Найти тему
Dasha Krainova

Семечки

Для нас в деревенском доме местом притяжения была печка. Во-первых, потому, что высоко. Дети ведь так и норовят залезть под потолок. А во-вторых, потому, что на печке очень укромно. Можно было спрятаться и шпионить за всеми свысока, из своего убежища. Бабушка говорила: «Идите в своё купе». И мы с радостью забирались наверх по ступенькам, цепляясь за края печурок, и сидели там часами. Особенно хорошо было, когда топили, и кирпичи под матрасами становились тёплыми. Необходимости в подогреве не было, потому что в деревенском доме мы бывали только летом. Но сам факт, что под тобой горит огонь, давал ощущение волшебства. В общем, печка была идеальной площадкой для игр, шпионажа и споров, в которые мы не хотели посвящать взрослых.

А вот для моей бабушки Нины в её детстве это было единственное место в доме, где можно было согреться холодной зимой.

Однажды, когда Нине было лет пять, она, как обычно, сидела на печи. А внизу, в зеве лежали семечки, которые мать Федосья достала из тыквы, когда готовила. Учитывая, что еды тогда в целом было мало, и большую её часть приходилось добывать в лесу, семечки были для бабушки настоящим лакомством. Потому она и задумала ими завладеть. А чтобы лишний раз не слезать с теплого матраса, она решила воспользоваться зазором между трубой и стеной, который образовывал узенькое окошко. Туда-то она пролезла и семечки достала. А вот обратно вернуться не смогла: голова застряла. Нина испугалась и начала дёргаться туда-сюда. От этого толку не было, только уши разболелись. Тогда она не то, чтобы закричала, – нет. Она заорала на всю деревню. Мать Федосья, конечно, услышала и поспешила на помощь, но ничего не смогла сделать: орущая голова Нины была крепко зажата между стеной и печной трубой.

Пришлось Федосье бежать к соседям за подмогой. Сосед пришёл, почесал подбородок и решил немного поломать печь. Он раздолбил и вытащил один кирпич ближе к центру. Только так получилось сдвинуть с места тот, что крепко держал Нину за ухо. Наконец, голова была освобождена. Но уши на этой голове потом ещё очень долго болели.

Сейчас у бабушки с дедом в доме тоже есть печь. Топят её редко, по большей части для антуража. Всё остальное время зев используется для хранения алкоголя и сладостей. Наши дети тоже любят забираться наверх и играть там. Но зазор между стеной и трубой предусмотрительно закрыт деревянной решёткой, чтобы больше никто не попался в попытке добыть сладости снизу.