Найти тему
Соккар

ЗЕВС. ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ

 После службы у Омфалы Геракл участвует в многих битвах и походах. Перечень их достаточно обширен. Существует версия о его походе к Илиону ещё до Троянской войны. Вместе с богами он сражался против гигантов "по указанию богини Афины", воевал против Авгия и убил царя Элиды вместе с его детьми. После покорения Элиды он выступил в поход против Нелея, царя Пилоса, который раньше отказался совершить обряд очищения от скверны после убийства Ифита, и также убил его. Аполлодор сообщает:"Проходя через Тегею, Геракл соблазнил Авгу, дочь Алея, не зная, кто она. Авга тайно родила и подкинула дитя в священном участке храма богини Афины". Отец Авги Алей нашёл ребёнка и его выбросили на Партенийскую гору. Мальчика нашли пастухи и назвали его Телефом. Простые люди спасли сына Геракла.

  Прибыв в Калидон, Геракл посватался к дочери Ойнея Деянире и женился на ней. Затем он участвовал в походе против теспротов, сошёлся с дочерью царя Филанта Астиохой и стал отцом Тлеполема. После этих событий во время пиршества у Ойнея он убил Эвнома и вынужден был отправиться в изгнание.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:

"После этого, находясь на пиршестве у Ойнея, он убил ударом сына Архитела Эвнома, подносившего ему воду для мытья рук. Эвном был родственником Ойнея. Отец мальчика признал, что это было нечаянное убийство и простил Геракла, но тот, согласно закону, решил удалиться в изгнание и направился к Кеику в Трахин.

Вместе с Деянирой он подошел к реке Эвену, на берегу которой сидел кентавр Несс, перевозивший путников за плату, заявляя, что право перевоза он получил от богов за присущую ему справедливость. Геракл сам переправился через реку, Деяниру же отдал Нессу, чтобы он перевез ее за плату на другой берег. Но последний, переправляя Деяниру, попытался ее изнасиловать. Когда она закричала, Геракл услышал ее крик и выстрелил из лука в вышедшего из воды Несса, попав ему прямо в сердце. Умирающий Несс подозвал к себе Деяниру и сказал ей, что если она хочет иметь средство, которое сохранит ей любовь Геракла, то пусть она смешает семя, которое он пролил на землю, с кровью, вытекшей из раны, которую он получил от стрелы Геракла. Деянира так и поступила, как посоветовал ей Несс, и спрятала средство у себя".

  Вместе с царём Трахина Кеиком Геракл участвовал в походах против его врагов: Корона, Лаогора, Кикна, Аминтора. Все они были убиты. Вслед за этим Геракл решил отправиться на Ойхалию, "желая отомстить Эвриту". Сын Аминтора захватил город и "увел Иолу в качестве пленницы". Но, спустя короткое время, произошли события, закончившиеся смертью Геракла.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:

"Собираясь совершить жертвоприношение, он послал в Трахин глашатая, чтобы тот принес ему праздничную одежду. От глашатая Деянира узнала обо всем, что произошло у Геракла с Иолой. Боясь, как бы Геракл не полюбил Иолу больше, чем ее, Деянира, полагая, что вытекшая кровь Несса действительно является любовным средством, вымазала этой кровью хитон.

Надев этот хитон, Геракл стал приносить жертву. Когда хитон нагрелся и яд гидры стал уязвлять кожу Геракла, он, схватив Лихаса за ноги, швырнул его далеко прочь. Он стал стаскивать с себя хитон, но тот уже сросся с телом: вместе со стаскиваемым хитоном отдирались и куски тела. Несчастного Геракла привезли в Трахин на корабле. Деянира же, узнав о случившемся, повесилась".

