Существуют 3 обязательных условия для здорового психо-эмоционального развития ребенка:
✅ отсутствие «голода» по привязанности - тогда вся энергия ребенка будет направлена на познание и обучение;
✅ присутствие свободной игры - т.к. это основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста;
✅ безопасное выражение всех эмоций - иначе возможно застревание в психологическом развитии;
Какие же активности должны преобладать у малышей, дошкольников и детей младшего школьного возраста? Для научного обоснования того, о чем я буду писать далее, обратимся к нейрофизиологии. Дело в том, что созревание головного мозга ребенка происходит поэтапно, а именно: сначала созревает правое полушарие (которое отвечает за эмоции, интуитивное восприятие, образное мышление, восприятие музыки, ритмов и интонаций, умение мечтать, фантазировать и сочинять истории), а следом, в процессе взросления ребенка (после 5 лет), уже и левое (буквы, слова, речь, логика, анализ и т.п.).
Таким образом, всему свое время! Не стоит переворачивать с ног на голову и менять естественных ход развития ребенка и преждевременно «включать» левое полушарие, обучая его чтению и письму в первые годы жизни - это совершенно ненужная и бессмысленная активность.
В жизни дошкольника должно быть много:
✅ Сенсорного развития - оно является базовым и фундаментальным в пирамиде обучения (см. след. слайд) и организуется и достигается посредством стимуляции следующих систем: тактильной, вестибулярной, проприоцептивной (ощущение своего тела), вкусовой, слуховой, зрительной и обонятельной. Простыми словами: больше бегать, прыгать, кататься на качелях, кружиться, балансировать, осваивать свое тело и его положение в пространстве, играть в мяч, плавать, знакомиться со свойствами объектов (вкус, температура, цвет, форма, вес, фактура и т.д. и т.п);
✅ Движения - тут все про спонтанную двигательную активность, спорт;
✅ Сюжетно-ролевой игры - невероятно терапевтично и полезно: безопасное и беспоследственное проживание эмоций, страхов, получение базового коммуникативного опыта, освоение разных социальных ролей, избавление от стресса;
✅ Творчества - свободное рисование, пластилин / глина, аппликации, танцы, пение
✖️ поменьше мультфильмов и карточек, в также попыток усадить двух-трех-летку за парту и долгое время выполнять занятия по книжкам и тетрадкам - т.к. визуальное восприятие - это лишь один из методов познания мира ребенка и он далеко не главный в этом возрасте (перечитываем пункт про сенсорное развитие). Чтобы картина мира сложилась, необходимо задействовать все системы;