Наступили неспокойные времена. Сложившаяся ситуация больно ударила по многим отраслям. Автомобильный рынок тоже попал в затруднительное положение. Доказательством является бешеная динамика цен, которая наблюдается в последнее время. В 2021 году дилеры располагали недорогими транспортными средствами. Причем до 1000000 рублей. Однако сейчас бюджетные варианты стоят уже свыше 1 млн. Стоит ли теперь спешить и скорее бежать в автоцентр? Такой вопрос интересует 80% людей. Особенно тех, кто намеревался купить новую машину. Так почему дорожают автомобили? Будет ли понижение цен на новые автомобили и авто с пробегом? Что ждет автомобильный рынок в России? Об этом и многом другом подробно рассказано в статье.
Причины роста цен на транспорт
Есть две основные причины, почему растут цены на автомобили. Они нанесли существенный вред автомобильному рынку:
- Пандемия.
- Сложившаяся ситуация в Украине.
В марте 2020 года началась пандемия. Во время коронавирусной угрозы правительством стран мира предприняты серьезные ограничения по предотвращению инфекции. Вследствие принятых мер пострадала экономика многих стран, повлекшая повышение цен.
Это первый удар по автомобильному рынку. Падение рубля повлияло на рост цен автомобилей и увеличение потребительского спроса. В результате автоцентры стали наблюдать нехватку нового транспорта. А поскольку карантин еще действовал, товаров и комплектующих становилось меньше.
Затем летом последовало затишье. Заболеваемость снизилась и введенные ограничения стали сниматься. Производства и предприятия вновь заработали. Но сентябрь ознаменовался приходом новой волны.
Серьезные ограничения вводить не стали. Надежды возлагались на вакцину. В связи с послаблением карантинных мер авторынок стал восстанавливаться.
Новый серьезный удар
Не успел автомобильный рынок очнуться после COVID-19, как февраль 2022 преподнес сюрприз. Началась военная операция на Украине. От запада посыпались санкции.
Дефицит новых машин и их комплектующих подстегнул рост цен на автомобили.
Самые подорожавшие марки автомобилей
По оценкам Росстата с 26.02.2022 по 4.03.2022 цены на новые отечественные легковушки выросли на 17,1%. Иностранные машины подорожали на 15,2%. По заявлениям авторитетных источников цены продолжат расти.
Агентство «АВТОСТАТ» зафиксировало удорожание новых машин в начале марта в среднем от 20% до 30%. Примерно 20 крупных брендов подняли расценки. Другие бренды вовсе убрали информацию о ценах с сайтов.
Среди подорожавших марок выделяются:
- Lada(с 1.03.22 подорожали на 15%, а с 16 еще на 3-15%);
- Hyundai(14-30%);
- Kia(10-21%);
- Toyota(10-26%);
- Nissan(29-41%);
- Mitsubishi(25-35%);
- Mazda(22%);
- Renault(35-42%);
- Peugeot(35-50%);
- Citroen(27-43%);
- Opel(35-50%);
- Chery(15-25%);
- Exeed(12-18%);
- Haval(40-50%);
- BMW(8-24%);
- Lexus(12-24%).
Агентство «АВТОСТАТ» считает, что многократное удорожание новых транспортных средств во многом объясняется кризисом на Украине. Падение рубля, приостановка поставок и простои российских заводов влияют на бешеный рост.
Что насчет отечественного рынка?
Естественно отечественный автопром пострадал. Виной оказались санкции, которыми запад обильно одарил Россию. Отечественные автомобильные предприятия оказались в затруднительном положении.
В связи с «подаренными» санкциями на предприятиях «АВТОВАЗа» наблюдаются перебои сборочных работ и возмутительный рост цен. Ульяновский автомобильный завод ждет стабилизации, а «ГАЗ» пока работает в штатном режиме.
АВТОВАЗ
В течение марта «АВТОВАЗ» уже дважды поднимал ценники. В начале марта машины подорожали на 15%. Затем 16 числа цена выросла еще на 3-15%, в зависимости от комплектации и модели.
Сейчас подорожало семейство:
- Vesta на 89-104 тыс. рублей или 5,7-8,6%;
- XRAY на 97-147 тыс. рублей или 6,8-10,7%;
- Granta на 43 тыс. или 4,2%;
- Largus на 132-159 тыс. или 10-14,8%;
- Niva Legent (3-5-дверные версии) на 42 тыс., версия Bronto на 52 тыс., а коммерческий транспорт на базе «Нивы» на 47 тысяч;
- Niva Travel на 63 тыс. или 5,4-6,3%.
Вместе с удорожанием автомобилей поднялись цены и на плановое техническое обслуживание. В работе промышленных площадок наблюдаются перебои.
УАЗ
Ульяновский автомобильный завод вовсе скрыл свои расценки на сайте. А 14 марта остановился конвейер, но спустя пару дней он вновь заработал. Причиной остановки послужила внеплановая инвентаризация.
На автозаводе также наблюдается нехватка комплектующих, но запасы пока имеются. По словам пресс-службы предприятия, нужна скорейшая стабилизация политической ситуации.
ГАЗ
На настоящий момент завод «ГАЗ» продолжает работать в штатном режиме. Но «легковой» конвейер автозавода уже остановил сборку:
- Taos;
- Karoq;
- Octavia;
- Kodiaq.
Грозит ли дефицит авторынку?