  Так эта история изложена античным автором. Но какова же подлинная картина событий? Рассмотрим по порядку. Оказавшись на свободе после рабства у царицы Омфалы, Геракл снова был втянут в водоворот событий и обстоятельств. Мог ли он из него вынырнуть? Сын Амфитриона даже не пытался... По всей вероятности ему просто нравилось убивать. И не всегда можно сразу понять исполняет ли он чью-то волю, действует ли по собственному почину или принимает участие в очередной военной авантюре наёмником. Его поход ещё до Троянской войны к Илиону настолько крупное и значимое событие того времени, что он не мог решать такой вопрос самостоятельно и его надо рассматривать отдельно. В походе против гигантов он участвует по указанию совета богов (Афины). Но чувство мести не давало ему жить спокойно: Геракл убивает Авгия с его детьми, оставив в живых одного Филея. А после покорения Элиды пришло время посчитаться с Нелеем. Царь Пилоса в своё время отказался совершить обряд очищения от скверны после убийства Ифита. Живым и в этом случае остаётся только один сын Нелея Нестор - будущий участник Троянской войны. Формально они правители, но, по сути дела, марионетки. Возможно, у них не было дочерей, иначе бы им жизнь он не сохранил... Следующей жертвой Геракла становится Гиппокоонт с сыновьями. Его вина состоит в том, что он был союзником Нелея. В войне с Гиппокоонтом новым союзником Геракла становится Кефей с сыновьями. И все они гибнут... После победы Геракл не делает различия между врагами и союзниками. Новым царём Спарты становится Тиндарей, брат Гиппокоонта. Все ставленники Геракла теперь являются должниками Геракла, ведь они пришли к власти благодаря ему.

  Победитель не останавливается, чтобы совершить насилие над женщиной. Очередная жертва Геракла - Авга, сестра Кефея. Сын Амфитриона соблазняет её, не заботясь о дальнейшей судьбе ни женщины, ни её ребёнка. Авга рождает тайно и оставляет ребёнка в храме, но отец Авги Алей выбрасывает его на Партенийскую гору, где ребёнка спасли пастухи. Как же Авга - жрица богини Афины - могла служить богам, если она не захотела служить своему ребёнку? Но с другой стороны, ни одна женщина не захочет иметь ребёнка от убийцы и насильника. Ведь в этом случае всегда есть опасность, что сын может пойти стопами такого отца. У неё просто не было выбора...

  Геракл сватается к дочери Ойнея Деянире. Перед свадьбой вместе с будущим тестем он совершает поход против теспротов. Захватив их город Эфиру, он совершает насилие над Астиохой, дочерью царя Филанта и становится отцом Тлеполема. Автор мифа употребляет мягкие формулировки - "соблазнив" и "сошелся". Но это результат своеобразной цензуры, ведь миф создавался в условиях, когда власть принадлежала потомкам Геракла. Показательно, что судьба потомков самого отца не волнует. Какие могут быть отцовские чувства у человека, убившего в юности трёх своих сыновей?

  Во время пира Геракл убивает Эвнома, родственника своего тестя Ойнея. Степень родства этого мальчика не указана, но скорее всего это племянник Ойнея и двоюродный брат Деяниры. Диодор Сицилийский сообщает, что мальчик перепутал воду и подал Гераклу воду, предназначенную для мытья ног, для омовения рук. Проступок совершенно незначительный - стоит ли за это убивать! Убийца должен удалиться в изгнание и уходит вместе с Деянирой в Трахин к Кеику. По дороге при переправе через реку Геракл убивает кентавра Несса за попытку изнасилования Деяниры. Так сообщает миф. Мы рассмотрим эту историю чуть ниже, а пока зададимся вопросом: почему реальные изнасилования Гераклом остаются безнаказанными, а попытка изнасилования жены Геракла пресекается смертью? Очевидно, общество живёт в страхе и внушает его Геракл.

  Прибыв в Трахин, Геракл вместе с Кеиком принял участие в войнах с соседями царя Трахина. В результате этих походов гибнут царь лапифов Корон, царь дриопов Лаогор вместе с его сыновьями. Последнего не спасает даже то обстоятельство, что он находился в храме под защитой богов. Список погибших продолжают Кикн и Аминтор.

  После возвращения в Трахин Геракл решает отомстить и Эвриту. Собрав войско, он захватывает город и уводит Иолу в качестве пленницы. Гигин в "Мифах" сообщает, что на глазах своей пленницы Геракл убивает её родителей. Несчастная девушка выдержала и это испытание. В трагедии Софокла "Трахинянки" Геракл отсылает Иолу в Трахин к Деянире. Не приходится сомневаться, что и она была изнасилована Гераклом. Намёк на это слышен в словах рассказчика "От глашатая Деянира узнала обо всём, что произошло у Геракла с Иолой". Но если у Деяниры и была встреча с Иолой, то она могла узнать и подробности гибели отца Иолы и её братьев...

  Деянира решает применить приворотное зелье, секрет которого ей в своё время раскрыл, умирая, кентавр Несс. Она пропитала кровью кентавра хитон, который Геракл надел на себя. Но он умер от яда, который попал в кровь кентавра Несса вместе со стрелой Геракла. Но так ли это было, как излагает в миф? Ведь он рассчитан на очень доверчивых читателей и слушателей. Могла ли Деянира считать столь специфичное зелье приворотным? Что же случилось на переправе через реку Эвен?

