Хорошо, когда в семье можно получить безусловную поддержку и быть уверенным в безопасности -- это и есть основная ее функция. А если нет? Встречаются такие семьи, где расслабляться и открываться опасно всем участникам, особенно детям.
Глубоко несчастные мужчина и женщина, отношения которых обычно с самого начала были нездоровые, создают семью. У них появляется ребенок. Они приводят его в мир для продолжения своего несчастья.
Неблагополучные семьи могут сильно отличаться по социально-экономическому положению, имущественному статусу, культурному и образовательному уровню -- но у них можно найти общие моменты.
В семье есть запретные темы или люди, о которых спрашивать и говорить никому не разрешается. В моменты алкогольного или наркотического опьянения или в состоянии аффекта кто-то из членов семьи может “рубануть правду-матку”, но позже все делают вид, что ничего такого не произошло.
В семье есть серьезная проблема (алкоголизм, наркомания, игромания, расстройства пищевого поведения, преступления, разврат, инцест, насилие, самоубийство) и никто не пытается ее решить. В лучшем случае участники ходят по треугольнику Карпмана, чередуя роли Жертв, Спасателей и Агрессора. Или делают вид, что ничего не происходит.
В дисфункциональных семьях вертикальная иерархия -- есть более “ценные” члены и те, которых не жалко. Почти всегда есть аутсайдер, паршивая овца.
Из поколения в поколение передается семейная легенда про родовое проклятье, венец безбрачия, необходимость потомкам платить за грехи предков.
Родители выдают проблемы семьи за правила жизни. Они транслируют своим детям, что не их семья это страшное место, а весь мир такой: “не мы такие, жизнь такая”. Говорят, что другие люди еще хуже.
Родители непредсказуемы. Ребенок не уверен, что сегодня будет происходить: позаботятся ли о нем, будет ли он сыт, защитят или нападут, приласкают или унизят. К 5-6 годам в такой семье у ребенка уже сформирована выученная беспомощность.
Родители внушают ребенку, что любые попытки что-то изменить в жизни к лучшему безнадежны. Бороться со злом бесполезно, смирись. Они ломают и жестко подавляют здоровое стремление ребенка сопротивляться внешнему воздействию.
Родители с одной стороны, рано отделяют маленького ребенка от себя и не дают ему эмоциональной поддержки. С другой стороны, жестко контролируют жизнь взрослого ребенка: требуют благодарности и жертв.
Их коммуникация с ребенком -- почти всегда насилие: подавление, унижение, агрессия, обесценивание, высмеивание, отрицание происходящего.
Родители готовы довести до смерти или суицида своего ребенка -- но не отказаться от страшных игр и разрушительного семейного сценария. Это отчетливо видно в семьях с ребенком-наркоманом.
Во наше время людям легче вырваться из деструктивных семейных отношений. Благодаря интернету и социальным сетям развивается культура получения психологической поддержки. Любой человек может найти информацию о своем состоянии, познакомиться с единомышленниками, понять, что он не один. Можно найти грамотного профессионального психолога и получить возможность прожить свою полноценную жизнь.