Нехватка новых транспортных средств и комплектующих у дилеров наблюдалась со времен пандемии. С началом же военной операции на Украине новых товаров на автомобильном рынке стало недоставать еще больше. Не стоит забывать и о целом букете санкций.
На данный момент товар все же присутствует на складах. И его хватит на ближайшее время. Однако запасы не бесконечны. Поэтому одна из причин подорожания - уменьшающееся количества товара.
Большинство аналитиков считает, дефицит лишь усилится. Это мнение основано на статистике АЕБ по продажам нового транспорта в феврале 22 года.
По статистике Ассоциации сильнее всего в прошлом месяце снизились продажи у отечественного «АВТОВАЗа» (-21%). Проблемы с комплектующими – основная причина. У Volkswagen и Skoda продажи тоже заметно снизились на 18% и 23%. Но в случае этих двух марок причиной послужило прекращение поставок.
Самыми устойчивыми оказались корейские машины Kia и Hyundai. Продажи упали лишь на 9% и 1%. Наиболее популярными оказались Rio и Solaris.
Что говорят эксперты
По мнению экспертов агентства «АВТОСТАТ» цены продолжат расти. Причем это касается новых автомобилей и авто с пробегом. Если новые машины растут в цене из-за дефицита, то почему дорожают машины на вторичке не совсем понятно.
Руководитель агентства Сергей Циликов считает, первыми подорожают свежие 5-7-летние машины в хорошем состоянии. Он также подчеркнул, что это связано с растущей инфляцией и дефицитом нового транспорта. Схожие мысли высказывает и основатель AutoExpert.
Алексей же Санников, состоящий в совете директоров Экспобанка, полагает, что на отечественном автомобильном рынке произойдет трансформация. На рынок прибудут новые продавцы, а логистические пути изменятся. Он надеется, что на эти изменения понадобится около 3-6 месяцев.
А Алексей Токарев из РГС-банка считает, что сейчас активно идет процесс перестройки и спрогнозировать падение будет трудно.
Есть ли предпосылки к снижению цен в скором времени?
Главной причиной, по которой выросли цены на автомобили, является дефицит микросхем и других комплектующих. Поэтому заметен резкий рост цен. А сейчас к нехватке товара добавились логистические проблемы.
В связи с ситуацией на Украине и санкциями многие гиганты автопрома приостановили поставки. Остановили свою деятельность следующие бренды:
- Audi;
- Volkswagen;
- GM;
- Citroen;
- Mercedes-Benz;
- Peugeot;
- Porsche;
- Land Rover;
- BMW;
- Skoda;
- Jaguar.
Однако уходить с Российского рынка вышеперечисленные компании не планируют. Приостановка деятельности – выжидательная позиция.
При таком положении дел говорить о предпосылках снижения цен весьма проблематично. Пока ситуация не нормализуется и не наладятся поставки запчастей о понижении ценника можно забыть на ближайшее будущее.
Однако бешеный темп роста ценников на транспорт все же немного снизится. Об этом поговаривают многие эксперты. Дело в том, что даже сейчас авторынок фиксирует большой спрос. В связи с этим у автопроизводителей и дилеров нормализовалась маржинальность. Так что в резком повышении расценок на авто нет смысла.
Что делать сейчас и как сэкономить?
Абсолютно очевидно, почему взлетели цены на автомобили. Из-за дефицита и инфляции. Так что же сейчас можно предпринять? Большинство экспертов считают, что приобретение нового авто – способ сохранения своих финансов.
Другие же специалисты сходятся во мнении, что спешить не нужно. Особенно в случае инвестирования. Сложившаяся ситуация может полярно поменяться.
Но если позарез требуется покупка нового автомобиля, тогда стоит поторопиться. Все же у многих дилеров уже наблюдается дефицит и конские ценники.
И даже при таком положении дел можно сэкономить. Интернет-портал Car.ru предлагает воспользоваться двумя проверенными способами.
- Покупка популярной марки. Суть экономии заключается в том, что приобретенное транспортное средство гораздо проще продать на вторичном рынке за приемлемую цену. К тому же найти нужные запчасти достаточно просто.
- Приобретение транспорта, пользующегося меньшей популярностью. Здесь сэкономить получится лишь при покупке у официального дилера.
Эксперты также советуют торговаться с дилерами. Новое транспортное средство без «допов» купить вполне возможно. Если же менеджер на отрез отказывается продавать без дополнительных опций, то можно обратиться в Роспотребнадзор. Во всяком случае это весомый аргумент в споре.
Заключение
Итак, имеются две основных причины, почему цены на машины выросли. Первая – пандемия. Вторая заключается в сложной геополитической ситуации и обильном букете санкций от запада.
Коронавирусная угроза создала дефицит новых авто и их комплектующих, а санкции лишь обострили существующую проблему. Однако не все так плохо.
Сейчас на складах автопроизводителей и дилеров все еще имеется продукция. И ее хватит на ближайшее время. К тому же китайские и корейские марки стали более востребованы. Поэтому бренды, приостановившие поставки, не торопятся уходить. В случае их ухода китайцы и корейцы займут освободившиеся места.
Стоит ли спешить? Нет. Спешка никогда и никого до добра не доводила. Принимать решение о покупке нового или поддержанного авто следует здраво. Также не следует забывать о том, что ситуация развивается стремительно. И в ближайшие месяцы она может кардинально измениться.