Найти тему

Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис | Остап Бендер

Тема осложнений была и остается, пожалуй, одной из самых чувствительных тем медицины на протяжении всей истории ее существования.

К сожалению, осложнения являются неотъемлемой частью хирургии. Некоторые осложнения могут быть фатальными, другие могут привести к инвалидности, потребовать дополнительных оперативных вмешательств, госпитализации, расходов ….. В общем, сильно испортить человеку настроение и качество жизни. Тем не менее, застраховать себя от осложнений невозможно.

Осложнения случаются как у новичков, так и у метров хирургии. Каждое осложнение бесспорно является серьезным стрессом и суровым психологическим испытанием для самого врача.

Как говорил классик – ничто не способно наказать человека, так как его совесть.

Нередко, осложнения становятся причиной неприятных разговоров с пациентом и его родственниками и могут перерастать в юридически оформленные претензии.

Несмотря на сложность этой темы, каждый врач и каждый пациент формирует для себя свое собственное отношение к этому вопросу. Тем не менее, на мой взгляд, есть несколько важных моментов позволяющие смягчить эмоциональную составляющую стресса и сохранить продуктивное взаимодействие с врачом после того, как осложнения произошли.

Наиболее важным моментом в части продуктивного взаимодействия является информированность и глубокое понимание пациента того, что может пойти не так. Прежде всего, следует понимать, что осложнение, врачебная ошибка и халатность - это три разные явления и три разные юридические категории.

Осложнение - это нежелательное явление,возникающее вследствие или после хирургического вмешательства.

Врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение, приведшее к нежелательному последствию. То есть, ситуация когда несмотря на компетенцию, опыт специалиста и вопреки мерам предосторожности, в силу особенностей течения заболевания или в силу анатомических особенностей пациента осложнения все же возникают.

Халатностью называется грубое пренебрежение существующими алгоритмами лечения и мер предосторожности. Это наиболее тяжелая категория с точки зрения моральной и юридической ответственности врача.

1. Доверие

-2

Залог успешного избегания конфликтных ситуаций в случае возникновение осложнений это, прежде всего, доверие к лечащему врачу. Каждый пациент должен быть уверен в квалификации своего доктора и верить, что он действует исключительно в его интересах.

По этой причине, я рекомендую пациентам не стесняться задавать врачу вопросы относительно его опыта и квалификации. Несмотря на абстрактность понятия, хирургический опыт имеет свои единицы измерения. К ним относится количество выполненных операций, и регулярность с которой хирург их выполняет. Например, если я буду искать хирурга для себя, мне бы хотелось, чтобы на момент моей операции, он уже четырехкратно превзошел кривую обучения (количество операций необходимое для ее освоения, у каждой операции своя кривая), что бы он выполнял ее не реже 2 раз в неделю и что бы последнюю операцию он выполнил на прошлой неделе.

Если вдруг, по каким-то причинам, вы ощущаете отсутствие психологического контакта с доктором или чувствуете дефицит доверия, то мой совет – постарайтесь найти другого специалиста. Отношение начатые в таких условиях очень быстро станут деструктивными если что то пойдет не так.

2. Информированность

-3

Вторым важным моментом является информированность о возможных нежелательных последствиях. Существует мировая статистика осложнений и от нее никуда не деться.

Каждой операции свойственна та или иная частота того или иного осложнения. К счастью, осложнения встречаются редко, тем не менее, это не гарантирует того что вы не попадете в этот даже самый мизерный процент. Лично я, стараюсь очень подробно информировать пациентов о всех осложнениях которые могут произойти. Признаюсь, большинству пациентов это не нравится, поскольку они воспринимают это как негатив, часто пациенты ищут врача, который не «запугивает» и не кошмарит их.

Я же, в свою очередь, с большим недоверием отношусь к коллегам, которые либо не рассказывают о потенциальных осложнениях, либо вовсе гарантируют их отсутствие. Поэтому постарайтесь не бояться и не избегать этой жесткой темы, задавайте доктору прицельно как можно больше вопросов, не стесняйтесь, что они могут показаться наивными и глупыми. В идеале, постарайтесь подготовиться к этому разговору прочитав про предстоящую операцию как можно больше информации. На сегодняшний день, Минздрав России утвердил клинические рекомендации по лечению большинства заболеваний. В них есть раздел информации для пациента.

3. Чувство ответственного выбора и разумный оптимизм.

-4

Нужно понимать, что соглашаясь на операцию вы признаете потенциальную возможность осложнений и выражаете свою психологическую готовность к ним. Если по каким-то причинам, вы не ощущаете подобной готовности, ощущая вместо этого чувство тревоги - от плановой операции лучше воздержаться. Если подобное чувство ответственного выбора у вас возникло, сохраняйте оптимизм, не накручивайте себя и помните, осложнения случаются редко!