Привет! Меня зовут Галичевский Игорь, основатель юридической компании "Онегин-Консалтинг", адвокат и действующий арбитражный управляющий. Споры с магазинами по технически сложным товарам часто вызывают трудности у потребителей. В этой статье я расскажу, какие права есть у покупателя и что делать в случае обнаружения недостатков.
Ст.18 Закона о защите прав потребителей прямо указывает, что при обнаружении недостатков в технически сложных товарах действуют иные правила, чем в спорных ситуациях по поводу обычной продукции. Технически сложные товары определены в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ №924. Список в т.ч. содержит:
- телевизоры и проекторы;
- цифровые фото- и видеокамеры;
- холодильники;
- компьютеры и ноутбуки;
- легковые автомобили;
- оборудование беспроводной навигации с сенсорным экраном.
В соответствии со ст.18 ЗоЗПП, при обнаружении недостатков у покупателя есть 15 дней на то, чтобы предпринять одно из следующих действий:
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы;
- потребовать замены на товар аналогичной модели;
- потребовать замены на товар другой модели с перерасчетом покупной цены.
Если указанный срок истек, то удовлетворить требования можно только, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
- обнаружен существенный недостаток товара;
- нарушен срок устранения недостатков;
- невозможно использовать товар в течение каждого гарантийного года в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения его недостатков.
Обратите внимание, что продавец (изготовитель) несет ответственность за любые недостатки товара, если они обнаружены в пределах гарантийного срока.
Если есть гарантия, то покупатель имеет право на безусловное исполнение своих требований независимо от того, прошло 15 дней или нет.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 под существенным недостатком стоит понимать:
- неустранимый недостаток, из-за которого товар нельзя использовать по назначению или по условиям договора;
- недостаток, который невозможно устранить без несоразмерных расходов (если стоимость расходов превышает или примерно равна цене самого товара);
- недостаток, который невозможно устранить в течение 45 дней или по минимальному сроку, который объективно необходим для устранения недостатка;
- несколько недостатков, выявленных неоднократно;
- недостаток, который снова появляется после ремонта.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 8 Обзора судебной практики Верховного суда РФ №2 от 2017 года, обращаться с требованием о возврате технически сложного товара ненадлежащего качества к продавцу может не только покупатель, но и тот, кто в последующем приобрёл данный товар у первоначального покупателя на законных основаниях.
P.S. Больше полезных видео на YouTube. Для получения бесплатных юридических консультаций, заходите в мою группу ВК!
Теги: #магазин #технически сложный товар #покупатели #потребители #права потребителей #возврат товара #замена товара #договор #гарантия #гарантийный срок