Вступление:
Эпизод первый:
Эпизод второй:
Эпизод третий
Плавание на Юкатан сопровождалось сильным штормом. Корабли разбросало по Карибской акватории. На остров Косумель первой прибыла каравелла Педро де Альварадо. В ожидании остальной армады, его конкистадоры разграбили индейскую деревню, захватив трёх человек.
Прибывший Кортес дал всем нагоняй за самовольство, и посадил Альварадо на двое суток под арест. Приказав вернуть захваченую добычу, он одарил пленных бусами, велев им просить касика ближайшего города нанести визит в лагерь испанцев.
С самого начала капитан-генерал показал, что он главный и его приказания следует выполнять беспрекословно. Дисциплина в первую очередь! Проводились постоянные проверки уровня готовности солдат, осматривались пушки, мушкеты и арбалеты, люди практиковались в стрельбе и тренировали лошадей. По совету конкистадоров из прошлых походов, шились хлопковые доспехи, более подходящие в отличии от стальных в местном климате, и эффективное средство от индейских стрел.
Реконструкция стрельбы из пушки
Реконструкция стрельбы из аркебузы
Во время беседы с индейцами, те часто упоминали слово "кастиллан". Выяснилось что неподалёку на материке в неволе находятся бородатые люди. Решив их выкупить, Эрнан написал соотечественникам, что готов их забрать с собой.
На восьмой день прибыла индейская пирога. Конкистадоры не могли опознать своих земляков среди индейцев. Наконец один из них вышел, выкрикнул на ломаном испанском «Бог, Святая Дева, Севилья!», и зарыдал навзрыд. Это был Херонимо де Агилар...
Его история напоминала жуткую сказку. За море Агилар отправился с доном Кристобалем Колоном, сопровождал его в последнем четвертом путешествии. В 1511 году бежав во время мятежа из Дарьена(Панама), их судно село на мель возле Ямайки. Ночью разразился шторм. Спаслось двадцать человек. Тринадцать дней лодку носило по морю, у них не было ни пищи, ни воды, и до того момента, когда они достигли берегов Юкатана, их осталось в живых семь человек.
Здесь они попали в плен к индейцам. В первый же день капитана Вальдивию и ещё четверых, туземцы принесли в жертву богам и съели, оставшихся посадили в деревянную клетку. Бежав из неё ночью они долго скитались по джунглям, пока не были захвачены другим племенем, чей касик сделал их своими рабами.
Их советы были очень полезны для индейцев. Касик пытался уговорить Агилара взять в жены индианку, но тот будучи монахом упорно отказывался, несмотря на неоднократные попытки соблазнить его. Касик был этим очень удивлен, но затем доверил Агилару заботы о своем доме и многочисленных женах. Пленник пользовался большим уважением всего племени.
Второй испанец – Гонсало Герреро (из марранов), один из стрелков Бальбоа – обучал индейцев военному искусству, строительству крепостей и бастионов. В отличии от Агилара, Гонсало Герреро старался ничем не отличаться от них, жил в достатке и женился на туземке, наплодив трёх ребятишек. Герреро татуировал свое тело, проколол уши и губу, поклонялся идолам. Он наотрез отказался вернуться к испанцам, так как нашел здесь новую родину.
Кортес был очень рад встрече с Агиларом. Последний, прожив долгое время на Юкатане, хорошо владел языком аборигенов, и принес экспедиции большую пользу в качестве переводчика и знатока местных реалий.
Памятник Гонсало Герреро в Мексике. Известен как Отец метисации и национальный герой. Воевал против испанцев, погиб в 1536 году в Гондурасе от выстрела аркебузы
Покинув остров Косумель, Кортес со своей армадой двинулся к устью реки, которую глава предыдущей экспедиции назвал своим именем - Грихальвой, где туземцы дружелюбно встретили белых чужеземцев. Ранним утром приблизившись к берегу, они сквозь сдвигавшийся порывами ветра туман увидели на нём тысячи местных воинов. Удивление вызвал их боевой порядок. Они расположились на берегу правильными каре, квадраты были построены в шахматном порядке. Впереди каждого отряда командир с пышным плюмажем на голове. На холмах поодаль виднелись боевые штандарты, по реке сновали пироги, набитые лучниками. Агилар, прокричал что испанцы пришли с миром и добрыми намерениями. Индейцы в ответ потребовали чтобы они убирались отсюда, иначе все пришельцы будут перебиты. Кортес решил высадиться и вступить в бой, преподав урок.