  Геракл убивает кентавра якобы при попытке изнасилования. Кровь и семя проливаются на землю и умирающий кентавр советует Деянире собрать их в качестве приворотного зелья. Всё в этой истории заставляет сомневаться в искренности рассказчика. Несс погибает только выйдя из воды. Где же он пытался изнасиловать Деяниру? В воде? Но тогда кровь и семя моментально унесёт речной поток. Но если семя и кровь проливаются на землю, то это событие могло совершиться только на берегу и тогда кровь и семя тут же впитаются в землю. Что в этом случае собирает Деянира? Но и собирать эту кровь она должна на глазах подходящего к ней Геракла... Как жена будет объяснять этот поступок мужу? Если Деянира даже собрала кровь, то она после длительного хранения просто свернулась. Да и количество яда в крови Несса было совершенно ничтожным, чтобы использовать этот яд для воздействия на кожу. Почему в последнюю минуту своей жизни кентавру нужно раскрывать секрет приворотного зелья его несостоявшейся жертве? Какой ему в этом смысл? С какой стати только что пережившая ужас Деянира должна верить словам кентавра? Ответы на эти вопросы совершенно не согласуются с реальностью и здравым смыслом. Очевидно то, что никакой попытки изнасилования не было.

  Убийство кентавра - несомненный факт, а вот попытки изнасилования не было, да и рецепт приворотного зелья является выдумкой авторов мифа. Сама попытка изнасилования скорее всего просто выдумана авторами мифа для обоснования убийства Несса. Возможно, встреча Деяниры и Несса и состоялась на перевозе, но она закончилась смертью Несса на глазах Деяниры. Но кентавр успел рассказал ей всю правду о Геракле, коварно расправившимся с его товарищами - Хироном, Фолом, Эвритионом... Сомневаться в словах кентавра у Деяниры не было повода, ведь Несс обладал репутацией справедливого человека. Встреча Несса с Деянирой состоялась сразу после гибели её родственника Эвнома, и у дочери Ойнея теперь был повод задуматься и о своей судьбе. Её жизнь отныне связана с убийцей и насильником. Все последующие дни своей жизни до встречи с Иолой она узнавала о новых грабежах, насилиях, убийствах и изменах своего мужа. Его жертвами становились не только мужчины-воины, но и женщины, и дети - самые слабые и незащищённые существа среди людей. И Деянира приняла решение отравить Геракла, пропитав ядом его хитон. Этот яд он использовал для своих стрел. Так что, возможно, именно Деянира осознанно отравила своего мужа.

  Но повод мстить Гераклу был и у Иолы, когда она оказалась пленницей в Трахине после убийства Гераклом в Ойхалии её отца и братьев на глазах несчастной девушки. То, что Геракл использовал яд для своих стрел, было известно многим родственникам его жертв. Оказавшись в доме Геракла, Иола могла выяснить, где он хранит этот яд. А найдя его, она пропитала им его хитон. Версия с Иолой более предпочтительна, так как если бы Деянира думала о приворотном зелье, то она задумалась бы об отравлении Иолы, чтобы устранить свою соперницу. В любом случае есть высшая справедливость в том, что кровавый шлейф преступлений Геракла остановили женщины - жертвы его насилий.

  В сознании современных людей мифология живёт значительно сильнее, чем об этом принято думать. Это происходит почти незаметно через культурное наследие, религиозное воспитание, воздействие окружающих. Так в многих музеях мира находятся картины разных мастеров о похищении Европы Зевсом. Сюжет с таким названием был уже известен античным художникам. Художники по-разному представляют события мифа. Но обычно посетители музеев видят прекрасную молодую женщину, сидящую на спине огромного быка, который плывёт в открытом море. Экскурсоводы рассказывают зрителям легенду, как дочь финикийского царя Агенора вышла на берег моря поиграть со своими подругами. К ним подошёл бык, который удивлял всех своей мощью и красотой. Он был очень ласков, и девушки стали играть с ним. Животное опустилось на колени, и дочь царя села верхом на спину. Внезапно бык поднялся на ноги, бросился в Средиземное море и поплыл к Криту. Это сам Зевс принял образ быка, чтобы похитить финикийскую царевну Европу. Как и откуда появилось такое представление о похищении Европы Зевсом? Ответ известен из книги Аполлодора "Мифологическая библиотека", книга III:

  "Агенор же, прибыв в Финикию, женился на Телефассе, и у него родились дочь Европа и сыновья Кадм, Фойник и Килик. Некоторые, впрочем, утверждают, что Европа была дочерью не Агенора, а Фойника. Влюбившийся в нее Зевс превратился в смирного быка, и дав Европе усесться ему на спину, поплыл с ней на остров Крит. После того как Зевс разделил там с ней ложе, она родила Миноса, Сарпедона и Радаманта".

