Найти тему
Fishet

Просвещение и культурная деятельность период правления Александра 3

1. Реформы

2. Просвещение и культура (в области обучения, печати и музеи )

3. Вывод.

Начало правление Александра 3.

После кончины Александр 2, на престол взошел его 2 сын, Александр Александрович третий. Он правил с 1881-1894 года. Но место него должен был зайти на престол Николай Александрович, он был первый сын Александра 2 , но в 1864 году цесаревич Николай Александрович внезапно заболел туберкулезным менингитом и умер, прививок тогда не было.

Политику Александра 3 часто называют политикой «контрреформ». Названы они так, потому что предыдущий император Александр 2 провел либеральные реформы, которые Александром 3 считались неэффективными и вредными для страны. Император полностью ограничил влияние либерализма, сделав ставку на консервативное правление, сохраняя мир и порядок в Российской империи. Одна из таких реформ коснулась и образования.

Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов, утвердил новый университетский устав. Теперь по этому уставу университеты теряли право на автономию. Эта автономия была еще при Александром 2. Руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль над учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

Еще при Александре 3 был подписан закон «О сокращении гимназического образования» или как его называли в народе «Закон о кухаркиных детях». Он был подписан 5 июня 1887. Этот закон рекомендовал ограничить поступления детей низших сословий. Так как Император со многими консерваторами были убеждены в том, что образование не должны получать люди нищих сословий. Он считал, что пусть у крестьян будет начальное образование в какой-нибудь церковно-приходской школе, а среднем образовании уже чересчур, потому что эти люди, по нахватавшись идей, потом будут пополнять революционное подполье, а государство это не надо.

Для того, чтобы крестьянский ребенок мог продолжить учится в гимназии за него должен был ручаться кто-то из «знатного» сословия. Также существенно повышалась плата за обучение, вернулась школьная форма, были запрещены любовные студенческие организации, министерство начало контролировать содержание обучение, а всех недовольных отводили в солдаты.

Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального, среднего и высшего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.

Пресса.

Еще конторореформы затронули и прессу. После великих реформ при Александре втором, в России были времена относительной свободы слова, когда в прессе существовал полный спектр мнений, от консервативных до социалистических. Но теперь для власти это было неприемлемо.

Так, в 1882 году были утверждены временные правила «о печати». Отныне редакции газет, получившие три предупреждения, обязаны были, после возобновления издания, предоставлять номера на предварительную проверку в так называемый «Роскомнадзор», который мог приостановить их выход без судебного решения. Теперь по требованию власти, редакции должны сообщать им имена авторов публиковавшихся под псевдонимами.

Главное цензурное управление постоянно издавала циркуляры, запрещавшие обсуждать в печати те или иные стороны российской общественной жизни. Так, например без предварительного согласия властей не разрешался рассказывать о деятельности городских дум, то есть о деятельности самоуправления, затрагивать вопрос о переселении, сообщать о студенческих волнениях, касаться неприязненных отношений крестьян к землевладельцем, но и многое другое.

К началу 1890 года, большинство газет и журналов, либеральной направленности, в России оказались закрыты. Цензура не ограничилось периодической печатью. За время правления Александра третьего, были запрещены 72 книги. Среди них были публицистические произведения: Льва толстого, « «повести трущобы и люди» Владимира Гиляровского и многих других писателей. Цензура не оставляла своим вниманием и ранее изданные книги журналов.

В 1890 году список книг, разных лет издания, которые полиция требовала изъять из библиотек, включал 165 названий. Книги Гаршина, Короленко, Добролюбова и многих других писателей , которых сейчас мы считаем народной классиков.

Культурная деятельность

Русская культура при Александре третьем процветала, в первую очередь, из-за его национальной политики, основанной на русификации полиэтничного общества Российской империи.

Все школы на территории Российской империи, и Польши, и Финляндии должны были обучать на русском языке, совместно функционировал рубль. Людям, приходилось учить русский язык и им некуда было деваться.

Если до такой «масштабной» русификации, поляки, финны и большая часть всей Российской Империи, люди подчинялись своими местными законами, разговаривали на местных языках и будто жили в своем государстве, то теперь они должны просто знать язык , что бы например прочитать новость с газеты или просто понимать другие народы.

В 1891 г на должность Московского генерал-губернатора стал брат Александра 3, Сергей Алексеевич. Он считал, целью всей его жизни является, ограждение Москвы от семитов. Да и в марте того же года Александр 3 подписывает высочайшее повеление, что большинства евреев из Москвы и Московской губернии нужно было выселять. А еще после убийства императора Александра 2, по стране прокатилась целая волна так называемых еврейских погромов. Евреев избивали досмерти, сжигали их магазины дома.

Все прочие религии, помимо православия, лишались социальной защиты и придавались гнету, но если она не противоречила идеи православной церкви.

Но есть и положительные стороны. В это же время был открыл Исторический музей (в 1883 году).

В мае 1881 года музей был передан в ведение министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. В 1882 году музей был передан в ведение Министерства народного просвещения.8 июня 1883 года император Александр III с императрицей во время коронационных торжеств посетили готовый к открытию новый музей, а 14 июня, он был открыт для широкой публики. Первая экспозиция (11 залов из запроектированных 43) охватывала период с древнейших времен до XII века (свыше трех тысяч экспонатов)

В Одессе был построен Театр оперы и балета. Он один из красивейших архитектурных сооружения второй половины XIX века. Здание было построено в смешанной ренессансно — барочной стилистике архитектуры в 1883 — 1887 годах

Вывод.

Таким образом, Александру третьему досталась страна, которой нужны были реформы, но не те, которых придерживался его отец. Он вел реформы, которые давали стабильность стране.

За все правление императора в стране : была укреплена экономика, Александра 3 прозвали 'миротворцем' (тк за все правление императора не было ни одной войны), были закрыты все террористические организации и Россия забыла о терроризме до начала ХХ.

И подводя итоги, Правление Александра 3 привело на стабилизацию общественных отношений в стране.