В первой части материала о дисциплине на уроке мы уже говорили о системе правил и последствий, позитивном подкреплении желательного поведения. В перспективе прозрачность правил и последствий за их нарушение, а также позитивный и теплый тон общения с детьми обязательно помогут учителю добиться высоких стандартов поведения в классе. Однако то, сколько это займет времени и сколько усилий потратит учитель, зависит от конкретного класса. В любом школьном коллективе есть так называемые «нарушители» — это те дети, которые чаще других нарушают правила или которым требуется больше времени, чтобы принять их. В этом тексте мы расскажем о методике работы с «нарушителями».
Вмешательство в нежелательную ситуацию
Когда на уроке ученик/ученица нарушает правило, учителю нужно вмешаться и напомнить о системе правил и последствий. Мы предлагает алгоритм вмешательства, который поможет учителю быстрее сориентироваться и как можно более экологично разрешить конфликтную ситуацию.
1) Направляем к действию. Учитель спокойным голосом говорит о том, что он хочет, чтобы ученик сделал.
После вмешательства в поведение важно отойти от ученика, давая ему время и возможность выбора. Не заставляйте его извиняться сразу и не ждите, что он моментально изменит поведение на глазах у всего класса.
Не задавайте ученикам риторические вопросы, как бы вам ни хотелось. Замените их на направления к действию.
2) Напоминаем о правиле, предупреждаем о последствиях.
Предупреждение о последствии лучше формулировать через «Я вынужден буду…», так как это выносит действия учителя за рамки его личности и эмоций, а также дает возможность работать с нарушениями с профессиональной позиции.
3) Сообщаем ученику о последствии (по возможности лично), фиксируем в блокнот.
4) Если на любом шаге ученик выполнил указание учителя, позитивно подкрепляем. Например, на первом шаге (направление к действию), позитивное подкрепление будет звучать так: «Андрей, спасибо, что убрал телефон». На третьем шаге, когда ученик уже нарушил правило и столкнулся с последствием, так: «Андрей, спасибо, что убрал телефон, но я жду тебя после уроков».
Первичное и вторичное поведение
Учителю важно различать первичное и вторичное поведение ученика.
Первичное поведение — то, которое мы хотим изменить, потому что оно не соответствует правилам.
Примеры:
- ученик не приступает к выполнению задания (нарушает правило);
- ученик обозвал другого ученика (нарушает правило).
Вторичное поведение — реакция ученика на наше вмешательство, которая часто мешает, отвлекает, уводит учителя в сторону.
Примеры:
- ученик обижается, возмущается, бубнит;
- ученик уводит разговор в сторону: «А Дима тоже, вон, сидит и ничего не делает», «Мне скучно», «Я устал», «А у вас новые кроссовки?»
Вторичное поведение нужно тактически игнорировать.
Разберем два примера типичного нарушения правил в классе.
- В классе действует правило «Телефоны на уроке в сумках/рюкзаках».
2) В классе действует правило «Телефоны на уроке в сумках/рюкзаках».
Как видите, работа с нарушениями поведения довольно простая, но часто требует от учителя значительных эмоциональных усилий. Важно помнить, что учитель — это, в первую очередь, безопасный взрослый и гарант выполнения правил в классе. Система правил и последствий, методика вмешательства в нежелательную ситуацию и позитивное подкрепление желаемого поведения помогут ученикам и учителю достичь высоких стандартов поведения.
Список литературы:
- Bill Rogers «You know the fair rule»
- Sue Cowley «Getting the buggers to behave»
Узнать больше о программе «Учитель для России».
#учитель #школа #учеба #советы #психология