Лечение в психотерапии начинается с диагностики. И в психоанализе тоже. Я бы рискнула заявить, что отчасти весь психоанализ состоит из диагностики и ответа на вопрос: «Что происходит в кабинете, между аналитиком и клиентом, в психике клиента?»
Психоанализ и классический психоанализ сегодня направлены не на избавление от симптома, а на более фундаментальные вещи: доращивание психического аппарата, решение глубинных сценариев, перестройка восприятия. Это основы нашей психики, глубинные вещи, которые не терпят спешки.
А сама психика как слоеный пирог. В ней много слоев. И работать психолог может на разных уровнях. Хотите пример?
Панические атаки. На более поверхностном уровне - паника развивается от перегруза нашей психики на фоне стресса и расставания. Здесь мы будем работать, разгружая психику, «контейнируя» и поддерживая клиента.
Более глубинный - переполнение психического аппарата агрессией, которая частично соматизируется паническими атаками. Это уже бессознательный уровень. Мы работаем с агрессивными импульсами, психическими защитами. Иногда даже необходимо включать защиты более высокого порядка.
И самый глубинный — это ужас, нестабильность, который невозможно выносить. Ужас разрушения, который испытывает ребёнок 1 года жизни. А это отсутствие способности психики себя выдерживать, успокаивать свои чувства и делать жизнь более легкой. И взращивание такой способности (по сути, выращивать поддерживающую мать внутри) это и есть суть аналитической работы. Долгой и непростой, зато основательной и навсегда.