Марк Шагал — один из самых известных художников-авангардистов ХХ столетия. Он много экспериментировал, создавая свои картины, впитывал все новое. Пропуская через себя особенности разных направлений, выработал уникальный стиль, легко узнаваемый сегодня.
«Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему», — говорил художник. И это ему удавалось прекрасно, ведь он создал собственную реальность, ту, где люди умеют летать и ходят по облакам.
⠀
Он был не только выдающимся живописцем, но и талантливым графиком и иллюстратором. Свой первый опыт в технике гравирования Шагал получил в 1920-е годы, уже после отъезда из России. Помогал ему в этом берлинский художник Герман Штрук, автор книги «Искусство гравирования», у которого была необычайная склонность к обучению графическим техникам.
В 1923 г. Марк Шагал получил предложение от известного книгоиздателя и торговца Амбруаза Воллара о создании книжных иллюстраций для книги французской писательницы русского происхождения — графини де Сегюр «Генерал Дуракин», но художник предложил свой вариант — проиллюстрировать «Мертвые души» Гоголя.
В течение двух лет он трудился над гравировкой 107 досок, используя технику офорта в сочетании с гравюрой сухой иглой, акватинтой и механическими способами обработки досок. Редко кто из художников брался за такие сложные с технической точки зрения проекты. При этом Шагал не отходил от сюжета, последовательно иллюстрируя действия книги.
К концу 1924 года он выполнил около 60 офортов, а в январе количество сделанных офортов достигло 100. Первый тираж серии иллюстраций был отпечатан в 1927 году, и они сразу были удостоены Гран-при на венецианском Биеннале, еще до выхода в свет полной иллюстрированной книги художника.
Однако изданию полноценной иллюстрированной книги воспрепятствовала трагическая гибель Амбруаза Воллара, и проекту было суждено осуществиться лишь после Второй мировой войны, спустя почти 20 лет после печати офортов.
На нашей выставке «Птица-Тройка и ее пассажиры наряду с иллюстрациями Анатолия Зверева к поэме «Мертвые души» экспонировались также и офорты Марка Шагала из частного собрания Бориса Фридмана.
Созданные Шагалом образы гротескны: персонажи бессмертной поэмы предстают в необычном виде в фантастических и уродливо-комических обликах. Изображения одного и того же героя на разных иллюстрациях настолько сильно отличаются, что их бывает непросто узнать с первого взгляда: например, лицо Чичикова постоянно меняется. А город N, в котором происходят события «Мертвых душ», напоминает родной город художника — Витебск.
«Мне кажется, что мне бы чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определенный момент жизни гравюрой и литографией», — говорил Марк Шагал.
А нам, в свою очередь, совершенно точно, не хватало бы офортов этого гениального художника.