В армии я служил в 90-е годы, в южном граде Волгограде. Легендарной личностью нашей гвардейской роты был рядовой Витя Камасов.
По отцу Витя был русский, по матери – грузин. От мамы он унаследовал колоритную кавказскую внешность. Витя был черноволосый и смуглый, с гордым орлиным носом. Кавказцы принимали его за своего и звали «ара Камасов», хотя из языков Витя знал только русский и матерный.
В этом двуязычном Вите совместились важнейшие качества, на которых держится армия: гениальная лень и феноменальное раздолбайство. Рядовой Камасов был настолько ленив, что даже мы смотрелись рядом с ним трудоголиками.
Но Витя был звездой роты и ему прощали всё, поскольку он был комиком от Бога. Он был дико красноречив и артистичен. Играл на гитаре, говорил на разные голоса, пародировал западные порнофильмы, передразнивал певиц и копировал повадки батальонных офицеров. Витя мог прикалываться по 20 часов в сутки, лишь бы работать не заставляли. Он был нашим клубом художественной самодеятельности в одном лице.
Стоило Вите открыть рот – все знали, что сейчас будут лежать в припадке хохота. А в армии хорошо поржать – это даже лучше, чем хорошо поесть. Пять минут жеребячьего смеха заменяют солдату суточную норму белков и углеводов.
Так вот, о еде. Кормились мы в полковой столовой. Окошко раздачи там представляло собой узкую горизонтальную щель в глухой стене, как в почтовом ящике. В неё едва проходила рука. Из этой щели по металлическим полозьям с лязгом выезжали подносы с завтраком-обедом-ужином.
Степень наполненности тарелок была совершенно непредсказуема, кому как повезёт. Выезжали они тоже в непредсказуемом темпе – в зависимости от того, насколько трудолюбив кухонный наряд и как быстро он накладывает порции. Иногда подносы летели как из пулемёта, иногда – в час по чайной ложке. Ругаться со щелью было бессмысленно: невидимый столовский наряд сидел по другую сторону каменной стены и чувствовал себя неуязвимым. В ответ на все претензии оттуда раздавался сытый гогот и трёхэтажный мат.
В порядке живой очереди служивые терпеливо стояли и поедали глазами волшебную щель, ожидая пока столовский наряд стырит всё, что нужно, и выдаст на-гора следующую партию алюминиевых подносов с бренчащими мисками.
Наша еда, конечно, соответствовала всем требованиям Генерального штаба и стандартам здорового питания. На первое полагался супчик из воды с мучным клейстером лапши и плавающим одиноким кружком морковки. Этот кружок, очевидно, вмещал в себя все витамины и микроэлементы, положенные солдатскому желудку.
На второе была вода с крупой (чаще всего – перловка или пшено). Из этой болотистой жижи наподобие крестов торчали голые рыбьи кости, из-за чего второе блюдо походило на маленькое сельское кладбище. На третье была подслащенная вода цвета бледной поганки, означавшая чай.
Данное гастрономическое изобилие венчали два куска хлеба: кусок белого, кусок чёрного. Вот, собственно, и всё. Приятного аппетита!
Наесться одним подносом, который на 90% состоял из воды в различных её модификациях, здоровому парню было невозможно. Надо ли говорить, что каждый мечтал схватить и сожрать два подноса? Но уносить два больших подноса зараз очень неудобно – элементарно не хватает рук. К тому же на раздаче часто дежурил какой-нибудь злой прапор, который сёк, чтобы солдатня не хапала больше одной пайки.
Если вам очень уж хотелось получить вторую порцию, выход был один: снова тайком встать в хвост очереди и уповать, что фокус прокатит. Кто владел им в совершенстве – так это Витя Камасов.
Процесс принятия пищи для Вити был священен. Попав в столовую, он прекращал шутить и стебаться. Он становился предельно серьёзен и не отрывал алчущего взгляда от щели с полозьями.
Тактика у Вити была проработана до мелочей. Сначала Витя угрём проталкивался вперёд и получал свой поднос одним из первых. С этой добычей он бежал в зал и оставлял поднос под охраной человека, внушающего доверие (в армии тоже попадаются люди, внушающие доверие, хоть и крайне редко).
Заложив таким образом фундамент будущего обеда, Витя опять занимал очередь и начинал усиленно менять внешность подручными средствами. Во-первых, вопреки правилам он нахлобучивал форменную кепку на самый нос (по идее находиться в столовой в головном уборе было не положено).
Во-вторых, Витя максимально сутулился, меняя свой рост. В-третьих, он до отказа выдвигал из-под кепки нижнюю челюсть на манер Терминатора. Теперь казалось, что всё его лицо состоит только из челюсти и кепки.
Замаскированный таким образом, Витя бочком подкрадывался к раздаче и хватал второй поднос! Завладев подносом, Витя снова распрямлял спину. Походка его снова становилась легка и пружиниста, а глаза светились скромной гордостью, как у всякого человека, совершившего подвиг во имя спасения мира.
Если зловредный дежурный по столовой пристально разглядывал Витю и подозревал в тяжком грехе двухподносия, рядовой Камасов моментально включал грузинский акцент и выкатывал честнейшие глаза. Витя клялся и божился, Витя горячо призывал в свидетели всю роту, весь полк, а также Иегову, Иисуса, Магомета и министра обороны – вот ей-богу, это первая и единственная порция, полученная им за сегодняшний день!
Клялся Витя Камасов всегда от чистого сердца и откровенно, поскольку не верил ни в Иегову, ни в Иисуса, ни в Магомета, и уж тем более в министра обороны. Под напором прочувствованного Витиного монолога прапорщик устало отмахивался и говорил:
- Вали на хрен, не задерживай очередь!
Вольной птицей Витя улетал со вторым подносом в зал и неторопливо употреблял по прямому назначению обе законно полученных пайки. И снова выходил из столовой весёлым и добрым парнем, душой всей роты.
Мне кажется, Витя искренне верил, что его маскировка работает на все сто. Самое интересное произошло ближе к концу службы, когда мы оказались в другой воинской части и встретили каких-то малознакомых ребят из своего прежнего полка.
Увидев Витю Камасова, некий громадный детина распахнул объятия и заорал на весь плац:
- Вай, это же ара Камасов! Вся столовая его знала!
(использованы иллюстрации из открытого доступа)
Мира и добра всем, кто зашёл на канал «Чо сразу я-то?» Отдельное спасибо тем, кто подписался на нас. Здесь для вас – только авторские работы из первых рук. Без баянов и плагиата