Найти тему

КНИГА «БУДО РЭНСЮ»: КЛЮЧИ К ТЕХНИКЕ АЙКИДО УЭСИБЫ МОРИХЭЯ

Уэсиба Морихэй (植芝 盛平, 1883 – 1969), основатель айкидо, никогда не прилагал особых усилий для обучения тому, что он делал. Действительно, в отличие от других мастеров, он, казалось, не давал технических объяснений, и когда он говорил, его слова были в основном сосредоточены на философии, а не на технике. Существует также очень мало прямых источников информации, описывающих его техники, за исключением некоторых видео и фотографий (в том числе книга 1938 года под названием «Будо», но различные доступные издания довольно неполны и/или плохо организованы), но не было настоящего учебного руководства. Похожее на это можно найти в книге Айки-дзюдзюцу Дэнсё (合気柔術伝書, книга айки-дзюдзюцу), опубликованной в 1934 году и более известной как Будо Рэнсю (武道練習, Практика будо). В этой статье я хотел бы вернуться к истокам этой книги, объяснить, почему она так важна, и выдвинуть предположение о том, что её содержание может принести в контекст айкидо, которое продолжает развиваться.

Создание Будо Рэнсю

Написание этой книги было вдохновлено работой молодой студентки факультета искусств из Японского женского университета (日本女子大, Нихон Дзёси Дайгаку) по имени Кунигоси Такако (国 越 孝子, 1911–2000). Начиная с первых занятий в Хомбу Додзё в 1933 году, она взяла за привычку, вернувшись домой после тренировок, зарисовывать техники, которые она изучила, чтобы лучше их запомнить. Качество ее рисунков быстро заметили ее одногруппники, а затем и сам Уэсиба Морихэй, который в конце концов позволил ей рисовать в додзё, а не которые из ее соучеников иногда даже позировали ей. Постепенно идея создания книги, взяв за основу её работу, материализовалась, и после вечерних занятий в додзё были организованы специальные занятия. Во время них Ёнэкава Сигэми (米川成 美, 1910 - 2005), Фунахаси Каору (舟橋薫, 1913 - 1940) и Томики Кэндзи (富木謙治, 1900 - 1979) демонстрировали техники, в то время как Уэсиба Морихэй давал инструкции, а Кунигоси рисовала.

Кунигоси Такако бросает Ёнэкаву Сигэми. Фотография взята из статьи, опубликованной в 1935 году в журнале «Сюкан Асахи».
Кунигоси Такако бросает Ёнэкаву Сигэми. Фотография взята из статьи, опубликованной в 1935 году в журнале «Сюкан Асахи».

Вся эта работа заняла меньше года и оставалась более или менее под непосредственным наблюдением Уэсибы Морихэя, который в некоторых случаях давал Кунигоси прямые указания исправить определенные моменты или положения на её рисунках. Количество техник, практиковавшихся в то время, и их сложность были намного выше, чем сегодня, и это в сочетании с тем, что Кунигоси была новичком, делало эту задачу особенно трудной.

В момент броска я говорила: «Подождите секундочку» и потом становилось понятно, что происходит. Затем дома я дорабатывала детали. (Интервью Стэли Пранина с Кунигоси Такако Стэнли Пранином. Aiki News # 47, апрель 1982 г.)

«Эти рисунки действительно трудно было делать! Мне пришлось проделать все это дважды. И все же я чувствовала, что кое-какие проблемы остались. Вторая книга так и не была напечатана, но… Во всяком случае, именно эта версия имеет первые рисунки». (Интервью Стэли Пранина с Кунигоси Такако . Aiki News # 47, апрель 1982 г.)

Жаль, что вторая версия этих рисунков так и не была обнародована. В самом деле, книга действительно содержит ряд неточностей или даже ошибок.

