Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Фильм "Аннигиляция": природа ревности, неверности и любви

Оглавление

Вычитала фразу, которая подходит к разбору каждого фильма: “Movies are not mystery boxes. There is no “answer” because art isn’t a game or a puzzle to be solved. It’s subjective, so it’s open to interpretation. Great art invites interpretation, not by being needlessly obtuse, but by encouraging the viewers to explore certain ideas and concepts that are presented in a unique way”. Пусть это будет здесь как эпиграф.

*Фильмы – это не таинственные шкатулки. Здесь нет “ответа”, потому что искусство – это не игра и не головоломка. Оно субъективно, поэтому даёт волю для интерпретаций. Великое искусство позволяет интерпретировать, не становясь через чур тупым, а поощряя зрителя к исследованию заложенных идей, которые представлены в уникальном стиле*

По названию – это научно-фантастический фильм, а по сути драматическая история нескольких людей. Фильм наполнен метафорами. Один из персонажей прорастает листьями, на людей нападает медведь с человеческими криками, молодой оленёнок раздваивается на глазах у Лены, само понятие времени начинает переосмысливаться. Например, наручные часы Кейна теперь носит Лена (в некотором роде она теперь проживает время в опасной зоне, как это делал он до неё).
По названию – это научно-фантастический фильм, а по сути драматическая история нескольких людей. Фильм наполнен метафорами. Один из персонажей прорастает листьями, на людей нападает медведь с человеческими криками, молодой оленёнок раздваивается на глазах у Лены, само понятие времени начинает переосмысливаться. Например, наручные часы Кейна теперь носит Лена (в некотором роде она теперь проживает время в опасной зоне, как это делал он до неё).

Фильм "Аннигиляция" (Annihilation) режиссёра Алекса Гарланда вышел в 2018 году, посмотрела я его в феврале 2019. Поняла не сразу. Первый просмотр дал только яркое впечатление от картинки. Это было лёгкое ощущение головокружения от эффекта радужного мерцания, похожего на тонкую плёнку бензина на поверхности воды.

Поначалу я увидела экспедицию из пяти женщин, которые отправились в поражённую зону, чтобы установить причину распространения Мерцания, и в идеале его нужно было остановить.

В 2021 году я вернулась к "Аннигиляции" так же, как очередная экспедиция в зону Мерцания. И мне открылось намного больше, когда я присмотрелась получше.

О чём фильм

В центре сюжета Лена (Натали Портман) и Кейн (Оскар Айзек). Лена – профессор в Институте Хопкинса, специализируется на кинетически запрограммированном клеточном цикле. Сержант Кейн – её муж. Он был в группе военных, которые исследовали зону Мерцания, и выжить удалось только ему. Домой он вернулся через год после отъезда, но уже сам не свой.

Есть мнение, что фильм “Аннигиляция” про рак. Часть лекции Лены о делении клеток и о том, как клетки быстро делятся и мутируют, включена умышленно. Не только для обозначения мысли и стремлении к жизни и боязни старения, но и для объяснения того, как загадочно клетки ведут себя в организме сами по себе. По сюжету что-то случилось возле маяка в Южном Пределе, и это явление начало расширяться. Необъяснимое явление метафорически отсылает к поражению раком клеток. Сначала всё нормально, а потом на здоровом месте появляется что-то, мутирует и, как Мерцание, расширяется.
Есть мнение, что фильм “Аннигиляция” про рак. Часть лекции Лены о делении клеток и о том, как клетки быстро делятся и мутируют, включена умышленно. Не только для обозначения мысли и стремлении к жизни и боязни старения, но и для объяснения того, как загадочно клетки ведут себя в организме сами по себе. По сюжету что-то случилось возле маяка в Южном Пределе, и это явление начало расширяться. Необъяснимое явление метафорически отсылает к поражению раком клеток. Сначала всё нормально, а потом на здоровом месте появляется что-то, мутирует и, как Мерцание, расширяется.

“Мерцание” началось три года назад. Его всё это время пытались исследовать, конечно, в режиме секретности. К зоне “Мерцания” подбирались по суше, по воде, по воздуху, отправляли дроны, животных, команды людей – никто не возвращался.

Лена приняла решение присоединиться к новой экспедиции. У неё есть навык выживания в сложных условиях – она служила семь лет. Ей необходимо узнать, что случилось с её мужем, чтобы спасти его. И она испытывает чувство вины перед ним.