Нотариус Диего де Годой громко зачитал requerimiento - требование. Таково было предписание при завоевании новых земель: противника предостерегали,что если они атакуют, вина за убийство падет на них. Это предостережение заносилось в официальный документ, чтобы никто потом не мог обвинить испанцев в развязывании военных действий. Таким путем свое миролюбие мог доказать даже самый свирепый конкистадор. Индейцам было невдомёк, чего это так громко разоряются бородатые люди на непонятном языке, и ответили ливнем стрел, под которым конкистадоры начали высадку.
Завязалась ожесточенная схватка. Испанцы были выбиты из лодок и сражались по пояс в воде. Многие были ранены. Кортес приказал тщательно скрывать свои раны и кровь, чтобы индейцы поверили в неуязвимость чужеземцев. Конкистадоры увязали в глубоком иле, но фехтовальное искусство позволили им получить преимущество и выбраться на берег. Кортес сражался в одном сапоге.
Сомкнув строй, они пиками отодвинули врага, и на образовавшемся лужке аркебузиры и арбалетчики дали общий залп. Во время тренировок на Косумеле, скорость стрельбы из аркебуз была доведена до одного выстрела в две минуты, для тех времён это был хороший результат. Индейцы понесли ощутимый урон. Грохот огнестрельного оружия, языки пламени, и клубы дыма привели их в ужас, испанцы двинулись вперёд. В это время по ним, поднявшись выше по реке, и прорубившись через заросли, с тыла ударил отряд Алонсо де Авилы. Индейцы побежали...
На следующий день состоялась решающая битва. Навстречу врагу испанцы продвигались по залитым илом полям пока не выбрались на сухой пригорок. Опытные солдаты понимали что местные допустили промашку, нельзя было выпускать чужаков из грязи.
Смешав строй и пытаясь атаковать они были встречены залпом из арбалетов и аркебуз. Вскоре индейцы познакомились с пушками канонира Месы, после стрельбы которых, в их рядах появлялись улицы заваленные трупами, но они продолжали храбро сражаться,осыпая конкистадоров стрелами. Исход решила кавалерия которую вёл Кортес. С кличем "Сантьяго!Сантьяго!",закованные в сталь кабальерос разметали индейские ряды. Началась резня. Пехота Диего де Ордаса довершила разгром. К вечеру всё было закончено. Первая битва Эрнана Кортеса в этом походе была выиграна.
Допрашивая пленных, испанцы узнали причину охлаждения к прибывшим из моря людям. По их словам, все соседние племена, узнав об обмене подарками с людьми Грихальвы, подняли на смех «простаков из Сеутлы», так называлось это место в устье реки, обзывая бабами и трусами. Перебежавший к ним один из индейцев Кортеса, советовал измотать противника. Белых людей, головы которых обросли волосами и сверху, и снизу, мало. Они скоро утомятся и тогда их можно будет взять в плен и отправить на утеху богам...
Скоро прибыли 30 знатных индейцев, прося о разрешении собрать и сжечь павших. О мирных переговорах они не хотели толковать. Тут Кортес решил разыграть их. Помня, какой ужас они испытали при виде коней и грохота пушек, считая что они сами ведут с ними борьбу, он сказал что терпение испанцев истощается, и он с трудом удерживает своих людей от полного истребления, особенно неистовых tepuzques (так индейцы назвали пушки), и грозных лошадей. По знаку Кортеса, в этот момент выстрелила пушка. За палатку, где стояли касики, предварительно спрятали кобылу, и подведённый жеребец громко заржал, стал дыбиться и рваться вперед. Испугавшись, думая что он рвётся именно к ним, касики согласились на все условия.
Немного погодя явились посланцы, они принесли дары: ткани, золотые украшения, припасы, а также привели Кортесу двадцать молодых красивых женщин.
Испанцы особенно обрадовались золоту и стали допытываться, откуда оно у них. Индейцы показывали на запад и повторяли слово «Мехико», объясняя, что это лежащая за горами могущественная страна ацтеков, столица которой зовется Теночтитлан.
Женщин окрестили, и Кортес роздал их своим командирам. Среди этих невольниц была красавица, названная Мариной. Она досталась Алонсо Пуэртокарреро.
Вскоре испанские падре крестили жителей, предварительно разбив в храмах языческих идолов и устроив торжественное шествие. Туземцы молча стояли , решив подчиниться чужеземному богу, превосходящему своим могуществом богов их предков.
Отдохнув, флотилия Кортеса отправилась далее на запад, к таинственной земле золота...
Продолжение следует...
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! https://zen.yandex.ru/id/5ea1c46391221741687dd4e8
Читайте и поддержите меня в https://vk.com/hernandocortes
Автор статьи - https://vk.com/id509890129