Пример рисунков Кунигоси Такако. Обратите внимание на несоответствие в положении левой руки Тори, которая находится между руками Укэ на первом рисунке и заканчивается поверх рук на втором рисунке. В объяснении не упоминает о смене рук и просто переводится как: «Тори: захватил верхнюю часть левой руки правой рукой». Ошибку легко заметить, так как эти рисунки очень близко соответствуют технике даки-дзимэ из первого базового арсенала техник Идори Иккадзё Дайто-рю айки-дзюдзюцу, где руки Тори действительно остаются между руками Укэ от начала до конца техники. Обратите внимание, что эта ошибка будет исправлена в более поздних версиях Будо Рэнсю, включая версию 1997 года.
Пример рисунков Кунигоси Такако. Обратите внимание на несоответствие в положении левой руки Тори, которая находится между руками Укэ на первом рисунке и заканчивается поверх рук на втором рисунке. В объяснении не упоминает о смене рук и просто переводится как: «Тори: захватил верхнюю часть левой руки правой рукой». Ошибку легко заметить, так как эти рисунки очень близко соответствуют технике даки-дзимэ из первого базового арсенала техник Идори Иккадзё Дайто-рю айки-дзюдзюцу, где руки Тори действительно остаются между руками Укэ от начала до конца техники. Обратите внимание, что эта ошибка будет исправлена в более поздних версиях Будо Рэнсю, включая версию 1997 года.

Хотя занятия рисованием облегчали ее работу, Кунигоси приходилось работать очень быстро. Она рисовала круг для головы и прямые линии для остальных частей тела, добавляя лица, кэйкоги и хакама только после того, как возвращалась домой.

Изображение обложки Будо Рэнсю, которое появляется в японской биографии Уэсибы Морихэя, написанной его сыном Уэсибой Киссёмару (植芝 吉祥丸, 1921-1999). Интересно, что легенда в этом издании 1977 года указывает на то, что Будо Рэнсю датируется 1932 годом.
Изображение обложки Будо Рэнсю, которое появляется в японской биографии Уэсибы Морихэя, написанной его сыном Уэсибой Киссёмару (植芝 吉祥丸, 1921-1999). Интересно, что легенда в этом издании 1977 года указывает на то, что Будо Рэнсю датируется 1932 годом.

Объяснения, дававшиеся во время этих занятий, были комментариями некоторых учеников, включая г-на Миуру и г-на Такамацу. Томики Кэндзи, продвинутый ученик, который начал свое обучение у О Сэнсэя в 1926 году и который в то время был постоянным секретарем Кобукана, отвечал за редактирование книги. Вполне вероятно, что он написал большую часть текста, и Нарияма Тэцуро (成山 哲郎, 1947–), непосредственный ученик Томики, даже предположил, что почерк в книге принадлежит его учителю.

Уэсиба Морихэй Томики Кэндзи (1935)
Уэсиба Морихэй Томики Кэндзи (1935)

Техническое содержание и функции книги

Книга содержит 218 страниц и содержит всего 166 техник. Когда я впервые прочитал её, я понял, что большинство содержащихся в ней техник напоминают техники Дайто-рю айки-дзюдзюцу, которым я научился у своих учителей Тиба Цугутака (千葉 紹隆, 1931-2017) и Кобаяси Киёхиро (小林 清泰, 1941 -), особенно из хидэн мокуроку (秘 伝 目録, секретный каталог)(1) .

Я также помню, что когда я взял книгу с собой в город Вакимати, чтобы показать её старым практикующим Дайто-рю Айки-дзюдзюцу в Сикоку Хомбу (додзё Тиба Цугутаки), все они подумали, что это руководство по Дайто-рю айки- дзюдзюцу. Еще более удивительным является тот факт, что Хиса Такума (久 琢磨, c.1895-1980), ученик Уэсибы Морихея, а затем Такэда Сокаку (武田 惣 角, 1859-1943), в основном копировал технические объяснения «Будо Рэнсю», когда писал в 1940 году свой учебник по Дайто-рю айки-дзюдзюцу под названием «Каннагара-но Будо» (惟神の武道). Это руководство до сих пор распространяется среди продвинутых учеников Такумакай (琢磨会). Я сравнил их, и их техническое содержание действительно очень похоже. Следует отметить, что фотографии, содержащиеся в книге Хиса, в основном взяты из «Содэн» (総伝), другого сборника, вся первая половина которого перечисляет техники, которым учил Уэсиба Морихей в 1930-х годах.

Экземпляр книги «Каннагара но будо», которую я получил от своего учителя Кобаяси Киёхиро.
Экземпляр книги «Каннагара но будо», которую я получил от своего учителя Кобаяси Киёхиро.

Также следует отметить, что каждая техника представлена лишь очень небольшим количеством рисунков, и многие ключевые фазы каждого движения отсутствуют. Поэтому совершенно бессмысленно пытаться воспроизвести или, что еще хуже, «воссоздать» техники, поскольку некоторые могут поддаться соблазну сделать это, даже если у них нет для этого необходимых основ и знаний. На YouTube есть несколько видеороликов об айкидоках, которые пытаются сделать именно это, и неудивительно, что результат действительно плохой. С другой стороны, для того, кто знаком с Дайто-рю айки-дзюдзюцу, эти техники довольно понятны. Мне повезло оказаться в этой ситуации, и я недавно пришел к мысли использовать эту книгу, чтобы помочь практикующим айкидо исследовать важные и малоизвестные технические моменты, пытаясь при этом оставаться верным духу практики О-сэнсэя.

Пример техники ура-отоси (в Дайто-рю айки-дзюдзюцу – Иккадзё Хандза Хандати). Обратите внимание на работу ног, которая полностью отсутствует в книге. В этом движении есть много других деталей, но моя цель здесь не объяснить их, а проиллюстрировать, что позволяют увидеть книжные рисунки, а что нет. Обратите также внимание, что в Иккадзё эта техника обычно выполняется, когда партнер захватывает левую руку (из-за ношения меча), а не правую. Поэтому я развернул фотографии из моего собственного учебного пособия по Дайто-рю айки-дзюдзюцу так, чтобы сторона соответствовала рисункам представленным в «Будо Рэнсю».
Пример техники ура-отоси (в Дайто-рю айки-дзюдзюцу – Иккадзё Хандза Хандати). Обратите внимание на работу ног, которая полностью отсутствует в книге. В этом движении есть много других деталей, но моя цель здесь не объяснить их, а проиллюстрировать, что позволяют увидеть книжные рисунки, а что нет. Обратите также внимание, что в Иккадзё эта техника обычно выполняется, когда партнер захватывает левую руку (из-за ношения меча), а не правую. Поэтому я развернул фотографии из моего собственного учебного пособия по Дайто-рю айки-дзюдзюцу так, чтобы сторона соответствовала рисункам представленным в «Будо Рэнсю».

В соответствии с тем, как раньше использовались мокуроку, Уэсиба Морихэй предлагал книгу людям, которых он считал достойными, и они клали 5 йен(3) на алтарь додзё в знак благодарности. Некоторые из его довоенных учеников, такие как Акадзава Дзэндзабуро (赤沢善三郎, 1920–2007), Кунигоси Такако и Танака Бансэн (田中万川, 1912–1988) упоминали, что Морихэй награждал этой книгой (а позже книгой «Будо», 1938 г.) в качестве замены или в дополнение к свидетельству об уровне мастерства. Итак, мы видим, что эта книга была своего рода обновлением старой системы макимоно (свитков), которая является еще одним примером довольно реформистского характера Уэсибы Морихэя.

Последняя страница Айки-дзю-дзюцу дэнсё, датированная 1934 годом, показывает его статус как лицензионного документа Дайто-рю айки-дзюдзюцу.
Последняя страница Айки-дзю-дзюцу дэнсё, датированная 1934 годом, показывает его статус как лицензионного документа Дайто-рю айки-дзюдзюцу.