Первоисточник, по которому снят фильм

Джефф ВандерМеер – автор серии романов под названием “Трилогия о Южном Пределе” (The Southern Reach Trilogy). Опубликованы в 2014 году. В них входят “Аннигиляция” (Annihilation), “Власть” (Authority) и “Принятие” (Acceptance). Вся трилогия носит название секретного агентства, чья деятельность находится в центре сюжета. Студия Paramount купила права на экранизацию в 2013 году.

"Аннигиляция" - первая книга трилогии о Южном Пределе
"Аннигиляция" - первая книга трилогии о Южном Пределе

У ВандерМеера синопсис трилогии выглядит так:

Зона X была отрезана от остальной части континента на протяжении десятилетий. Природа вернула себе последние остатки человеческой цивилизации. Первая экспедиция вернулась с отчётами о первозданном эдемском ландшафте; вторая экспедиция закончилась массовым самоубийством, третья – градом выстрелов, когда её участники набросились друг на друга. Члены одиннадцатой экспедиции вернулись как тени своих прежних "я", и через несколько недель все они умерли от рака.

Группа состоит из четырёх женщин: антрополога, геодезиста, психолога (лидера группы) и биолога. Их миссия состоит в том, чтобы нанести на карту местность, записать все наблюдения за своим окружением и одним наблюдателем и, прежде всего, избежать заражения самой Зоной X.

Мои мысли после второго просмотра “Аннигиляции”

Основная мысль этого фильма – это преобразование, изменение. Это преобразование основывается именно на термине “аннигиляция” (реакция превращения частицы и античастицы при их столкновении в какие-либо иные частицы, отличные от исходных; частицы при взаимодействии не просто исчезают, а превращаются в другие частицы).

В итоге главные герои (Лена и Кейн) переработали в себе свой опыт, от них прежних ничего не осталось, но получились иные люди. Им ещё в дальнейшем нужно будет узнать друг друга заново.

Для Лены (Натали Портман) её история – это попытка найти искупление. Вот почему, когда она говорит о попытке спасти Кейна (Оскар Айзек), она не говорит: “Я люблю его”. Она говорит: “Я у него в долгу”
Для Лены (Натали Портман) её история – это попытка найти искупление. Вот почему, когда она говорит о попытке спасти Кейна (Оскар Айзек), она не говорит: “Я люблю его”. Она говорит: “Я у него в долгу”

От первого впечатления не осталось и следа. Я считаю, это гениальный и остроумный ход – так изложить природу неверности, ревности и любви. Пустить фоном мутировавшие организмы, яркие кислотные цвета, радужные отсветы сияния, а базой "подстелить" эффект из физики.

Ключевым моментом в фильме является диалог между лидером группы, психолога Вентресс, и Леной – он по крайней мере раскрывает истинные мотивы поведения персонажей.

Лену мучил вопрос, почему её муж Кейн отправился на самоубийственное задание. Вентресс объяснила, что Лена путает понятия – самоуничтожение и самоубийство.

“Тебе, как биологу, лучше знать, это ведь на клеточном уровне”. Кейн хотел уйти из счастливого брака, и он скрылся в Мерцании, чтобы саморазрушиться, стереть знание о Лене. Он раскрыл её обман, что стало для него невыносимой ношей; новое знание (что брак вовсе не является счастливым, и, скорее всего, по его вине, раз жена так поступила) толкнуло его на рискованную экспедицию.

Да даже то, что каждая из участниц экспедиции вошли в опасную зону, отдаёт саморазрушением. Этой странной парадоксальной склонностью человека причинить себе и ближнему вред пронизан весь фильм. Символически это поддерживается периодически появляющимся знаком. Речь идёт о татуировке в виде змеи, кусающей свой хвост. Это - знак уробороса, означающий и саморазрушение, и вечность, и цикличность. Самое главное – это противоречие, заложенное в значение уробороса, которое также звучит в фильме. Нежелание погибать и стремление саморазрушиться, когда прежняя жизнь открывает страшную тайну, с которой очень сложно смириться.

Возвращение Кейна через год. Он выглядит как прежде, но перед Леной это уже другой человек
Возвращение Кейна через год. Он выглядит как прежде, но перед Леной это уже другой человек

Лена сама цитировала Кейну научные изыскания Хейфлина. Если обмануть пределы Хейфлина в клетке, можно предотвратить старение. Клетка продолжает размножаться и не погибает. Старение – это ошибка гена.

