понимании. Они дорожат друг другом. В фильме показана сильная привязанность учителя к своему ученику. Хотя по мере развития сюжета могут появиться другие мысли о скрытой сути их взаимоотношений.
Но создатели фильма не акцентируют на этом внимания, словно это вовсе не важно. И они правы: главное между этими людьми - любовь. Любовь друг к другу. Братская ли, дружеская, или какая иная. Но только искренняя любовь движет ими.
Капитан и Гон Киль знакомы давно, с детства, с юности, они всегда вместе и почти сроднились. Капитан был готов пойти на всё, лишь бы уберечь Гон Киля. Слабый, женственный и женоподобный практически замирающий вне сцены Гон Киль готов на многое, чтобы защитить Капитана, спасти его. Вот она - настоящая братская любовь. Без примеси каких-либо низменных чувств. Когда один готов пожертвовать собой ради другого, готов на всё, чтобы уберечь его.
Вообще образ Капитана один из самых сильных в фильме. Это волевой, независимый и гордый человек, которому не страшны никакие испытания.
История начинается с того, что Капитан вызволяет юного друга - женственного травести из рук старого похотливого развратника, и они отправляются в Сеул
Они решили заработать деньги тем, что весьма смело и дерзко взялись высмеивать короля Ёнсана и его фаворитку Ноксу во фривольной манере, ведь уличный юмор, бесстыдный, связанный с физиологией, понятен невежественным горожанам.
Конечно, их быстро хватают за подобную неслыханную дерзость. И ждала их жестокая порка, а то и что-то пострашнее. Но они сумели развеселить короля, и теперь это становится их главной обязанностью.
Шуты, лицедеи… испокон веку они имели огромное влияние на своих господ, ведь только они могли в шутливой манере сказать правду. Это первая и главная цель шута - не просто рассмешить, а и сказать правду. Уродливую, неприятную правду, которую при дворе предпочитают не замечать.
Шуты обличают государственную коррупцию, высмеивая продажных министров: король хохочет, а потом летят головы. Шуты ставят сценку об убийстве матери короля Ёнсана и доводят того до истерики, и виновные наказаны немедленно.
Каждое их слово, каждая сценка может отозваться и отзывается во внутриполитической жизни столицы. А жизнь эта омерзительная и прогнившая изнутри. И король, якобы всемогущий, на самом деле сам оказывается беспомощной и бессловесной игрушкой, марионеткой.
Да, для чиновников он послушная кукла, и как бы он ни пыжился, ему не удастся освободиться от своих кукловодов. И вот уже сам король словно бы примеряет на себя костюм шута, а королями становятся другие: не только чиновники, но и сами лицедеи.
Что же чувствовал к юноше король? Несомненно, тот сразу привлёк его внимание, и король очарован красотой и изящной фигурой шута, его робостью и застенчивостью. И он интересен ему не просто как уличный актер.
Но в принципе понятно: Гон Киль для короля - кукла для забавы. И его любовь такая же – эгоистичная. В отличие от любви Капитана к своему юному другу. Контраст между любовью к Гон Килю Капитана и влечением к нему императора очень хорошо заметен.
Хотя эта «спорная» линия сюжета практически не показана, она обозначена только на словах и в намёках. Нет ни одной откровенной сцены, лишь один поцелуй короля. Но слёзы Гон Киля в покоях короля говорят обо всём и очень пронзительно и подробно. В этих глазах всё, что осталось «за кадром».
Молодой ещё тогда актёр Ли Джун Ги в этой роли потряс многих. И стал самым ярким украшением всего фильма. Он тонко и прочувствованно исполнил роль Гон Киль – такого хрупкого, нежного, утончённого мальчика с прекрасным лицом, с обворожительной улыбкой, тонким и миловидным, как девушка.
А король теперь словно сам не знает, что ему делать со всей этой открывшейся правдой. Молодой правитель оказывается большим ребёнком, потому свойственные детям инфантильность и жестокость у него доходят до крайности. и даже справедливые наказания доходят до грани изуверства.
И король будто бы находит утешение в своей новой игрушке – молодом красивом шуте.
Недолюбленный, не наигравшийся ребёнок, рано потерявший мать - в его душе зияет и кровоточит рана. Почему ему понадобился обаятельный Гон Киль? Приватно играть в куклы? Или, душа в объятиях, дарить поцелуи и ласки, превращая актёра в раба своей любви и похоти. Или это лишь от отчаяния, от боли и одиночества?
Король увидел в Гон Киле родственную душу, которая поймёт и утешит? Ведь он, по сути, тоже шут, тоже актёр, играющий свою роль, начертанную для него судьбой. И теперь мальчик - шут становится для него королём. Они меняются местами и ролями. И чем больше Гон Киль этому сопротивляется, тем больше запутывается в паутине принуждения, несвободы.
Этот фильм буквально смотрится на одном дыхании. Это притча, сказка-быль, в которой заключена хоть и давно всем известная, но отнюдь не банальная мораль и истина. Истина в том, что далеко не всегда понятно, кто король, а кто шут в этом мире, который такой же театр, но режиссёров не видно.
И ещё, конечно, о том, что шуты, актёры, лицедеи могут и должны быть королями, а короли шутами – никогда.