Интересно, что из интервью со вторым Досю Уэсиба Киссёмару мы можем узнать, что книга «Будо Рэнсю» была задумана как первая из серии книг. Учитывая, что большая часть её содержания охватывает основной репертуар Дайто-рю айки-дзюдзюцу, вполне вероятно, что следующий том должен был посвящен высшим техникам.

«Будо Рэнсю» было опубликовано в виде первой книги из серии нескольких томов, но оказалось, что это первый и последний.

Киссёмару - Досю и школа Дайто-рю высказывают свое мнение! Aiki News # 79, январь 1988 г.

Тем не менее, по словам Уэсибы Киссёмару, оригинальная книга была издана тиражом 500 или 600 экземпляров. За эти годы последовали и другие переиздания с некоторыми модификациями, сделанными для публичного распространения. Одно из них, двуязычное издание на японском и английском языках под названием «Budo Training in Aikido» (武道練習 (合気道)), было разработано издательством Minato Research (Исследования Минато, 港リサーチ株式会社), которое теперь известно под названием Sugawara Institute of Martial Arts. (Институт боевых искусств Сугавара, 株式会社菅原総合武道研究所). Похоже, что в этой версии исправляются некоторые несоответствия между текстом и рисунками, которые были обнаружены в исходной версии. Однако нет уверенности в том, что все существующие версии были одобрены Уэсибой Морихэй.

Также была скопирована первая версия. Это было немного проблематично, потому что это произошло без консультации с О-сенсеем.

Тада Хироси (多 田 宏, 1929 -) из «Интервью с Тада Хироси сиханом: жизнь для развития Ки»

Неудачная продажа переиздания 1978 года привели Уэсибу Киссёмару к выводу, что публика, по-видимому, мало интересовалась историческими материалами такого типа. Это может объяснить тот факт, что Айкикай никогда не публиковал никаких других книг, в которых перечислялись бы техники Уэсибы Морихэя.

Что эта книга говорит нам об айкидо О-Сэнсэя?

Мало кто сомневается в том, что айкидо Уэсибы Морихэя заимствует большую часть его технического содержания из Дайто-рю айки-дзюдзюцу, но все еще широко распространено мнение, что существует такая вещь, как довоенное и послевоенное айкидо, особенно после отъезда Уэсибы в Ивама, где айкидо якобы было «завершено». Однако многие элементы свидетельствуют о том, что О-Сэнсэй никогда не менял техники Дайто-рю айки-дзюдзюцу на фундаментальном уровне, и уж во всяком случае не ключевые моменты (принципы) техник. «Будо Рэнсю» - одно из самых убедительных доказательств этого.

Недавно Крис Ли (инструктор в Айкидо Сангэнкай, Гавайи) обнаружил еще одну забытую книгу Уэсибы Морихэя, опубликованную Фондом Айкикай в 1954 году под названием «Айкидо Маки-но Ити» (合氣道 巻之壹, Первый том айкидо). Как отмечает Крис, это первая книга, приписываемая О-Сэнсэю, которая носит название айкидо. Как и в своё время «Будо Рэнсю», она служила в качестве памятки и выдавалась Уэсибой Морихэем некоторым из его учеников, когда они достигли определенного уровня.

Чтобы получить её, нужно было получить разрешение О-Сэнсэя. Для меня это случилось, когда я достиг того, что теперь называется сёдан.

Хикицути Митио (引土 道 道, 1923 - 2004) из «Интервью с Хикицути Митио»

Кобаяси Киёхиро также получил копию «Айкидо Маки-но ити» после того, как его учитель Хиса Такума рекомендовал ему пройти период интенсивных тренировок в Айкикай в начале 1960-х годов. Этот документ, конечно, интересен с исторической точки зрения, но еще удивительнее то, что при ближайшем рассмотрении можно заметить, что в нем воспроизведено очень большое количество рисунков из «Будо Рэнсю», а это значит, что Уэсиба Морихэй считал, что техники Дайто-рю айки-дзюдзюцу, перечисленные в «Будо Рэнсю», все еще были актуальны в качестве справочных материалов для послевоенных практиков. Поэтому это формально противоречит идее, что существовало такое понятие, как довоенное и послевоенное айкидо. Напротив, это подтверждает тот факт, что О-Сэнсэй всю свою жизнь занимался Дайто-рю айки-дзюдзюцу. Обратите внимание, что хотя его практика не изменилась, его преподавание и философия изменились глубоко.

