Генерал Дуглас – под этим псевдонимом бесстрашно сражался летчик-самоучка Яков Смушкевич. Он был первым евреем – дважды Героем Советского Союза, а немцы обещали миллион марок тому, кто его собьет. Но непобедимый в небе противниками, он был расстрелян «своими» во время войны. Его гибель немцы радостно сравнили с потерей пяти авиадивизий.
Яков Смушкевич родился 14 апреля 1902 года в местечке Ракишки, ныне город Рокишкис в Литве, в семье портного. Окончив всего 3 класса начальной школы, Яков был вынужден пойти работать - семья была большая ( кроме него в ней было ещё 7 детей ), и заработков отца явно не хватало. Яков работал грузчиком в порту, а в 1918 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. Многие яркие страницы жизни и деятельности Я. В. Смушкевича связаны с Беларусью и её столицей - Минском. Именно там сформировался его блестящий военный талант. Яков Владимирович был активным участником гражданской войны на территории Беларусии. С 1919 года он воевал на Западном фронте в качестве командира батальона и полка, был участником боёв под Барановичами, взятия Сморгонского укреплённого района. Летом 1921 года комиссар полка Яков Смушкевич был назначен помощником военкома 36-го полка 4-й Смоленской стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в районе Борисова и Минска.
Одной из важнейших заслуг командира и комиссара бригады является обучение воспитанию волевых качеств лётчиков, превращение их в профессионалов своего дела, отличных авиаторов Белорусского военного округа. "Школа Якова Смушкевича" дала нашей авиации десятки и сотни первоклассных пилотов, которые прославились в битве на Халхин - Голе, в Советско - Финляндской и Великой Отечественной войнах.
Осенью 1936 года Смушкевич вылетел в Испанию, где принял активное участие в боевых действиях в качестве старшего советника при командующем ВВС и командира авиационной группы советских лётчиков. Имел псевдонимы "Генерал Дуглас" и "Андре". Летал на самолётах И-15, "Фиат-32", "Дракон", "Дуглас", "Потез".
В июне 1939 года комкор Смушкевич возглавил советскую авиацию в борьбе с японскими самураями в Монголии, в районе реки Халхин - Гол. О командирском и лётном мастерстве Якова Владимировича как нельзя лучше свидетельствует оценка его действий выдающимся советским полководцем Георгием Жуковым, который во время боёв на Халхин - Голе был командующим 1-й армейской группой. В его книге "Воспоминания и размышления" есть такие строки: "Командир этой группы Я. В. Смушкевич был великолепным организатором, отлично знавшим боевую лётную технику, в совершенстве владея лётным мастерством. Он был исключительно скромным человеком, прекрасным начальником и принципиальным коммунистом. Его искренне любили все лётчики".
С 19 ноября 1939 года по 15 августа или 26 августа 1940 года — командующий ВВС РККА. В этом качестве участвовал в войне с Финляндией. Для более эффективной работы со своим штабом выехал в район боевых действий, вылетел на советско-финскую границу для непосредственного руководства авиацией. Лично участвовал в боевых действиях. Много сделал для обеспечения боевой работы советской авиации в тяжёлых зимних условиях. Его жена, Бася Соломоновна Гольфанд, поехавшая за ним на войну, рассказывала:
«Яков Владимирович отправлялся на Финский фронт. В Ленинграде мы не задержались, а проехали в Петрозаводск. Смушкевич целыми днями разъезжал по частям и только поздно ночью возвращался в вагон, где мы жили. Запущенная рана дала себя знать, начался приступ острых болей. Впервые у Смушкевича вырвался громкий стон. Товарищи всполошились, наш вагон отправили в Ленинград и радировали, прося выслать к поезду врача. Встречала нас скорая помощь, но Яков Владимирович заявил, что боль уже прошла, и уехал в штаб. Меня всё-таки встревожил этот приступ, и я вызвала Фридмана. Профессор настоял, чтобы был сделан рентгеновский снимок. А когда тот был готов, старик профессор сказал:
— У Смушкевича, видно, стальное сердце. Ведь в тазобедренном суставе у него не кости, а творог. Я не представляю себе, как он на ногах-то стоит.
