Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Как пассажирские самолёты снижают скорость при посадке с 900 до 250 км/ч прямо в воздухе

Не секрет, что современные пассажирские авиалайнеры развивают крейсерскую скорость около 850 - 900 км/ч, что позволяет им покрывать за несколько часов огромные расстояния. Однако для того, чтобы безопасно совершить посадку, пассажирскому воздушному судну нужно не только сбросить лишний вес в виде сожжённого за время перелёта топлива, но и существенно снизить скорость. Так например скорость посадки большинства пассажирских самолётов варьируется в пределах 250 - 280 км/ч.

Если скорость касания шасси о поверхность взлётно-посадочной полосы (ВПП) будет выше, то это приведёт к чрезмерному износу шин, а также приведёт к выкатыванию самолёта за пределы ВПП.
Если скорость будет ниже, то самолёт может просто начать падать, а не плавно снижаться, что тоже недопустимо.

И при этом возникает вопрос: как самолётам удаётся так существенно сбрасывать скорость прямо в воздухе при заходе на посадку с 900 км/ч до 250 км/ч? Ведь на высоте не включают так называемый реверс двигателей (обратную тягу).

И чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала отдельно пояснить, что самолёт при заходе на посадку обладает двумя достаточно большими энергиями: это кинетическая энергия за счёт его большой скорости, а также потенциальная энергия, которая в любой момент готова начать превращаться в его кинетическую, за счёт большой высоты. И чтобы прямо у поверхности земли самолёт снизил скорость до приемлемых 250 км/ч, ему придётся практически полностью избавиться от обеих этих энергий прямо в воздухе.
-2

И помогают ему в этом так называемые элементы механизации крыла. Интересны они тем, что наделяют крыло самолёта различными функциями. Так широко известно, что основная задача крыльев - это создавать подъёмную силу. Однако во время снижения самолёта эта сила на первый взгляд как бы не очень-то и нужна. Ведь нам же нужно снижаться, а не набирать высоту. Но эта точка зрения по факту неверная, потому что именно из-за избыточной подъёмной силы происходит существенный сброс скорости во время снижения.

-3

А всё дело в том, что при выдвижении многощелевых закрылков увеличивается не только подъёмная сила, но и существенно увеличивается аэродинамическое сопротивление крыла. И вместе со значительным снижением тяги двигателей, самолёт в прямом смысле начинает тормозить об воздух своими крыльями. Иными словами, если крылья при взлёте поднимали его в воздух, то при посадке эти же крылья гасят его излишнюю кинетическую энергию об окружающий воздух.

-4

Однако вместе с торможением об воздух закрылками подъёмная сила как бы не куда не девается, и она не даёт самолёту эффективно сбрасывать высоту. И как раз для этого в механизацию крыла включены так называемые спойлеры. Как можно видеть, они поднимаются наверх, и нужны они для того, чтобы создавать прижимную силу, когда подъёмная сила от закрылков слишком велика. Плюс ко всему они также резко ухудшают обтекание крыла воздухом, что тоже существенно снижает скорость.

-5

Если посмотреть на садящийся пассажирский самолёт снизу, то можно хорошо разглядеть работу некоторых элементов механизации крыла при посадке самолёта. Здесь мы видим и выдвинутые закрылки, и образовавшиеся между ними щели. Эти зазоры повышают турбулентность воздушного потока при обтекании воздухом, и за счёт этого тоже происходит торможение.

-6

Именно так благодаря сложным механизмам, встроенным прямо в крылья, пассажирские авиалайнеры сбрасывают свою крейсерскую скорость при посадке прямо в воздухе до 250 - 280 км/ч.

Такая сложная механизация крыла современных пассажирских самолётов объясняет и вынос двигателей вперёд. Т.к. если бы они располагались точно под крылом, то мешали бы всем этим закрылкам нормально работать.