Слева: 14-я техника из «Будо Рэнсю» (1934). Справа: 10-я техника айкидо из «Маки-но ити» (1954). Рисунки и объяснения идентичны.
Слева: 14-я техника из «Будо Рэнсю» (1934). Справа: 10-я техника айкидо из «Маки-но ити» (1954). Рисунки и объяснения идентичны.

Существуют и другие доказательства, подтверждающие это утверждение. Например, в этом видео, подготовленном Aikido Journal, мы можем увидеть, как Сайто Морихиро (斉藤守弘, 1928–2002) демонстрирует техники из военного руководства Будо, опубликованного Уэсибой Морихэй в 1938 году. Сайто Морихиро был ближайшим учеником О-сенсея в так называемый период Ивама, но он объясняет здесь, что техники, которым он научился в то время, все еще были очень похожи на довоенные. Кроме того, в другом видео, в котором рядом друг с другом представлены довоенные и послевоенные техники, сходство поразительно. Наконец, сегодня мы знаем, что Уэсиба Морихэй продолжал использовать название Дайто-рю айки-дзюдзюцу в ряде официальных документов даже после войны, хотя название «айкидо» было официально зарегистрировано еще в 1942 году.

Я приехал сюда [в Ивама додзё] в возрасте 12 лет, кажется, это было 1 июня 1949 года. […] И заголовок в моих регистрационных документах был «Регистрация в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу». Вот что я подписал.

Исояма Хироси (磯 山 博, 1937 -) из «Интервью с Исоямой Хироси сиханом, мастером Ивама Додзё»

Если взглянуть на проблему с другой стороны, демонстрация Уэсибы Морихея, состоявшаяся в Осаке в 1935 году, ясно показывает, что все так называемые «современные» элементы (нагарэ, длинные проекции и т. д.), из его Айки, уже присутствовали задолго до его отъезда в Ивама.

Различия между «Будо Рэнсю» и «Айкидо Маки-но ити»

Как и в случае с «Будо Рэнсю», существует несколько изданий книги «Айкидо Маки-но ити», последнее из которых, насколько мне известно, датировано 1956 годом, недавно обнаруженное Ёкояма Синдзиро и описано в февральском выпуске журнала «Hiden Budo & Bujutsu» за 2019 год. Что касается различий между двумя работами, «Айкидо Маки-но ити» содержит 144 страницы вместо 218 оригинальных и перечисляет 137 техник вместо 166. Все ссылки на милитаризм, первоначально обнаруженные в «Будо Рэнсю», были удалены из «Айкидо Маки-но ити». Крис Ли утверждает, что персонажи, нарисованные в Айкидо «Айкидо Маки-но ити», менее суровы, чем в «Будо Рэнсю», но, честно говоря, сравнивая друг с другом каждый рисунок, я не думаю, что разница настолько заметна, и если таковая имеется, она никоим образом не может быть обобщена ко всей книгу. В «Айкидо Маки-но ити» содержится раздел, озаглавленный «Понимание практики» (練習上の心得), который показывает, что книга гораздо больше ориентирована на практику, чем на примеры использования. Также следует отметить, что Уэсиба Морихэй считается издателем, а автором является некий Уэсиба Коэцу (植芝康悦), которое на самом деле является именем при рождении Уэсибы Киссёмару. Ёкояма предполагает, что, по словам одного из его знакомых, который был современником того времени, в этой книге мог быть записан сам Киссёмару. Также, по его словам, в написание книги был вовлечен Ямагути Сэйго (山口 清吾, 1924–1996), и что именно Кунигоси Такако воспроизвела его на своих оригинальных иллюстрациях.

