Продолжаю репортаж с прошедшей недавно в столичном «Экспоцентре» выставки мототехники, ставшей уже традиционной для весны. В своей первой публикации об этой выставке я посетовал, что новых мотоциклов известных западных и японских брендов у нас в ближайшее время не будет.
Увы, это так. И мнение свое на этот счет я менять не буду, как бы мне самому или кому-то другому этого ни хотелось. Но свято место, как известно, пусто не бывает, вот и освободившуюся на рынке нишу с удовольствием занимают другие. Я уже привел примеры 300-кубовых мотоциклов Voge из Китая и 400-кубового турэндуро M1NSK.
Но всё это традиционные мотоциклы с традиционными моторами — бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Но на выставке появилось и много нетрадиционного транспорта. Это мотоциклы и скутеры с электрическими двигателями. От их количества даже становится как-то страшно…
Электричество не только наступает, оно идет в наступление по всем фронтам. И конкурентов оно бьет — током!
Электромобиль, как ни странно, был здесь только один. Кроссовер неизвестной у нас пока китайской марки стоял с открытым самым интимным своим местом — лючком бензо электробака. Выглядел он неплохо, и интересовались им многие. Между прочим, стоял он уже с регистрационными российскими номерами, а это значит, что, как минимум СБКТС он уже получил. А, может быть, даже и ОТТС, что однозначно требуется, если его собираются импортировать в Россию.
Но больше всего с электроприводом было, конечно, мотоциклов и скутеров (самокаты и велосипеды я намеренно опускаю).
Электрификация мототранспорта за последние годы очень сильно продвинулась перед. Теперь электромотоциклы присутствуют практически во всех самых популярных классах. Есть даже спортбайки! Образовались и клубы любителей такой техники.
А вот сами производители продолжают линию, которую они выбрали в самом начале своей электроэкспансии на наш рынок. Не исключено, что делают они это исходя из пожеланий собственных российских коллег. Я имею ввиду вот что: они выпускают технику, которая не требует ПТС. То есть, выдают свои мотоциклы за спортинвентарь (якобы кроссовые), либо за маломощные (менее 4 кВт, управлять которыми можно с любой категорией водительского удостоверения). Это упрощает доступ на рынок и удешевляет в итоге товар. Ну, а возможные в дальнейшем связанные с этим проблемы индейцев покупателей шерифа продавцов не волнуют.
Электрические мотоциклы на нашем рынке пока дороги. Хотя на фоне нынешних цен на бензиновые они уже и не кажутся столько дорогими. Но качество их за последние годы существенно улучшилось. На некоторые даже просто приятно посмотреть. Но и стоят такие экземпляры порядка миллиона.
Что удивительно, в электрическом виде были представлены здесь не только мотоциклы, но и снегоходы. Холод, как известно, серьезный враг для аккумуляторов. На морозе они быстро разряжаются, существенно укорачивая пробег на одной зарядке.
Однако и эту проблему начали потихоньку решать. Доказательством чего стали целых два снегохода на электрическом ходу. Один на базе рыбинского «Тикси», а другой — совершенно новая разработка. Выпускаются они под маркой ELIQ. Для них возможны различные аккумуляторы, от чего зависят и способности снегоходов, и их цены.
Но не только на земле и на снегу застолбилось электричество. Они проникло и в воду. И даже не в лодки с электромотором (туда оно проникло давно), а в гидрофойлы. Если кто не знаком с этим словом, то оно обозначает доски для прогулок по поверхности воды. Это своего рода разновидность кайтсёрфинга. Но доска эта с моторчиком, которой ветер не нужен. Даже термин такой появился — мотосёрфинг. Так вот, доски эти начали оснащать электромотором, что позволяет гидрофойлерам кататься автономно, тихо и комфортно. Иногда их называют мотосёрфом, а те, которые с электромотором — электрофойлом или фойлбордом.
Главная особенность такой доски — подводное крыло, благодаря которому доска во время движения поднимается над водой и словно летит над поверхностью. Управление осуществляется с помощью беспроводного контроллера, который удерживается в руке или крепится к запястью.
Аккумуляторы спрятаны либо в саму доску (как, например, у испанской компании Neptun), либо в подводную мачту (как у германской Waydoo), на которой крепятся крыло и двигатель.
Такой электрогидрофойл позволяет разгоняться до 50 км/ч и совершать умопомрачительные трюки.
Продолжение репортажей с выставки «Мотовесна ‘22» в следующих публикациях.