Найти тему
Без музыки совсем не то

Альбом Scorpions «Lovedrive», 1979 г. ~ это переломное событие в истории всей рок-музыки

Нельзя сказать, что альбомы немецкой группы Scorpions 70-х годов были никчемными – они были прекрасными. Но чтобы завоевать привередливый американский рынок, музыкантам группы пришлось сменить не только не вписавшегося в новые музыкальные реалии лидер-гитариста, но и стиль. И это сработало – альбом 1979 года «Lovedrive» стал шедевральным и считается лучшим произведением «скорпов» за все время из существования.

Scorpions "Lovedrive", 1979 г. Японский выпуск на RCA Records
Scorpions "Lovedrive", 1979 г. Японский выпуск на RCA Records

Немецкая группа Scorpions считается зачинательницей классического хэви-металла, и, с одной стороны, так это и было, хотя еще до «Скорпов» делались попытки некоторых известных рок-групп заиграть в этом стиле, например, Judas Priest, чей альбом 1978 года «Stained Class» продемонстрировал некоторые образцы хэви-металла. Также Black Sabbath во второй половине 70-х демонстрировал нечто подобное, но то все был обычный хард, а то и прог-рок, только убыстренный, и сохранивший все свои признаки.

А вот «Скорпионы» уже в 1977-м поняли, что хард-рок, хоть и металлизированный – это не то, что станет модным в новом десятилетии. Понимали это, конечно, и многие другие группы, но англичане и американцы, пребывая в полной уверенности, что именно они являются законодателями будущих рок-мод, не спешили изобретать что-то новое и создавать совершенно иную «инфраструктуру», просто увеличивая насыщенность своего саунда.

А вот немцам деваться было просто некуда. Занять тот рынок, который плотно оккупировали более именитые конкуренты, они были не в состоянии, потому требовалось проявлять креатив. И совсем неспроста именно из Германии на мир вдруг надвинулся так называемый «двухходовый» хэви-метал, который в основном базировался только на двух аккордах, зато стена звука благодаря отказу от всех хард-прог-роковых заморочек, буквально выкашивала все вокруг и пронзала сознание слушателей словно штыком.

Ну, это метафора, конечно, то есть, просто лирика. Но новая музыка и на самом деле была для тех лет революционной.

Американцы и англичане к такой музыке не были готовы, и спохватились они поздно, когда немцы заняли все ключевые позиции на рынке. В 1979-м вышли два альбома двух немецких групп – Scorpions и Accept, выполненных в сугубо металлическом («двухходовом») стиле. В следующем году появился не менее эпохальный альбом швейцарских немцев Krokus, ну а дальше и пошло и поехало.

Американский конверт и вкладка Scorpions "Lovedrive", 1979 г., Mercury Records
Американский конверт и вкладка Scorpions "Lovedrive", 1979 г., Mercury Records

Первыми «двухходовыми» металлистами в Великобритании стали «Присты», а в США, хоть и с некоторым запозданием – «Киссы». Но приоритет немцев в зарождении нового направления никто оспорить уже не смог.

У нас в СССР «Скорпы» начали котироваться только в самом начале 80-х, когда я пребывал в армии. А когда я в конце 1982-го из армии вернулся, эта группа уже ценилась у нас не меньше, чем некогда самые культовые «Зеппелины» или «Пёрплы». И альбом «Lovedrive», который отметил начало новой хэви-металлической эпохи, был уже совсем не новым, после него вышло еще несколько – «Animal Magnetism» и «Blackout». Но «Лавдрайв» ценился выше этих двух, и, в принципе, было за что.

Конверт и вкладка Scorpions "Lovedrive", 1979 г., английский и европейский выпуск на Harvest Records
Конверт и вкладка Scorpions "Lovedrive", 1979 г., английский и европейский выпуск на Harvest Records

Я не буду сейчас рассматривать достоинства и недостатки альбомов Scorpions 1980 и 1982 гг., потому что нас интересует только «Lovedrive». Лично у меня к этому альбому отношение двоякое. С одной стороны он как бы и в подметки не годится предыдущим трем пластинкам – «In Trance» (1975 г.), «Virgin Killer» (1976 г.) и «Taken by Force» (1977 г.), но если из него выкинуть несколько песен типа «ни в коня ни в Красную Армию», то альбом был бы просто прекрасен. В основном, правда, из-за великолепных баллад, потому что на этом альбоме «Скорпы» выдали их целых три, и все три – на мировом уровне. То есть, ни до, ни после они таких прекрасных баллад в таком количестве на альбом не ставили.