По его словам, в создании книги участвовали два человека. Первый человек - Кунигоси Такако, нарисовавшая иллюстрации. Так как она создавала иллюстрации в «Будо Рэнсю», она также редактировала рисунки «Айкидо Маки-но ити». Другим человеком был Ямагути Сэйго.

Ёкояма Синдзиро, «Хидэн Будо и Будзюцу», февраль 2019 г.

Учитывая название книги, вполне возможно, что может существовать второй том «Айкидо Маки-но ни», который, вероятно, охватывает философию айкидо. Однако никаких доказательств его существования представлено не было. Очень интересно отметить, что в отличие от «Будо Рэнсю», заключение «Айкидо Маки-но ити» не содержит никаких упоминаний, предполагающих, что книга служила лицензионным документом. Считается, что О-Сэнсэй начал использовать систему рангов дан примерно в 1940 году, и вполне возможно, что с времён Айкикай пожелал выдавать звания только в рамках системы дан.

С технической точки зрения, на нескольких страницах с рисунками в «Айкидо Маки-но ити» содержатся изменения по сравнению с их оригинальными версиями в «Будо Рэнсю». К десяти страницам были добавлены изображения фаз техник, отсутствующие в техниках «Будо Рэнсю» (эти страницы содержали только два или три рисунка на каждую технику). Одна техника дополнена рисунком, иллюстрирующим атаку, четыре техники дополнены по одному рисунку, каждый из которых показывает иммобилизацию, три техники – проекцией изображения, а две техники дополняются дополнительной промежуточной страницей с рисунками, чтобы показать переход между позами. Шесть рисунков, иллюстрирующих атаки, были удалены, а три других были существенно изменены.

Пример дополнительных рисунков, добавленных в «Айкидо Маки-но ити», чтобы показать ключевые фазы движений. Опять же, изучавший Дайто-рю айки-дзюдзюцу мог легко выполнить эту технику без недостающего рисунка.
Пример дополнительных рисунков, добавленных в «Айкидо Маки-но ити», чтобы показать ключевые фазы движений. Опять же, изучавший Дайто-рю айки-дзюдзюцу мог легко выполнить эту технику без недостающего рисунка.

Книга содержит восемь техник, которых не нет в «Будо Рэнсю». Интересно, что все они представлены в тати-вадза (техника в положении стоя) и включают в себя:

сёмэн ути – ирими нагэ (техника № 24)

ёкомэн учи – ирими нагэ (техника № 26)

катадори - (техника № 40)

гяку ханми кататэ дори – ирими нагэ (техника № 45)

гяку ханми кататэ дори – карада-но хэнка (техника № 46)

гяку ханми кататэ дори - сихонагэ (техника № 52)

рётедори - сихонагэ (техника № 55)

усиро эри хидзи дори - ирими (техника № 77)

Восемь техник из «Айкидо Маки-но ити»
Восемь техник из «Айкидо Маки-но ити»

Это единственные различия между техниками Уэсибы Морихэя до и после войны, которые можно найти в этих книгах. Обратите внимание, что на самом деле граница появления этих техник в практике Морихэя — это не обязательно война и, конечно, не период Ивама. Например, сёмэнучи ириминагэ можно найти в третьем томе «Содэн», который является одним из томов, в котором показаны техники, которым Уэсиба Морихей преподавал между 1933 и 1936 годами.

Сёмэн ути ирими нагэ из в третьего тома «Содэн» (фотография сделана между 1933 и 1936 годами)
Сёмэн ути ирими нагэ из в третьего тома «Содэн» (фотография сделана между 1933 и 1936 годами)

Та же техника присутствует в книге «Будо» 1938 года. Однако, насколько я могу судить, в наборе фотографий 1936 года, сделанных в Нома Додзё, ее нет.

Сёмэнути ириминагэ в книге 1938 года под названием «Будо».
Сёмэнути ириминагэ в книге 1938 года под названием «Будо».

