Период Сэнгоку
Начиная с десятого века, о Японии нельзя сказать, что она жила в мире. Но в 1467 году вся страна была охвачена хаосом, который стал известен как Сэнгоку дзидай (Период воюющих провинции, длившийся примерно с 1467 по 1568 год н. э.). Это было время, когда все социальные классы были охвачены войной. Феодальные владения иногда лишались почти всех здоровых мужчин, которые нанимались в качестве нобуси (наемники), призывались в армию или погибали в бою. В результате этой безудержной войны женщины часто становились последней защитой городов и замков.
В этот период есть сведения о женах полководцев, одетых в яркие доспехи, которые возглавляли отряды женщин, вооруженных нагинатой. Например, в рассказе Бити Хёранки, жена Мимура Котоку, потрясенная массовым самоубийством оставшихся в живых женщин и детей в осажденном замке ее мужа, вооружилась и повела восемьдесят три солдата против врага, «вращая своей нагинатой. как водяное колесо». Она бросила вызов генералу Ура Хёбу, сидевшему на коне, но он отказался, заявив, что женщины непригодны в качестве противников для настоящих воинов. Испугавшись, он попятился назад, говоря себе под нос: «Она демон!». Котоку отказалась отступить, но пока солдаты Хёбу атаковали ее, он сбежал. Она прорвалась сквозь нападавших и вернулась в замок.
Вероятно, именно в это время и возник образ женщины-воина с нагинатой. Однако, как писала Ядзава Исао, глава школы Тода-ха Буко-рю в шестнадцатом поколении (в 1916 году), главным оружием большинства женщин в эти ужасные времена была не нагината, а кинжал кайкэн, который женщины буси всегда носили с собой. Ядзава рассказывает, что от женщины обычно не ждали, что она будет драться кинжалом. Вместо этого от нее требовалось покончить жизнь самоубийством, следуя обычаям ритуала, как мужчины-воины при исполнении сэппуку. Это было известно, как дзигай. В сэппуку мужчина должен был показать свою непоколебимость перед лицом невообразимой боли, выпотрошив себя. В дзигай у женщин был метод, при котором смерть наступала относительно быстро. Обычно они связывали ноги и перерезали яремную вену, чтобы не вызвать уродливого искажения черт лица и не принять не пристойную позу, которая оскорбило бы достоинство женщины после смерти.
Жена самурая совершает дзигай
Женщины не тренировались использовать кайкэн в сложных боевых техниках. Если женщину заставляли драться, она должна была схватить рукоять кинжала обеими руками, плотно прижать торец рукояти к животу и бежать вперед, чтобы нанести удар врагу всем своим весом. Она должна была стать на мгновение живым копьем. Женщина не должна была смело обнажать клинок и бросать вызов врагу. Ей нужно было найти способ застать его врасплох. Если ей это удавалось, её, скорее всего, было не остановить. Однако чаще всего женщина не могла рассчитывать на то, что встретится лицом к лицу с одним врагом, и даже тогда у нее не было преимущества внезапности. Если бы ее схватили живой, даже после убийства нескольких врагов, ее бы изнасиловали, забрали в плен или иным образом опозорили. Согласно жестоким убеждениям этого периода, женщины тем самым позволяли стыду закрепиться к их имени. Единственным спасением от того, что считалось позором, была смерть от собственной руки.
Период Эдо: вынужденный мир
К середине семнадцатого века, когда Япония, наконец, пришла к принудительному миру под авторитарным правлением сёгуната Токугава, потребность в оружии уменьшилась. Бурная энергия класса воинов сдерживалась запутанным кодексом поведения, основанным на законах, регулирующих поведение, соответствующее каждому уровню общества. Недоаботанные кодексы более ранних годов были систематизированы в доктрину Бусидо - «Пути Воина». Самопожертвование, честь и верность стали незыблемыми идеалами, сосредоточивая энергию военного класса на новой роли управляющих бюрократов и полицейских агентов в обществе, находящемся в условиях насильственного тоталитарного мира. Роль воина была мифологизирована, а определенные образы стали идеалом для всех. То, что эти доктрины были в первую очередь конфуцианской политической идеологией, а не способом выживания воинов, показывает тот факт, что первоначальное упоминание этих кодексов было как «сидо» (по-китайски, «Путь образованного человека»), прямая ссылка к конфуцианским концепциям.
От каждого требовалось играть неизменную роль в обществе, закрепленную при рождении и удерживаемую до самой смерти. Правила и социальные условности, регулирующие поведение между мужчинами и женщинами, ранее несколько более эгалитарные, стали более жесткими, чем в любой другой период японской истории. Говорят, что отношение женщины к своему мужу отражает отношение самурая к своему господину. Ожидалось, что женщина буси сосредоточит свою жизнь ради дома, служа своей семье в первую очередь мужу, во вторую - его сыновьям, а в-третьих - свекрови. Учеба и сильные физические нагрузки считались неприличными. Работа была почти полностью разделена по половому признаку, и жизни мужчин и женщин все больше отделялись друг от друга. Обычно в каждом доме была комната, предназначенная для мужчин, в которую женщинам запрещалось входить, даже чтобы убрать или подать еду. Мужья и жены обычно даже не спали вместе. Муж навещал свою жену, для исполнения супружеского долга, а затем удалялся в свою комнату.
Истории о женщинах-воинах, защищающих свои дома и свои семьи, стали средством определения роли женщины в обществе. Они тренировались с нагинатой не столько для подготовки к бою, сколько для того, чтобы привить им идеализированные добродетели, необходимые для жены самурая. Работа женщин заключалась в неустанном служении мужчинам в доме и неустанных усилиях по обучению правильному поведению своих детей, которые по закону считались принадлежащими только ее мужу. Однако, в отличие от женщин из высшего сословия викторианской Англии, которые должны были быть покорными и хрупкими, от женщин-буси ожидалось, что они будут покорными и сильными. Их долг - терпеть.
Когда женщина-буси выходила замуж, одной из вещей, которые она забирала в дом мужа, была нагината. Подобно дайсё (длинный и короткий мечи), которые носил ее муж, нагината считалась символом ее роли в обществе. Практика нагината была средством слияния с духом самопожертвования, соединения со священными идеалами класса воинов. Как мужчины должны были жертвовать собой ради государства и поддержания порядка в обществе, так и женщины должны были жертвовать собой ради жесткой, ограниченной жизни в семье. Нагинату больше не носили на поле битвы, использование нагинаты ограничивалось практикой с деревянными репликами во многих боевых традициях.
В преимущественно мирные годы периода Эдо боевые системы часто распадались, и каждая группа специализировалась на том или ином оружии. Многие школы, ориентированные на использование нагинаты, были созданы в те годы и стали все больше ассоциироваться с женщинами.
В некоторых деревнях женщины играли активную роль в поддержании порядка. Мать одного из моих инструкторов рассказала, как, когда она была маленькой девочкой в деревне на Кюсю, самом южном крупном острове Японии, мужчины в определенные сезоны часто уезжали из деревни на вахтовые работы. Когда ночью случались беспорядки или подозрительный человек входил в деревню, женщины хватали свою нагинату, которая висела наготове на одной из стен дома, и выбегали на улицу, чтобы собраться и обыскать деревню на предмет любой опасности. Ее бабушка была лидером этого «отряда быстрого реагирования», и они были независимой группой в деревне. Просто считалось, что защита окрестностей - одна из их функций.
Источник: Эллис Амбур. Женщины-воины в Японии. Роль вооруженных женщин в истории Японии
ИСКУССТВО НАГИНАТЫ В ЯПОНИИ: