Найти тему
КиноРаритет

Вырезанные из «Царства небесного» Ридли Скотта сцены при возвращении сильно изменили фильм

Оглавление

Даже кассовые успехи 3-часовых «Титаника», «Властелина колец», «Однажды в Америке» не смогли убедить мировое киносообщество, что долгий метраж – это не страшно. Фильмы всё равно стараются уложить в «прокрустово ложе», чтобы они получились не длиннее 2-х часов. Ну, хорошо – 2-х с половиной. Ради этого колоссы кромсаются на монтаже и лишаются многих, даже очень важных сцен.

К роли Орландо Блума в историческом блокбастере «Царство небесное» предъявлялись претензии... но у него персонаж такой - мрачный и не развивающийся
К роли Орландо Блума в историческом блокбастере «Царство небесное» предъявлялись претензии... но у него персонаж такой - мрачный и не развивающийся

К счастью, в современном мире есть такое явление, как «режиссёрская версия». Кажется, нет ни одной мало-мальски популярной картины, которую бы не выпустили специальным изданием, с возвращёнными «длиннотами». Часто оказывается, что монтажёры были правы, вырезая излишние красивости и пустую болтовню. Но иногда диву – даёшься – как же они осмелились лишить зрителя столь значимого нюанса? Или – вот этой, многое объясняющей сцены?

Кажется, только роль Лайама Нисона в фильме «Царство небесное» обошли стороной монтажные сокращения
Кажется, только роль Лайама Нисона в фильме «Царство небесное» обошли стороной монтажные сокращения

Исторический боевик Ридли Скотта «Царство небесное», оказывается, тоже был изрядно порезан перед выходом на экраны в 2005-м году. Его сократили аж на 40 минут! Прокату это не слишком-то помогло – 130 миллионный фильм в американском прокате провалился, а в мировом едва-едва оправдал дорогущее производство. Теперь, когда есть возможность посмотреть и изначальную версию, возникает подозрение, что у «Царства» могла быть совсем другая судьба. Ведь в этой версии фильм стал собраннее, подробней и внятней. И гораздо-гораздо мрачнее.

Подлый брат и грешная жена

Напомню, речь в фильме идёт о простом французском кузнеце Балеане, который оказывается втянут в бесконечный конфликт между христианами и мусульманами, в их нескончаемую битву за священный город Иерусалим. Но даже посреди масштабных баталий кузнец, ставший рыцарем, не забывает про молодую жену, наложившую на себя руки, и не перестаёт искать Бога, чтобы вымолить для неё прощение.

В начале фильма «Царство небесное» молодой кузнец (Орландо Блум) любуется беременной женой... но эта идиллия уже осталась в прошлом
В начале фильма «Царство небесное» молодой кузнец (Орландо Блум) любуется беременной женой... но эта идиллия уже осталась в прошлом

Линия богоискательства и в порезанной версии была заметной. В режиссёрской же становится основной. Чтобы поддержать её, режиссёр, оказывается, снимал сцены с участием юной жены главного героя. В самом начале фильма Балеан вспоминал, как она, даже на последнем месяце беременности трудилась в их саду (и, возможно, зря – ведь иначе с ребёнком могло не произойти несчастья, которое привело девушку к трагическому решению).

Если идеалистические отношения с женой понятны даже по коротенькой вставке-ретроспекции, то вот с родным братом у Балеана не сложилось. Тот у него сельский священник (и сыграл его английский актёр Майкл Шин). Но вместо того, чтобы по-родственному и в силу сана давать Балеану утешение и надежды, братец бесконечно подличает и дразнит кузнеца. Это ещё больше заставляет юношу усомниться и в родственных узах, и в искренности христианской религии. А вскоре и вовсе приводит к каиновскому греху... Но всё это складно и психологически логично только в режиссёрской версии фильма.

Майкл Шин в фильме «Царство небесное» играет брата главного героя. Будучи священником, он искушает своими подлостью и бездушием перестать верить в Бога
Майкл Шин в фильме «Царство небесное» играет брата главного героя. Будучи священником, он искушает своими подлостью и бездушием перестать верить в Бога

Красавица-жена в начале «Царства небесного» хлопочет над сухим кустом. А в финале (по крайней мере режиссёрской версии) этот самый куст начинает цвести, символизируя возрождение надежды главного героя и вновь обретённую им веру в Бога.