Ясно, что, несмотря на эти небольшие различия, техники Уэсибы Морихэя, содержащиеся в «Будо Рэнсю», являются верными представлениями о его практике, независимо от периода, и они составляют неотъемлемую часть его наследия. Более того, эти приемы никогда не терялись и не забывались, даже если они не были исчерпывающе переданы его непосредственными учениками последующим поколениям. К счастью, нет необходимости пытаться заново изобретать их, поскольку они сохранились в учении Дайто-рю айки-дзюдзюцу таких учителей, как Хиса Такума и Накацу Хэйдзабуро (中津平三郎, 1894-1960), которые были учениками Уэсибы Морихэя, а затем Такэды Сокаку в 1930-х годах.

Чему мы можем научиться сегодня у «Будо Рэнсю»?

Я думаю, что по самой своей природе и способу публикации «Будо Рэнсю» является наиболее важным источником информации о технике Основателя айкидо. Имея правильные ключи, можно взглянуть на техники старого Айки, содержащиеся в учебнике «Будо Рэнсю», и попытаться раскрыть содержащиеся в них секреты, чтобы отшлифовать и развить наше так называемое «современное» айкидо. Вопреки мнению некоторых, эти два понятия не исключают друг друга.

Будучи практикующим айкидо, а также Дайто-рю айки-дзюдзюцу, мне посчастливилось подробно изучить многие техники «Будо Рэнсю», а мой учитель, Тиба Цугутака, проинструктировал меня, как преподавать их айкидокам. Поэтому часть своих семинаров я посвящаю этому виду работы.

Частное занятие с Тиба Цугутака в рамках подготовки к моим летним семинарам в 2014 году.
Частное занятие с Тиба Цугутака в рамках подготовки к моим летним семинарам в 2014 году.

Хотелось бы прояснить, что речь идет не о «смешивании» практик Дайто-рю айки-дзюдзюцу и айкидо, ни о их духе или арсенале, а о понимании их общей этимологии, общих точек соприкосновения, а также некоторых общих ключевых различиях, потому что они действительно есть. Кроме того, внешняя форма моего айкидо сильно отличается от моих техник Дайто-рю айки-дзюдзюцу, и я никогда не показываю свою работу по Дайто-рю айки-дзюдзюцу на видео, так как правила моей школы запрещают это. С другой стороны, я думаю, что ключевые моменты этих древних и оригинальных техник можно изучить и применить в любой форме «айки» (в первоначальном смысле этого слова), что приведет к более исторически точным и более механически эффективным техникам.

Прелесть этой работы по историческому исследованию заключается в том, что речь не идет об изменении формы или стиля практикующих, поскольку основное внимание уделяется принципам. Более того, это исследование происхождения айки позволяет лучше понять причины технических различий между различными линиями передачи, выросшими из учения Уэсибы Морихэя. Следовательно, мы перестаем воспринимать эти различия как ошибки, как это, к сожалению, часто бывает, если судить по незнанию. Поступая таким образом, мы становимся более образованными и более терпимыми к практике, которая отличается от нашей, и мы можем объединиться вокруг общих принципов. Я надеюсь, в небольшом масштабе, поддержать это.

  1. Хидэн мокуроку (秘伝目録, секретный каталог) — это набор из 118 техник первого уровня Дайто-рю айки-дзюдзюцу, организованных в пять кадзё (条, разделы) и представляющих собой технический прогресс равный пятому дану.

2. Мокуроку (目録) можно перевести буквально как каталог. Поэтому в боевых искусствах мокуроку - это каталог техник, но он также дается как доказательство уровня или ранга практикующего.

3. 5 иен в 1934 году соответствовали примерно 70 долларам сегодня.

Guillaume Erard. BUDO RENSHU: THE TECHNICAL KEY TO UESHIBA MORIHEI’S AIKIDO

ПОЛЕЗНОЕ и ИНТЕРЕСНОЕ:

КРОВАВАЯ ТРАДИЦИЯ САМУРАЕВ: ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ11 апреля 2022