Да, были прекрасные баллады у них и до этого, но не настолько четкие и проникновенные, да и не в таком количестве сразу. Именно на этих балладах альбом и держится, и кроме них я отметил бы еще два отличных боевика – «Another Piece of Meat» и «Can't Get Enough». Да, эти боевики и на самом деле хитовые, а не так, чисто для хайпа, они хорошо продуманы и идеально сыграны, не шедевры, конечно, но песни улетные. Таким образом на альбом попало 5 шикарных песен, а три из них, на мой взгляд, никуда не годные.

Европейский и американский лейблы пластинки
Европейский и американский лейблы пластинки

Да, еще забыл про шикарнейший бонус «'Cause I Love You», который хоть и записан в виде демо, но представляет собой, на мой взгляд, совершенно законченную песню. Не понимаю, почему этот бонус не попал даже на сингл – по-моему, это почти шедевр. Но о нем – ниже.

Таким образом повторю – альбом хорош, но совсем не в ключе предыдущих хард-роковых альбомов Scorpions. Поэтому можно считать, что это как бы новая реинкарнация этой группы, и оценивать ее надо без учета прошлых заслуг, весьма сильных, кстати. Но мировой рынок прошлое творчество «Скорпов» не принял, хотя в СССР именно эти старые хардовые альбомы ценились в разы больше, чем новые металлические. Причем я имею в виду не цену, а популярность – «Лавдрайв» можно было на тучу выносить месяцами, и никто на него не клюнул бы, разве что по дешевке, а тот же «Ин Трэнс» или «Вирджин Киллер» уходили слёту.

Российский выпуск Scorpions "Lovedrive" на Santa Records, 1994 г.
Российский выпуск Scorpions "Lovedrive" на Santa Records, 1994 г.

А это о чем говорит? Думаю, о том, что наш меломан сразу почувствовал, что новый «скорповский» металл – это поп-музыка, а старый хард – это классика. Ни «Лавдрайв», ни последующие альбомы классикой так и не стали, и, что самое интересное, все последующие альбомы группы у нас имели плавно снижающуюся популярность.

А на Западе было всё наоборот – все альбомы группы за 80-е годы в США становились «платиновыми», то есть распродавались миллионами. Видать, совершенно разные вкусы у наших и западных потребителей рок-музыки были, да и сегодня различие это весьма существенное.

Да, на мой взгляд, альбом очень потерял от тех песен и прочих композиций, которые я с удовольствием выбросил бы с него. Это «Loving You Sunday Morning», «Coast to Coast» и заглавная «Lovedrive». Нет, может они сами по себе и неплохи, но вот на фоне всех шедевров альбома смотрятся весьма убого. Я эти песни переслушивал многие десятки раз, и мое мнение за почти 40 лет знакомства с ними не изменилось ни на йоту.

Ну, никак эти номера на альбоме не смотрятся. Именно поэтому пластинка «Lovedrive» у меня и не в фаворе, хотя в свое время я отдал за ее виниловое воплощение на западногерманской пластмассе максимум, по которому в 2011-м году у нас на барахолках стоили диски «Скорпов» в очень хорошем состоянии - 15 долларов.

Итак, давайте же наконец посмотрим, где тут и что тут на альбоме. Кстати, на половине альбома на соло-гитаре играет не Маттияс Джабс, которого «Скорпы» рекрутировали взамен мечтательного хард-рокера красавчика Ули Рота, а брат Рудольфа Шенкера – Майкл, который, как известно, был участником группы до 1973 года, и даже успел записать с ней дебютный альбом, а потом долго играл в UFO. На остальных композициях чесал Маттияс.

Дело в том, что альбом записывался как бы в два приема – до гастролей, и после. До гастролей участником группы в качестве соло-гитариста был Майкл, но на гастролях он сильно уставал из-за своих дурных пристрастий к веществам, сами понимаете, каким, и его заменял на сцене Маттияс. После гастролей Майкла турнули, и все, что было записано позже, на гитаре озвучил именно Джабс (или Ябс, кому как хочется). Но гитару Майкла с того, что было уже записано, убирать не стали, а так и оставили альбом, записанный не пятью, а шестью участниками.

Таким образом на композициях №№1, 2, 4, 7 и 8 звучит соло-гитара Майкла Шенкера, а на композициях №№3, 5, 6 и 10 – соло-гитара Маттияса Джабса.

Сторона 1:

1). Loving You Sunday Morning (5:35) «Любить тебя воскресным утром». Какое-то ни то, ни сё. Играют музыканты прекрасно, тут не придраться, но вот сама песня ни рыба ни мясо, в смысле, подошла бы на добивку в какой-нибудь сборник «Скорпов», но никак не для шикарного альбома.