То ли ангел с небес, то ли воплощение Спасителя

Среди многолюдной галереи персонажей в «Царстве небесном» особнячком стоит один – безымянный госпитальер в исполнении Дэвида Тьюлиса. Благодаря двойственному обаянию актёра – одновременно и отрицательному, и располагающему. Весь фильм от этого персонажа ждёшь подлянки, а он каждый раз – со змеиной улыбкой на губах – ожидания эти обманывает, поддерживая героя в трудную минуту.

Дэвид Тьюилис - из тех актёров, кому одинаково хорошо удаются роли отрицательных и положительных персонажей
Дэвид Тьюилис - из тех актёров, кому одинаково хорошо удаются роли отрицательных и положительных персонажей

Загадочный персонаж в режиссёрской версии и вовсе оказывается существом мистическим. Он может, например, исчезнуть самым таинственным образом. Причём, происходит это не абы где, а в сцене, где они с Балеаном обсуждают существование Бога. Рыцарь-кузнец сетует, что Господь не слышит его, не отвечает на его призывы. К тому же, он тут же находит естественное объяснение одному из библейских чудес – говорящему горящему кусту. Госпитальер возражает юноше и… пропадает прямо у него на глазах.

В «Царстве небесном» Дэвид Тьюлис сыграл мистическое существо - то ли ангела, то ли самого Господа, спустившегося с небес поддержать сомневающегося героя
В «Царстве небесном» Дэвид Тьюлис сыграл мистическое существо - то ли ангела, то ли самого Господа, спустившегося с небес поддержать сомневающегося героя

Оказывается, режиссёр Ридли Скотт и сценарист Уилльям Монахан действительно задумывали сделать госпитальера неземным созданием. Это то ли посланник Господа (ангел, то есть), то ли сам Господь, спустившийся на грешную землю, чтобы поддержать усомнившегося человека. Но в кинотеатрах зрители этого не заметили и увидели на экранах просто странного типа с помятым лицом Дэвида Тьюлиса.

На съёмках сцены с горящими кустами и исчезающим госпитальером лошадь неожиданно чего-то испугалась. Этот кадр вошёл в режиссёрский монтаж фильма «Царство небесное»
На съёмках сцены с горящими кустами и исчезающим госпитальером лошадь неожиданно чего-то испугалась. Этот кадр вошёл в режиссёрский монтаж фильма «Царство небесное»

Живописные враги

В год выхода «Царства небесного» в прокат одной из главных претензий к нему был выбор Орландо Блума на главную роль. Как-то общим местом было считать, что смазливый актёр с ролью не справился. Хотя, если подумать, у него роль такая – бродить по пустыням с озабоченным видом, да мечом махать.

Вернувшиеся в режиссёрскую версию «Царства небесное» сцены и главного героя сделали более живым персонажем
Вернувшиеся в режиссёрскую версию «Царства небесное» сцены и главного героя сделали более живым персонажем

Совсем другое дело – второстепенные персонажи. Помимо упомянутых Дэвида Тьюлиса и Майкла Шина, в ярких, отлично сыгранных ролях появляются в «Царстве небесном» Лайам Нисон, Эдвард Нортон (пусть и скрытый маской), Джереми Айронс, Брайан Глисон.

Последний у Ридли Скотта сыграл кровожадного (и просто жадного) напыщенного тамплиера Рено де Шатильона. Каждая сцена, в которой он появляется, превращается в образец смачного лицедейства. Глисон эксцентрично изображает крайне самовлюбленного и самоуверенного типа, который даже в присутствии разгневанного короля не может удержаться от кривляний.

Тамплиер Рено де Шатильон (Брайан Глисон) в «Царстве небесном» кривляется даже в присутствии короля
Тамплиер Рено де Шатильон (Брайан Глисон) в «Царстве небесном» кривляется даже в присутствии короля

В режиссёрской версии этот персонаж выглядит ещё ярче. Так, из кинотеатральной версии выпали кадры в тюрьме, где Рено де Шатильон, расхаживая по тесной камере, с наслаждением выкрикивает собственное имя, а потом и вовсе карабкается на решётку, точно павиан.

Самовлюблённость Рено де Шатильона неожиданно проявляется в самой неподходящей для этого обстановке - в тюремной камере
Самовлюблённость Рено де Шатильона неожиданно проявляется в самой неподходящей для этого обстановке - в тюремной камере

В другой тюремной сцене Рено де Шатильона навещает его закадычный соратник по беззаконным набегам на мирные караваны, Ги де Лузиньян. Он протягивает приятелю хлеб, и тот жадно выхватывает его… однако, есть не спешит – сначала отщипывает кусок и ждёт, пока его не съест друг Ги. И как многое говорит этот жест о взаимоотношениях двух тамплиеров! Но увидеть эту сцену возможно только в режиссёрской версии.