После этого Смушкевича вызвали в Москву. Лечиться он по-прежнему отказывался. Поселился в штабе ВВС и продолжал работать лёжа. Несмотря на занятость и болезнь, Яков Владимирович был тесно связан со своими избирателями. Каждый день почта приносила ему много писем из далёкой Сибири, но он никогда не задерживал ответы на них. Он помог одному колхозу восстановить мельницу, другому построить мост. Хлопотал о пенсии для своих избирателей»
Тёмные силы, охотившиеся за "Генералом Дугласом" в небе Испании, заинтересованные в том, чтобы СССР вступил в развязанную ими войну без таких мастеров трудного искусства побеждать, каким был бесстрашный лётчик и замечательный военачальник Смушкевич, добились своего. 8 июня 1941 г. в госпитале, где находился после тяжелой операции, Вместе с группой военачальников (командующим ВВС Красной Армии Рычаговым, командующим ПВО страны Штерном и другими) был арестован сотрудниками НКВД по ложному обвинению в участии в военной заговорщической организации. Но, не смотря на тяжелые пытки, не дал показаний против своих товарищей и не признал себя виновным. Был расстрелян 28 октября 1941 г. без суда по личному указанию Л. П. Берии. Его жена и дочь Роза также были репрессированы и в 1943−1953 годах находились в заключении как «члены семьи изменника Родины». 21 марта 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Смушкевич был лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград. Геринг и Канарис могли торжествовать. То, чего не удалось сделать им, свершили Берия и Сталин...
В начале Великой Отечественной войны журнал "Люфтваффе" - официальный орган Военно - Воздушных сил гитлеровской Германии - писал о том, что во время военных действий в Испании (1936 - 1939 гг.) контрразведка "Третьего рейха" потратила много сил и средств, чтобы убрать "Генерала Дугласа". Рейхсмаршал авиации Герман Геринг посулил тогда награду в миллион марок лётчику, который его собьёт... "Обстоятельства сложились так благоприятно, - ликовал журнал, - что "Генерал Дуглас" не участвует в нынешней войне, и это равносильно, по крайней мере, разгрому 5-ти вражеских авиационных дивизий..."
25 декабря 1954 года посмертно реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР. А через три года, 15 марта 1957 г., звание Героя Советского Союза и награды были возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР.
"Авиационный Чапаев" - так называл Я. В. Смушкевича известный полярный лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Он писал: "Советские лётчики помнят и любят Смушкевича. Они знают, что в каждой воздушной победе, одержанной в годы Великой Отечественной войны, была доля и его неутомимого труда, его пытливой мысли и страстного сердца". Бывший нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин говорил, что самый большой подвиг Смушкевич совершил в Великую Отечественную войну, хотя в ней и не участвовал. В том, что наша авиация предстала перед гитлеровцами грозной, есть заслуга и "крылатого комиссара", воспитавшего большую плеяду лётчиков - героев.
Судьбу этого человека можно сравнить с легендой. Яков Смушкевич прожил короткую, но яркую жизнь. Его имя по праву записано золотыми буквами в историю советской авиации. Из 39 прожитых им лет Яков Владимирович 23 года крепил военную мощь Страны Советов. Современники назвали его "гордостью Красной Армии".
Книги:
1. Воинов А. И. Крылатое племя / А. И. Воинов. – Москва : Воениздат, 1962. – 43 с.
2. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления : историческая литература / Г. К. Жуков. - Москва : АПН, 1971. - 704 с. : портр., ил.
3. Лобов, В. И. Военная элита Советского Союза. 1917-1991 : энциклопедический справочник / В. И. Лобов, Р. М. Португальский, В. А. Рунов ; ред. А. С. Куликов ; Клуб военачальников Российской Федерации. - Москва : Вече, 2020. - 560 с. : фот.
Статьи из периодических изданий:
4. Левицкий С... Трагедия генерала Дугласа / С. Левицкий // Крылья Родины. – 1990. - №1-2
5. Чернышов, В. Крылатый комиссар / В. Чернышов // Природа и человек. XXI век . - 2013. - № 5. - С. 34-37 : фот.
#сМУШКЕВИЧ ЯКОВ
#ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ
#первые герои советского союза
#ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
#РЕПРЕССИИ