  Братья Европы отправились на её поиски, но после безуспешных попыток не стали возвращаться домой, а поселились в разных местах: Фойник - в Финикии, Килик - в Киликии, а Тасос - во Фракии.

  По существу здесь речь идёт о колонизации островов Эгейского моря и побережий Малой Азии и Балканского полуострова финикийцами - лучшими мореходами древнего мира. Но если рассказ о братьях Европы вполне реалистичен, то случай с Зевсом явно выбивается из этого ряда. На протяжении всей истории художники создавали картины на тему похищения Европы буквально понимая написанное. И могло ли возникнуть иное понимание! Первые интерпретаторы этого мифа создали определённый стереотип сознания: миф - это такой рассказ о прошлом, где возможны чудеса, превращения, невероятные события. Реальность чудес не подвергается сомнению, потому что боги могут всё. Именно из этого мифа сложилась латинская пословица: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Quod licet Jovi, non licet bovi. Эта пословица устанавливала пределы возможного для низших слоёв общества, но и не ограничивала беспредел власть имущих, она являлась ярчайшим выражением двойной морали, столь часто применяющейся в современном мире.

 Возвратимся к мифу. Бык не может ориентироваться в открытом море по солнцу и звёздам, он не знает, где находится Крит, а где Финикия, какие дуют ветры в это время года, а какие течения существуют в Средиземном море. Ему совершенно всё равно, что девушке неудобно сидеть на мокрой спине животного, что она не выдержит столь экстремального и не комфортного круиза в Средиземном море и через несколько минут, свалившись со спины, утонет в водах. И бык не сможет ей помочь... Мифологическое сознание не обладает критическим мышлением, а внутренний цензор религиозного сознания в защиту божественности Зевса провозгласит тезис: но это ведь бык. И что с того, что бык не любит плавать в открытом море. Повелителю бессмертных проще было бы перевоплотиться в дельфина, он-то ведь точно умеет плавать в море и несомненно отыщет среди водного пространства Крит. Но голос в защиту божественного скажет, ведь это же не простой бык, а воплотившийся в быка Зевс - самообман очень нужен людям, чтобы поверить в невозможное... Как хочется верить в чудо! Но неужели Зевс глупее своих прагматичных современников? Зачем Зевсу перевоплощаться в быка для похищения Европы (оставим за скобками саму вероятность подобного), гораздо проще это сделать, сев на морское судно с опытными моряками, которые хорошо знакомы с навигацией. Зевсу позволено то, что не позволено людям...

 Ведь в действительности события происходили именно так: Зевс похитил Европу на морском судне, которое в то время называлось ...быком - ταῦρος. Эта версия настолько проста, насколько же и естественна. Удивляет массовый гипноз людей, поверивших в мифического быка. Эту версию невозможно опровергнуть, в противном случае можно сказать, что со здравым смыслом у человека что-то не в порядке. Логика бесполезна там, где люди не ищут объяснения происходящим событиям, а оправдывают чудеса. Наше отношение к событиям, описанным в мифе, сложилось во многом благодаря восприятию картин знаменитых художников, писавших на эту тему. Художники - дети своего времени - словно состязались в нереалистическом видении мира. Чистый сюрреализм. Многоразовые грабли, на которые охотно наступают художники многих столетий. Эти штампы продолжают жить и в современном кинематографе. Мы привыкаем к ложному видению мира, начиная с детства. Огромное количество книг для детей по мифологии приучает видеть в богах всё, что угодно: высший разум, божественную силу, проявление космических законов, дхарму, майю, карму, сансару и, конечно же, инопланетян, полностью игнорировать логику и с презрением относиться к простой человеческой истории.

Вы всё ещё верите, что события происходили именно так, как они изображены на картинах великих художников? Не вижу радости в глазах быка. Кажется, он уже задумался, зачем он похитил голую женщину?