Найти тему
OleoScope

Россияне стали чаще покупать растительное масло в рознице, на маркетплейсах и у онлайн-ритейлеров

В конце зимы россияне стали активно закупать продукты питания впрок из-за опасений возможного дефицита товаров на полках в следствие военного конфликта на Украине и новой волны санкций со стороны Запада.

На протяжении десятилетия спрос на растительное масло у россиян остается стабильным, как и неизменен объем его потребления. Во время же ажиотажного спроса покупатели скупали по всем каналам сбыта подсолнечное масло, сахар, мясо, крупы и другие продукты. OleoScope узнал у представителей российского ритейла, сервисов доставки и маркетплейсов, как изменился спрос на растительное масло и соусы в I кв. 2022 г.

Ритейл – ключевой канал

Растительное масло – традиционный для отечественного потребителя продукт. Если в разгар кризиса население традиционно отказывается от закупок дорогого оливкового масла в пользу более дешевого подсолнечного и других видов масел (соевое, рапсовое, кукурузное, горчичное и тд.), то в России в 2022 году такой динамики, напротив, не наблюдалось.

В сети гипермаркетов «Лента» рассказали «Олеоскопу», что общие продажи растительного масла в январе-марте т.г. выросли на 8-12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Сейчас покупки этого продукта возвращаются к прежним показателям, поскольку снизился повышенный спрос на линейку бакалейной группы, который наблюдался в середине марта. Спрос на оливковое масло сохраняется на уровне марта прошлого года», – заявили в пресс-службе «Ленты».

Собеседники также сообщили, что в отчетный период в гипермаркетах сети не зафиксировали роста спроса на майонез. Продажи кетчупа в I квартале немного сократились – на 2%.

В розничной сети супермаркетов «ВкусВилл» рассказали «Олеоскопу» о повышении спроса на подсолнечное и оливковое масло в конце февраля.

Как сообщила продакт-менеджер компании Дарья Чикирева, за последнюю неделю марта продажи масел в рознице снизились вслед за стабилизацией спроса на продукты.

«Что касается соусов, в частности майонеза и кетчупа, — отмечается рост спроса в категории, но без значительных скачков с начала 2022 года», – пояснила Чикирева.

Везёт вам

В условиях, когда торговые сети в марте были вынуждены ввести ограничения на продажу сахара, масла, риса и других позиций на фоне резкого повышения потребительского спроса, а также случаев покупки больших объемов товара с целью его дальнейшей перепродажи, люди начали чаще обращаться к уже популярным сервисам доставки продуктов на дом.

Так, в сервисе экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома «Самокат» проанализировали для «Олеоскопа» показатели продаж подсолнечного и оливкового масел в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде.

«За январь-март 2022 года продажи подсолнечного масла выросли в 2,1 раза, а оливкового — в 3,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Интересно, что в январе-марте 2021 года подсолнечное масло покупали в 5 раз чаще оливкового, а в начале 2022 года — в 3 раза чаще. Таким образом, популярность оливкового масла среди пользователей сервиса растет», – рассказали в «Самокате».

Сервис "Самокат"
Сервис "Самокат"

В другом интернет-сервисе, базирующемся в Москве, Московской области, Туле, Калуге и Твери, «Утконос Онлайн» прокомментировали «Олеоскопу», что в феврале-марте прошлого года спрос на растительное масло был равномерным и сбалансированным, а на фоне нестабильной геополитической ситуации в текущем году продукт стали приобретать намного чаще.

«Рост за февраль-март 2022 г. составил +140% относительно сопоставимого периода прошлого года», – рассказали в пресс-службе «Утконос Онлайн».

Представители онлайн-ритейлера также отметили, что в премиум-сегменте наблюдается обратная тенденция: совокупные продажи за февраль-март снизились на 28% относительно аналогичного периода 2021 года.

«При этом в марте на фоне повышенного спроса рост составил +107%, как и по растительному маслу в целом», – заявили в «Утконос Онлайн».

