Найти тему
Будни Анны

Двенадцатая ночь, две Виолы, два образа Лучко и Неёловой. Давайте сравним и понастальгируем

Двенадцатая ночь или что угодно - наверное самая теплая, смешная и трогательная комедия Шекспира. Благодаря фильму с Кларой Лучко она ко многим пришла в том, давнишнем советском детстве.

Это типичная комедия положений. Брат с сестрой попадают в шторм недалеко от Иллирии, нынешней Албании, сестра Виола спасается, но думает, что брат ее погиб. Она решает переодеться в мужскую одежду и пойти в свиту к герцогу Орсино, о котором слышала еще от отца. Виола умна, иронична, хорошо образована и самое главное знает о женщинах то, что не знает ни один мужчина. Орсино берет ее к себе в свиту. В сюжете много любви, любовных страданий, но каких-то легких, изящных, даже безнадежная страсть Орсино к Оливии - его прекрасной соседке выглядит больше смешной, чем грустной. В общем герцог любит Оливию, Оливия влюбляется в Виолу, думая, что она юный прекрасный паж герцога, Виола любит герцога. И в эту любовную кутерьму вплетаются еще три уморительных персонажа: сэр Тоби, дядя Оливии, его беспутный друг сэр Эндрю, дворецкий Мальволио. Ну и конечно камеристка Оливии - Мария, которая и придумала жестокую шутку над Мальволио. Да еще шут, который своими песнями придает нужный романтизм повествованию. В конце появляется спасшийся брат Виолы, Себастьян, которого играет та же актриса. И благодаря этому путаница разрешается и четыре любящих сердца обретают счастье. Хэппи Энд!

Но интересно, как трансформировалось воплощение этого прекрасного творения Шекспира. "Двенадцатая ночь"с Кларой Лучко, снятая в 1955 году очень хороша. На тот момент наверное один из самых лучших советских фильмов.

А какие актеры! Молодые уже не помнят Яншина ( в роли сэра Тоби), он там совершенно неподражаем своей насмешливой увальневатостью, Медведев сыграл Орсино - такой типичный красавец советских годов, Вицин это просто точное попадание в образ сэра Эндрю, но самая удачная работа это Меркурьев в роли дворецкого Мальволио.

-2

Он мне думается затмил всех последующих на долгие годы. Такая чванливая важность, высокомерие, а потом растерянность, горе, оскорбленние до глубины души. Это так точно сыграно, так смешно, по настоящему, до сих пор смешно. Виола в образе Лучко - это милая, чистая, целомудренная девушка. Она очень мила. На нее приятно смотреть и в образе Виолы и в более решительном образе Себастьяна. Хотя конечно никого обмануть ей не удалось. Везде видна одна милая женщина.

-3

В этом фильме очень точно стараются передать обстановку, природу, шекспировский текст практически без изменений, по лучшим переводам того времени. От него остается очень теплое чувство, как будто вернулся в юность.

Но по настоящему меня потрясла другая постановка. Это фильм-спектакль 1978 года снятый по постановке в театре Современник. Где Виолу и Себастьяна сыграла Марина Неёлова. Кажется, спектакль - как он может конкурировать с фильмом, ведь там нет настоящего пейзажа, на фоне которого разворачивается действие, декорации - очень условны. А в этом спектакле, их вообще очень мало, так схематично показаны три разных мизансцены. Но боже, какая же это прекрасная вещь. Это по сути шутка над Шекспиром. Умная, смешная, современная шутка, которая до сих пор смотрится на одном дыхании. Я помню как смотрела ее в молодости и сразу влюбилась в Неёлову.

-4

Эта ее ироничная, мягкая улыбка, вообще весь облик дерзкого мальчишки, который на самом деле женщина, это все настолько завораживает. Ее неподражаемая мимика: она может быть грустной, веселой, дерзкой, насмешливой, ранимой, печальной - но всегда безумно обаятельная. Еще и потому, что она как бы наблюдает за всем со стороны. Ей будто известна какая-то тайна, которая позволяет все это превращать в шутку. Так же как и большинству остальных персонажей. Мы вроде с ними вступаем в сговор. "Вот мы сейчас покажем вам прелестную вещицу, которую вы видели уже много раз, но давайте в этот раз не будем принимать все всерьез." Все ее реплики немного торопливые, голос такой нежный, чуть хрипловатый, чтобы выглядеть мужчиной. Думаешь, герцог, проснись, рядом с тобой живая, теплая, обаятельная женщина. Кстати интересен переход, когда ей приходится играть уже настоящего мужчину. Это впечатляет, она куда-то спрятала всю свою женственность.

-5

Улыбки из обольстительных превратились в саркастические. Даже губы стали выглядеть более тонкими. А как Себастьян вошел в двери вслед за Оливией?! Так по-мужски, решительно, распахнул двумя руками. Даже мышцы мужские почудились.

А Анастасия Вертинская?! Красавица, которая в спектакле вообще не старается такой казаться. Выбеленные брови, ресницы, чуть выпяченный животик. Она как бы отдала все право быть обаятельной - Неёловой.

-6

А ее образ скорей гротескный, хоть по своему очень милый. Так же как и Богатырева в роли Орсино. Мы все время над ним подсмеиваемся, над его безумной страстью, безмерной печалью.

Еще нельзя забыть о двух совершенно потрясающих персонажах. Это Константин Райкин в роли сэра Эндрю и Олег Табаков в роли Мальволио. Они очень смешные. Сыграть дурака хорошо, вообще очень трудно. Меркурьев достиг практически недосягаемой высоты в своем Мальволио, но и Табаков очень хорош по-своему. Кульминационный момент для Мальволио, когда он находит письмо от мнимой Оливиии. Вот это вот его "Мояяяяя! Мояяяя! Спасибо, спасибо господи!" - так истово и так по-табаковски сыграно.

-7

Райкин неподражаем своей смешной мимикой, пластикой, кажется он со своим телом может делать все что угодно.

-8

Вообще все актеры поражают своей свободной пластикой. Неёлова кстати, так обаятельна еще и потому что она совершенно спокойна и раскована. И эта раскованность рождает грациозность.

В общем если хочется отвлечься от всего, поднять настроение и окунуться в молодость, то этот спекталь - то что нужно. Мы вспомним не только прекрасных актеров, и не только пьесу Шекспира. Мы окунемся в чудесный мир того Современника, и к тому же вспомним, как мы тогда шутили, какие были интонации, словечки. Ведь это было очень современное прочтение этой комедии. Со всем ароматом того времени.

Кстати потом было много попыток поставить этот спектакль, один из них в мастерской Петра Фоменко, поставил Евгений Каменькович в 2010 году. Вот точно тот спектакль можно было был назвать так, как Шекспир назвал свою другую пьесу: "Много шума из ничего". Шума много, реплики малопонятны, дикция ужасная, все орут, бегают, создают какую-то суету, играют с надрывом, все напряженные. А главное вообще не смешно. Хотя зал периодически взрывается аплодисментами. Вероятно оправдывает так свои затраты на билеты. Тихий ужас в общем. На спектакле Современника, его кстати поставил Олег Табаков с Владимиром Храмовым, отдыхаешь душой. И да, у него есть душа, у этого спектакля. В глазах и улыбке Неёловой, в походке и мимике Табакова, в ужимках Райкина, в кокетстве Вертинской. Это совершенно потрясающее произведение искусства, которое надеюсь еще долго будет нас всех радовать.

Если статья понравилась, подписывайтесь на "Будни Анны". Ставьте палец вверх и оставляйте комментарии.