Это из той серии, в которой я пишу об освещении истории России в американских школах. Например, как преподносят её мои коллеги американским ученикам, для которых история России - такое же отдалённое понятие, как история какой-нибудь Венесуэлы для учеников русских?
Меня совсем недавно поразило то, что Россия в американских школьных учебниках всегда шла в какой-то незаметной, на первый взгляд, связке с германскими народами, которые, по убеждению нашего любимого Задорнова, - те же славяне, только онемеченные. (Эта задорновская деталь, к сожалению, - пустой звук для американских учеников.)
Что именно читаем мы с учениками про историю России в американских учебниках? Германские северяне участвовали чуть ли не в основании Киевской Руси (этого взрывоопасного и печального оксиморона наших дней). Немцы пытались обратить славян в католичество, но потерпели поражение. Немцами восхищался Пётр Первый, но выстраивал свою империю, которая в конце концов схлестнулась с Пруссией во второй половине XVIII века.
Потом начинается интересная глава российско-немецких отношений, в которой собравшая себя по кусочками Пруссия, создала в XIX веке мощный Второй Рейх, но решила не играть с огнём, то есть не будить русского медведя. После разгромной победы над Францией (сильно унизившей проигравших), самой главной целью канцлера Бисмарка была дружба с Россией во избежание дружбы Франции с Россией.
Когда же кайзер Вильгельм Второй отправил Бисмарка на заслуженный отдых, внешняя политика Германии очень быстро развернулась против России, то есть в пользу союза Франции и России. Остальное - детали, приведшие к Первой Мировой. Генетически родственные императоры России и Германии пошли войной друг на друга на радость другой родне в Англии.
В XX веке упор в наших учебниках снова делается на противостоянии немцев и русских, уже в виде СССР и Третьего Рейха. Почему-то именно эта глава истории больше всего нравится моим американским ученикам. Вторая по популярности глава - история холодной война, которая снова разыгрывалась вокруг немцев, а именно вокруг маленького послевоенного Берлина.
Сдача Горбачёвым ГДР для оприходования её западными немцами тоже занимает видное место в американских учебниках. Именно падение берлинской стены 9 ноября 1989 года является для американцев официальным концом холодной войны и триумфальной победой западной свободы над коммунизмом. Развал СССР в 1991 году заслуживает всего пару предложений в наших учебниках и в США мало кого интересует.
Вдруг в XXI веке объединённая Германия и "свободная" Россия снова оказываются в привычной связке, символом которой является бывший канцлер Шредер в совете директоров Газпрома под чутким присмотром лидера России, свободно владеющего немецким. Связь между Германией и Россией здесь такая же тесная, как когда-то между канцлером Бисмарком и императором Александром.
Самые внимательные мои ученики, не забившие ещё на учёбе под самый конец учебного года, хорошо понимают зависимость немецкой промышленности от российских энергоресурсов и прекрасно понимают последствия разрыва этой зависимости. Топить дровами легендарные автоконцерны Германии будет очень трудно. Где тогда брать энергоресурсы? Из какого заветного Лебенсраума (Lebensraum)?
На этом месте история отношений между русскими и немцами, видимо, повторится. Неизвестно только, при каком новом раскладе сил.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание (и возможность) поддержать канал, жмите сюда. До новых встреч!
Перепечатка статьи или её фрагментов должна сопровождаться ссылкой на этот материал, а не просто упоминанием моего канала. Заранее благодарю за уважение чужого авторского права.