При этом Лена отправляется в опасную зону, откуда живые организмы не возвращаются (по крайней мере такими, какими были прежде). Получается, она старается "обмануть пределы", чтобы постичь истину. Её отношения с Кейном дали трещину (читай "клетка стала стареть"), но Лена рискнула, предприняв попытку разобраться, то есть не захотела, чтобы их отношения (или клетка) погибли.

Очень интересно в этом фильме научные темы переплетаются с отношениями между мужчиной и женщиной, показывая близость биологии и физики к человеческому миру. Создаётся ощущение, что отношения помещены в чашку Петри и изучаются под линзой микроскопа. Даже звук помогает поддерживать это ощущение, и взаимоотношения мужчины и женщины здесь разбиваются на атомы и клеточные структуры.

Здесь разумно распределили интимные подробности жизни Лены и Кейна, что постепенное раскрытие сделало сюжет интересным. Сначала его загадочный уход, а потом – объяснение. Такой приём я считаю оправданным, особенно зная уже, в чём подвох, так как выстраивается верная логика к пониманию чувства Кейна, который уехал на задание на день раньше, чем планировалось. Так подчёркивается его самоощущение, якобы он допустил ошибку, раз жена решила "добрать со стороны"; он чувствовал вину, что их брак для неё не является счастливым.

Отступление от темы

Целостная картина фильма "Аннигиляция" (Annihilation) – с завязкой и финалом – напомнили мне историю с фильмом “Ад Анри-Жоржа Клузо” (1964, L'enfer d'Henri-Georges Clouzot).

Клузо тщетно бился над производством своего видения истории мучимого ревностью мужчины. Он не смог доделать фильм, его покинуло вдохновение, потому что не было концепции, только множество отснятого материала, который не связывался в единую картину.

Клузо основывался на кинетическом искусстве, подготовил цветные фильтры для отображения внутреннего состояния главных героев, были разработаны методики нанесения макияжа и подбора костюмов под сцены, чтобы не прибегать к комбинированным съёмкам, а снимать с помощью инверсии. Анри-Жорж Клузо при этом работал без продюсера, который бы мог вносить свежие идеи и приземлять не туда полетевшую мысль.

Сюжет крутился вокруг Одетты и её мужа Марселя. Он патологически ревнив, каждый её взгляд в сторону и разговор с другим приводит Марселя в состояние паники, близкой к нервному срыву. У режиссёра не получилось дотянуть эклектичную историю в стиле кинетического искусства до логического финала, не помогли ежедневные правки и круглосуточная работа.

Я думаю, что "Аннигиляция" – это магический привет Алекса Гарланда для Клузо, пусть он этого и сам не знает. Гарланду удалось отразить ревность в кадре через визуальные эффекты и эффект аннигиляции в том числе.

Заключение

Лена и Кейн любят друг друга. Она ждала его год из засекреченной экспедиции, без него не представляла свою жизнь, оставаясь равнодушной к приглашениям коллеги провести вечер за ужином вместе. Хотя не весь год ожидания Лена была целомудренна, как могло показаться. Кейн ревновал, а Лена совершила ошибку. Осознание ошибки её очень изматывало; также сильно страдал и Кейн, зная о неверности жены.

В итоге они оба изменились, внешне оставшись прежними. “Ты – Кейн? – Вряд ли. А ты – Лена?”

коллаж из открытых источников
коллаж из открытых источников

Они теперь совершенно другие люди, следовательно, отношения между собой им нужно выстраивать заново. Их судьба сделала виток, обнулила молодых людей, она вернула их в исходный пункт.

***

- Эту миссию окружает полнейшая тишина. Мне бы хоть какую-то подсказку (Лена).
- Ну, мы будем в одном полушарии (Кейн).
- И о чём это мне сообщает?
- Если ты выйдешь, посмотришь наверх, мы будем смотреть на одни звёзды.
- Вот же…Ты это серьёзно? Думаешь, я этим занимаюсь, пока тебя нет!? Сижу в саду и страдаю, глядя в небеса? Оооо, мой любимый Кейн, смотрит на ту же Луну, что и я. Моя подруга Луна, позаботься о моём бравом солдате!