Кинокартина «О бедном гусаре замолвите слово», хоть и не относится к числу самых удачных творений Эльдара Рязанова, но зрителями любима и регулярно пересматривается. А когда фильм часто смотрят, то начинают обращать внимания на детали и находить в них различные нестыковки и недочеты.
Конечно, требовать достоверности от кинокомедии глупо. Но находить ляпы в художественных произведениях всегда интересно — это пополняет копилку знаний и расширяет кругозор.
Фильм «О бедном гусаре...» — не исключение, причём ошибка сценаристов заложена в самой фабуле.
Давайте вспомним, как и для чего собирается чиновник Мерзляев устроить фальшивый расстрел. Требуется проверить пятерых гусар, на которых имеется донос — они-то и будут расстрельной командой, а роль расстреливаемого сперва отводится слуге чиновника. Но так как слуга неспособен достоверно изобразить собственную смерть, то роль эту доверяют профессионалу — актеру Бубенцову, оказавшемуся в тюрьме. Гусары по замыслу Мерзляева должны стрелять из пистолетов, холостыми.
Вот тут-то сценаристы и накосячили. Расстрел этот с точки зрения человека, знакомого с оружием, вызывает полное недоумение.
Начнём с того, расстреливать из пистолетов — по меньшей мере — странно. Для того времени пистолет был не просто оружием ближнего боя, из него стреляли практически в упор. Легко вспомнить из художественной литературы, что когда дуэлянты дрались на пистолетах, то сходились на дистанцию пятнадцать, а то и десять шагов. И при стрельбе с десяти шагов оба участника поединка порой выходили без единой раны — такова была точность этого оружия. А ведь расстрел это не дуэль, там надо гарантированно попасть в человека. Выходит, надо стрелять шагов с пяти.
Расстреливать человека в упор крайне трудно в моральном плане, так же как и видеть глаза человека, в которого стреляешь. Поэтому при расстреле обычно завязывают глаза или ставят спиной, и используют длинноствольное оружие. У гусаров длинноствольное оружие имелось, в зависимости от времени это были мушкетоны, штуцеры, карабины. Но создатели фильма все же решили использовать для расстрела пистолеты.
Представим картину, предложенную нам сценаристами. Гусары стреляют в человека, стоящего от них метрах в двадцати. Предположим, что пистолет выстрелит даже на такое расстояние. Но в этом случае гусары хорошо увидят, как актер Бубенцов красиво и натурально вскрикивает, хватается за грудь и падает на землю. Но поскольку заряды холостые, то и попаданий не будет. Гусары, естественно, это увидят — расстояние позволит разглядеть все в деталях.
Странная возникает ситуация. Можно было бы предположить, что после того, как гусары выстрелят (тем самым подтвердив свою благонадежность), Мерзляев им сообщит, что это был не расстрел, а проверка. Но зачем тогда было затевать спектакль, привлекать актера, зачем ему падать, изображать убитого? Выстрелили холостыми, дым рассеялся и на этом всё закончилось. Нелогично, даже для кинокомедии.
Есть и ещё два момента, связанных с холостыми выстрелами.
Во-первых, опытный военный, отличит выстрел холостым зарядом. Особенно если стреляют из пистолета — разница, по сравнению с длинноствольным оружием, большая. Из кремневых пистолетов XIX века сейчас мало кому доводилось стрелять, но те, кто пробовал, знают, что разница между холостым и боевым выстрелом ощущается ещё больше, чем в современном оружии.
Во-вторых, очень важный момент, по поводу холостых выстрелов. В фильме, актер Бубенцов, чтобы убедить всех в том, что заряды холостые, приставляет пистолет к груди в области сердца и спускает курок. Выстрела, к счастью, не происходит вообще, даже холостого, только вспыхивает порох на полке. Если бы пистолет выстрелил, даже холостым — не стало бы актера. И повторять подобное не стоит.
Подобные ляпы встречаются во многих фильмах, так как их создатели не понимают, что холостой заряд, хоть и не содержит пули, но остается смертельно опасным. Раскаленные пороховые газы, вырываясь из ствола с огромной скоростью, могут прожечь человека насквозь. Особенно если, как это любят показывать в фильме, оружие приставить вплотную. Радует лишь, что пиротехники, которые работают на съемочной площадке, в этом вопросе грамотнее сценаристов, поэтому все обходится без жертв.