Двух тамплиеров в «Царстве небесном» связывают коварство, подельничество и взаимное недоверие
Двух тамплиеров в «Царстве небесном» связывают коварство, подельничество и взаимное недоверие

Из театральной версии выпало и много сцен с Ги де Лузиньяном. А ведь он – один из антагонистов (коих многовато для блокбастера). Но зрителю не показали, как он изменяет венценосной жене с её же служанкой, не показали, как напыщенно тренируется владению мечом (практически, у постели умирающего короля). Наконец, не дали увидеть даже очень важную, делающую драматургию фильма завершённой, сцену дуэли Балеана и Ги. Она происходит сразу после того, как Балеан (осторожно – спойлер!) сдаёт Иерусалим мусульманам.

Ради сокращения хронометража фильма Ридли Скотта «Царство небесное» не пощадили даже драматургически важную и довльно зрелищную сцену дуэли на мечах
Ради сокращения хронометража фильма Ридли Скотта «Царство небесное» не пощадили даже драматургически важную и довльно зрелищную сцену дуэли на мечах

Хвала Богу, есть такое явление, как «режиссёрские версии», и всё это теперь можно увидеть, не особо напрягаясь – стоит лишь в Интернете чутко покопаться!

Королева-детоубийца

Одна из характерных творческих особенностей Ридли Скотта – любовь к сильным женским образам. Они есть у него почти в каждом фильме. Да, для современного феминизма он сделал немало, дав женщинам экранные образцы для подражания, а мужчин заставив полюбить эти образы волевых, смелых женщин, начиная с космолейтенанта Рипли, «с остановками» на солдате Джейн и Тельме с Луизой.

Принцесса Сибилла, сыгранная в «Царстве небесном» француженкой Евой Грин, поражала красотой и... бесхарактерностью
Принцесса Сибилла, сыгранная в «Царстве небесном» француженкой Евой Грин, поражала красотой и... бесхарактерностью

В этом отношении «Царство небесное» разочаровывало. Принцесса (а затем и королева) Сибилла вовсе не выглядела сильной особой. Несколько дерзкая, надменная, позволяющая себе сходить «на лево», но и только! Однако, стоит посмотреть режиссёрскую версию «Царства небесного» - и вот она, сильная женщина! Да ещё какая!

Оказывается, перед выходом на экраны, из фильма постарались выкромсать линию малолетнего сына Сибиллы. Он – прямой наследник своего старшего брата-короля (и ещё один любимый Ридли Скоттом образ – ребёнка в опасном, воюющем мире). И он-таки становится королём, когда Болдуин, поражённый проказой, отходит в мир иной. Вот только царство малыша будет слишком недолгим.

Для показа в кинотеатрах из исторического боевика «Царство небесное» постарались полностью вырезать всю линию сына Сибиллы
Для показа в кинотеатрах из исторического боевика «Царство небесное» постарались полностью вырезать всю линию сына Сибиллы

Сибилла с ужасом замечает, что её сын не чувствителен к боли. Он не реагирует ни на пламя огня, ни на горячие капли воска, ни на укол иглой. А Сибилла, прожившая много лет рядом с прокажённым, хорошо знает, что это за симптом. И решается на детоубийство. Не ради власти – ради того, чтобы избавить любимого сына страданий, которые неминуемо принесёт болезнь.

Мальчика в фильме «Царство небесное» умерщвляют «шекспировским» способом - вливая отраву в ухо
Мальчика в фильме «Царство небесное» умерщвляют «шекспировским» способом - вливая отраву в ухо

«Слишком мрачно!», - решили продюсеры, настояв на том, чтобы этой линии в фильме не было. Но отснятые кадры вернули на место в режиссёрскую версию. И они кардинально поменяли тональность фильма (разумеется, он стал мрачнее!), докрутили драму до шекспировского уровня (а детоубийство происходит именно «шекспировским» способом), а главное вернули силу, многогранность главной женской роли, сыгранной француженкой Евой Грин (оказывается, не только красивой, но и очень талантливой).

В режиссёрской версии фильма «Царство небесное» образу принцессы Сибиллы (Ева Грин) вернули трагедийность, решительность и силу воли
В режиссёрской версии фильма «Царство небесное» образу принцессы Сибиллы (Ева Грин) вернули трагедийность, решительность и силу воли