Необычные дома Москвы: Знаменитый дом с рыцарями на Арбате

198 прочитали

Восьмиэтажный дом по адресу: Арбат, 35 с момента своего появления был обречен нести сквозь года ореол романтики, мрачных тайн и мистического флера. Тому ли причиной неоготический стиль, навевающий мысли о средневековом то ли замке, то ли соборе, мрачные рыцари в нишах или представители бесчисленного бестиария на фасаде от дракончиков, змей до единорога. Факт остается фактом, здание и спустя век остается визитной карточкой, не то что центральной улицы Москвы, а всей столицы.

Восьмиэтажный дом по адресу: Арбат, 35 с момента своего появления был обречен нести сквозь года ореол романтики, мрачных тайн и мистического флера.

С чего все начиналось

Начиналось же все с того, что богатейшему купцу тех лет Якову Филатову выгодно достался участок земли на Арбате. В 1912 году предприниматель выкупил его у семейства Толстых, и уже в 1913 году под руководством талантливого архитектора Валентина Дубовского был построен уникальный доходный дом. Для модного столичного зодчего – это был не первый проект. Дубовский уже прославился своими зданиями в стиле «дорого-богато», где старинная европейская архитектура сочеталась с роскошными современными интерьерами. Однако новый доходный дом Филатова – подарок любимой супруге, на минуточку, превзошел все ожидания. Жилые подъезды, а их в здании два, были отделаны мрамором, лепниной, кругом висели роскошные светильники, а в лифтах даже установили огромные зеркала и скамьи, отделанные натуральной кожей. Неудивительно, что после революции сюда въехала партийная элита и приближенные к власти соратники вождей пролетариата, а «уплотнение» было проведено формально, так, что даже получившиеся коммуналки поражали воображение своими размерами и богатством интерьера.

Восьмиэтажный дом по адресу: Арбат, 35 с момента своего появления был обречен нести сквозь года ореол романтики, мрачных тайн и мистического флера.-2

Загадочный бестиарий на фасаде

Отдельно хочется остановиться на «зверинце», которым богат Дом с рыцарями. Большинство остаются незамеченными. Понятное дело, куда им с рыцарями и львами тягаться. Но внимательные наверняка будут удивлены фантазией архитектора, а кое-кто захочет перечитать «Божественную комедию» Данте просто потому что «навеет»…

Восьмиэтажный дом по адресу: Арбат, 35 с момента своего появления был обречен нести сквозь года ореол романтики, мрачных тайн и мистического флера.-3

Взять хотя бы орнаменты. Поверьте, это не завитушки на «вольную тему». Там явственно просматриваются хвосты и лапки чешуйчатых тварей. А головы и лапки то ли кузнечиков, то ли богомолов, как вам такое? Причем выглядят так, как если б их вытащили из банки с формалином для позирования. Если присмотреться к той части фасада, что примыкает к крыше со стороны Кривоарбатского переулка, можно увидеть единорога. Для этого, конечно, нужно заморочиться поиском бинокля, или мощного фотоаппарата с длиннофокусным объективом. Но это того стоит! Слабо найти еще белку, горностая, ласку, головы баранов, змееподобных существ и дракончиков?

Последний рыцарь на Арбате…

"...Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом...".

Восьмиэтажный дом по адресу: Арбат, 35 с момента своего появления был обречен нести сквозь года ореол романтики, мрачных тайн и мистического флера.-4

Строки из булгаковского произведения «Мастер и Маргарита» буквально встают перед глазами, когда глаза выхватывают мрачных рыцарей «Центрального дома актера». Не удивительно. Михаил Булгаков, действительно, любил этот дом, часто бывал здесь и сделал все, чтобы читатели смогли идентифицировать здания, фигурирующие в его книгах. Так вышло и с домом на Арбате, 35. Сразу же после выхода книги ни у кого не осталось сомнений, где находилась квартира критика Латунского, которую с удовольствием разгромила Маргарита первым делом, оседлав метлу.

Рыцари, печально взирающие на суету сверху вниз, вдохновили в свое время и барда Евгения Аграновича.

«С надменным видом феодала

Взирает рыцарь на Арбат.

Таких, как он, сегодня мало,

Внизу не видно что-то лат.

Среди прохожей молодежи

Найти друзей мечтает он -

Галантных юношей, похожих

На рыцарей былых времен.

Последний рыцарь на Арбате

Стоит на доме тридцать пять.

Он понапрасну время тратит,

Других стараясь отыскать…».

«Последний рыцарь на Арбате».

Кстати, про количество рыцарей многие спорят до сих пор. Одни уверены, что статуй должно было быть четыре – по количеству ниш. Действительно, пара проемов, аналогичных «рыцарским» есть на обратной стороне здания, но в них расположены окна. Сторонники «теории четырех» уверены, рыцари были утеряны либо после революции, либо во время бомбежки во вторую мировую. Но есть факты, против которых не поспоришь. Во-первых, во время битвы за Москву дом не пострадал, во-вторых, в уникальном фотоархиве портала pastvu.com сохранился дореволюционный снимок, на котором никаких рыцарей в нишах не было.

Восьмиэтажный дом по адресу: Арбат, 35 с момента своего появления был обречен нести сквозь года ореол романтики, мрачных тайн и мистического флера.-5

История Дома актера

Вплоть до 1975 года дом оставался жилым, но затем в год первого пускового объекта БАМа Дом с рыцарями расселили. В помещения въехали сотрудники нескольких подразделений Министерства культуры. Чтобы приспособить бывшие жилые помещения под офисы, его переделывали бессчетное количество раз. Советским гражданам буржуазные изыски были чужды, потому богатое внутреннее убранство в виде лепнины и витражей было практически полностью утрачено.

Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной (ЦДА) переехал на Арбат, 35 в 1991 году после того, как здание, где располагался актерский клуб с 1937 года, сгорело. С тех пор спектакли, капустники и концерты проходят именно здесь. В здании оборудованы пять сцен в Большом, Малом и Камерном залах, Голубой гостиной и Арт-салоне. В ЦДА, как и много лет назад, показывают спектакли, проводят творческие вечера, мастер-классы, всероссийские конкурсы и фестивали…

Восьмиэтажный дом по адресу: Арбат, 35 с момента своего появления был обречен нести сквозь года ореол романтики, мрачных тайн и мистического флера.-6