"Утконос-Онлайн"
"Утконос-Онлайн"

На маркетплейсах также фиксировали всплеск спроса на растительное масло.

Как сообщили «Олеоскопу» в Ozon, безусловным лидером продаж среди растительного масла является подсолнечное.  Чаще всего пользователи площадки приобретают рафинированный и дезодорированный продукт в литровой упаковке.

Оливковое масло также давно вошло в рацион россиян и стало привычным продуктом. За первые три месяца года его купили в два раза больше, чем годом ранее. Если в январе оливковое масло занимало десятое место в топе продаж категории, то в феврале — уже шестое, а в марте — третье. Это связанно с опасением дефицита оливкового масла из средиземноморских стран, поставки которого могут быть нарушены из-за санкций.

«Спрос на растительное масло на Ozon вырос почти в два раза за первый квартал 2022 года к аналогичному периоду 2021 года. Такой рост продаж возможен, в том числе, благодаря формату маркетплейса. На Ozon растительные масла продают почти 1 500 продавцов — за первые месяцы 2022 их число выросло в 2 раз в годовом сравнении. Ассортимент растительных масел на площадке увеличился в 2,5 раза», – заявили «Олеоскопу» в пресс-службе маркетплейса.

Ozon
Ozon

Собеседники также заявили, что россияне стали чаще покупать масла премиум-сегмента. Штучные продажи масла виноградной косточки и кокосового масла в первом квартале удвоились на Ozon к аналогичному периоду 2021 года.

Причины наращивания покупок растительного масла через маркетплейсы в феврале-марте 2022 г. имели больше психологический характер и были вызваны отсутствием данного товара на полках в традиционной рознице, говорит «Олеоскопу» доцент кафедры теоретической и прикладной экономики ИЭУП РГГУ Анастасия Белоновская.

«Смогут ли маркетплейсы удержать покупателей? Это будет зависеть от многих факторов и в первую очередь от процессов ценнообразования и удобства совершения покупок. Растительное масло – это товар с длительным сроком годности, не требующий специфических условий хранения и транспортировки, и поэтому может занять достойное место в списке товаров, которые россияне будут покупать в онлайн рознице», – резюмирует эксперт.

Ажиотаж спал и в стране держат цены

В марте российские власти подготовили новые меры регулирования масложирового рынка: с 1 апреля по 31 августа запрещен вывоз подсолнечника и рапса. А с 15 апреля по 31 августа вводится квота в 1,5 млн тонн на экспорт подсолнечного масла и 700 тыс. тонн – для шрота.

Экспортные пошлины и квоты направлены на увеличение предложения на внутреннем рынке с целью предотвращения дефицита и роста цен на сырьё.

Избыточное предложение масложирового сырья снизит закупочные цены и себестоимость производства растительного масла, что стабилизирует потребительские цены в точках розничной торговли.

«Данные меры являются инструментом протекционистской защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции иностранных производителей и внешнеторговых партнёров в условиях пакета санкций», — говорит «Олеоскопу» заместитель руководителя Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Швандар.

Кроме того, по данным Росстата, динамика продаж растительного масла ежегодно демонстрирует повышенный спрос в точках розничной торговли в марте, июле и августе, который на 3-11% выше, чем в другие месяцы.

«Это связано с сезонами домашних заготовок и социокультурными традициями питания россиян. Поэтому, розничные торговые сети могут прогнозировать объёмы продаж и цены в течение года при стабильной ситуации с закупками», – поясняет Швандар.

В свою очередь, директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл Мельников заявил «Олеоскопу», что возросший спрос на продукцию от компании заметили с конца февраля этого года.

«Покупательская активность была сравнима с началом пандемии, когда многие стремились запастись товарами первой необходимости», – говорит Мельников.

По словам представителя компании, такой повышенный спрос на продукцию от ГК «Благо» сохраняется и сейчас.

«Линии фасовки на наших заводах продолжают работать с полной загрузкой», – резюмирует эксперт.

Источник: OleoScope