Найти в Дзене
Hands on T.A.L.E.

ЦЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ

Основной акцент оценивания базируется на трех самостоятельных, но взаимозависимых целях оценивания в классе: Оценивание ДЛЯ учения, Оценивание КАК учение и Оценивание УЧЕНИЯ.

Оценивание ДЛЯ учения создано для того, чтобы предоставить учителям информацию для внесения изменений и организации дифференциации заданий для обучения. Данный подход признает, что каждый отдельный ученик учится со своими особенностями и характеристиками, но в то же время признается, что существуют предсказуемые закономерности и способы, которым следуют все ученики. Требуется четкое планирование для того, чтобы учителя могли использовать получаемую информацию и определять не только, что ученики, знают, но также получить понимание как, когда и применяют ли ученики свои знания. Учителя также могут использовать данную информацию для рационализации и выявления цели применения инструкций и ресурсов, предоставления обратной связи ученикам, чтобы помочь им улучшить свой учебный процесс.

Оценивание КАК учение - это процесс развития и поддержки метакогнитивных навыков у учеников. Оценивание как учение сконцентрировано на роли ученика как критического связующего между оцениванием и учением. Когда ученики активны, вовлечены и выступают критическими оценщиками, они выявляют смысл получаемой информации, связывают ее с предыдущими знаниями и используют для получения новых. Это регуляторный процесс метапознания. Такое происходит, когда ученики сами мониторят свой учебный процесс и используют обратную связь такого мониторинга для внесения корректировок, доработок, и даже глобальных изменений в то, что они понимают. Такой подход требует от учителей оказывать помощь ученикам развивать, практиковать и комфортно (безболезненно) воспринимать рефлексию.

Оценивание Учения - это итоговое оценивание по своей природе и используется для подтверждения того, что ученики знают и умеют делать, демонстрировать получилось ли у них достигнуть учебных целей программы и иногда показывать как это связано с другими предметами. Учителя в большей степени сконцентрированы на том, чтобы убедиться, что они использовали оценивание для предоставления точных и четких утверждений по уровню знаний ученика, чтобы получатель данной информации мог использовать данные для создания обоснованных и применимых решений.

Баланс и противоречия Целей оценивания

Оценивание для учения, оценивание как учение и оценивание учения служат ценным, разнообразным целям. Однако, не всегда легко найти баланс. Если мы хотим улучшить учебный процесс для всех учеников, тогда больший приоритет приобретают оценивание для учения и оценивание как учение. Традиционно, фокусом оценвиания в классе было оценивание учения - измерение учения после процесса, используя информацию для создания суждений о том, как показал себя ученик и предоставление отчета этих суждений другим. Учителя также традиционно используют оценивание для учения, когда разрабатывают диагностики, задания для формирующего оценивания на разных этапах образовательного процесса, хотя стоит отметить, что в большей степени, это происходило не формально и неявно. Систематическое применение оценивания как учения, когда ученики становятся критическими аналитиками собственного учебного процесса, было редкостью. Хотя некоторые учителя внедряли самооценивание в свои программы, лишь немногие систематически и явно использовали такое оценивание для развития способностей ученика оценивать и адаптировать собственный учебный процесс.

На первой представленной пирамиде показано традиционное соотношение трех подходов друг к другу, где оценивание ученики было доминантным. Вторая пирамида предлагает изменение баланса, где бы больше акцента было на оценивании как учении и оценивании для учения. Оценивание учения, безусловно, играет важную роль, но его применение необходимо только когда требуются итоговые суждения.

Именно цель определяет как оценивание сконструировано и применяется. Если цель - улучшение учебного процесса, тогда оцениванию необходимо давать ученикам возможность делать свой учебный процесс наглядным без стресса и цензуры. Если цель - проверить результаты учения для отчетности, тогда учителям необходимо быть особенно обеспокоенными о качестве оценивания и как оно может быть использовано другими. Очень сложно, а иногда невозможно, одновременно удовлетворять все три цели. Педагогам важно понять три цели, определить необходимость баланса между ними, знать какой они применяют и почему, и использовать их все обдуманно.

Источник:

Western and Northern Canadian Protocol for Collaboration in Education (2006) Rethinking classroom assessment with purpose in mind. Retrieved from: https://www.edu.gov.mb.ca/k12/assess/wncp/full_doc.pdf