2). Another Piece of Meat (3:30) «Еще один кусок мяса». Шикарный скоростной, даже суперскоростной боевик, музыка барабанщика Германа Раребелла с посильным участием Руди Шенкера. На соло шпарит Майкл Шенкер. Вроде песенка простецкая, но если вслушаться, то тут открывается истинный шедевр, причем на уровне прежних, старых хард-роковых «Скорпов», никакого металла я тут что-то не услыхал.

3). Always Somewhere (4:54) «Всегда где-то». И еще один шик и блеск, на этот раз от Рудольфа Шенкера. И если учесть, что все баллады на диске написал исключительно он (я имею в виду музыку, а не тексты), то мы приходим к давно известному выводу – Р. Шенкер класс гениальности имеет один из высоких не только в рок-музыке, но и во всем популярно-музыкальном пространстве.

4). Coast to Coast (4:40) «От берега до берега». А это второе «бревно», испортившее диск. Зачем оно было написано – для меня полная загадка. Ну ладно, записали – так записали, но зачем на диск тулить? На синглах что ли места мало? Правда, мы тут слышим шикарное соло Майкла Шенкера, но, как говорится, один петух солнце не зажжет, а одно соло не сделает весь музыкальный номер.

Сторона 2:

5). Can't Get Enough (2:35) «Не могу насытиться». Второй шикарнейший суперскоростной боевик, на этот раз с соло Маттияса. Песню (то есть музыку) написал единолично Руди Шенкер, как, впрочем, и все остальные песни на альбоме, за исключением №2, о которой я уже упомянул. Ну, что сказать? Полный шик, полный блеск, и никакого вам металла, чистый хард-рок.

6). Is There Anybody There? (3:55) «Там кто-нибудь есть?». Еще одна шикарная баллада, правда, тут «Скорпы» пошли на эксперимент – сделали мелодию в стиле регги и покрыли это все скрипящими чисто металлическими гитарами. Лично я считаю, что эксперимент получился очень удачным. Песня стала нетленной классикой.

7). Lovedrive (4:48) «Драйвовая любовь». Третье «бревно» с претензией на оригинальность, но создается ощущение, что писалась она не для Клауса Мейне, а, по крайней мере, для Ронни Дио. Клаус тут не тянет, хотя продюсер сделал все, чтобы вокал не казался фальшивым. В общем, не нравится мне эта композиция, тем более что и Майкл Шенкер запутался в своем соло, и до самого его окончания так и не смог выпутаться из массы звуков, которые произвела его гитара.

8). Holiday (6:31) «Праздничный день». Ну, это такой шедевр, что и комментировать нет смысла. Это баллада баллад, даже сам Король Баллад Ричи Блэкмор не смог бы написать ничего проникновеннее. Первоначально песня была в полтора раза длиннее – более 9 минут, но для альбома ее сильно сократили. Именно этот вариант я и представил на ролике ниже – там в конце большая масса самых разных соло Майкла, и тихих, и громких, и даже пронзительных.

Бонус:

9). 'Cause I Love You (4:31) «Потому что я люблю тебя». Шикарный чисто металлический боевик, который даже на сингле почему-то не вышел, а появился уже на гораздо более поздних переизданиях альбома «Lovedrive». Считаю, что эта песня была бы истинным украшением альбома, особенно если бы ее поставили первым номером («открывашкой»).

И вот тут кто-то спросит меня – а почему альбом считается металлическим, если все баллады – это музыкальная лирика, не имеющая особо выраженного стилевого направления, а два суперскоростных боевика – чистый хард-рок, хоть и суперскоростной?

А вот в этом и заключается заковыка, что металлическими являются как раз те три композиции, которые я назвал «брёвнами». Ну, и еще бонусная песня, но она предстала перед фанатами «Скорпов» слишком поздно для того, чтобы на что-то повлиять.

Ну, а вот в следующем, 1980-м, Scorpions выпустили «Animal Magnetism», практически весь альбом в жанре хэви-метал, как бы развивая металлические идеи «Лавдрайва». Но то уже совсем другая история.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ SCORPIONS НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Scorpions «In Trance», 1975 г. ~ самый настоящий дебют группы, мощный и прекрасный, но никем не замеченный

Альбом «Taken by Force» 1977 года ~ творческая вершина Scorpions, которую они так и не перепрыгнули

Scorpions «Blackout», 1982 г. ~ 5-й по шикарности альбом группы, правда, продюсер подкачал со звучанием барабанов

Альбом Scorpions «Love at First Sting», 1984 г., был записан с Джимми Бэйном и Бобби Рондинелли, оба ранее работали в Rainbow

Дебютный альбом «Scorpions» издавался под 6 разными названиями и с 8 разными конвертами. Это рекорд!