Вот чем отличается человек от иных млекопитающих, соседствующих с нами на этой прекрасной планете? На первый взгляд, список довольно велик, а если разобраться… Ну моет руки, так ведь не все. Живет в общинах, по-разному именуемых, но и макаки друг без друга сумочки у туристов не отжимают. Вот города строят, да и поселки тоже, и села, и деревни. Человек - единственное существо, социальное строительство которого, напрямую связано с возведением населенных пунктов, а иногда и государств.
Когда-то, как говорил Паниковский: "в давишние времена", скандинавы называли наши края Гардарикой, то есть страной городов. Удивляло их очень, большое количество населенных пунктов, огороженных неким забором, с различной степенью неприступности.
Само название "город", происходит от понятия "огороженное место". Это мог быть и Константинополь и огород на окраине поселка. Разница лишь в том что, а главное, от кого, огораживались. Одно дело, морковку от диких зайцев сберегать, совсем другое дома, имущество и их владельцев, от лихих людей. Не говоря уже о торговых, транспортных путях, господствующих высотах и жизненноважных ресурсах, от более организованных захватчиков.
Так, кстати, появились не только собственно города, как населенные пункты, но и государства. В Элладе, и те и другие, именовались одинаково - полисы. Вот живут себе охотники и землепашцы, стреляют дичь и взращивают урожай. В один, не самый прекрасный лень, приходят разбойные люди, которые предпочитают отбирать пойманное и выращенное теми, к кому в селение они наведались.
Один, целыми днями, сохи из рук не выпускает, а другой секирой ловко орудует. Как спастись мирному труженику, правильно, прибегнуть к помощи другого специалиста "мечом помахать". Так, наиболее организованные и умные из числа лихих, стали создавать частные военные компании и брать мзду за защиту тех, кому "горбом зарабатывать, на роду написано".
Но ходить от заимки к селению и от деревни к селу, довольно хлопотное занятие. Вот и стали они выстраивать оборонительные сооружения, то есть поселки, огороженные крепким и высоким забором, в местах, где, с одной стороны, легче их оборонять, а с другой, контролировать транспортные пути и источники жизненноважных ресурсов.
Поэтому, чаще всего, располагали города возле рек. Которые служили и оборонительной преградой, и средством заработка, ведь проплывающие мимо купцы, а зачем строить дороги в столь “речной стране”, должны были платить пошлины за проезд и налоги с торговли - где еще продавать и покупать, как не в защищенном месте.
Так города становились центром притяжения окружающих социумов. Здесь была вооруженная защита, деньги, товары, то есть торговля, а все это требует особой организации общества, то есть государства. Помните: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами”. Так появились не только генералы и налоговые инспекторы, но и ОМОН с Уголовным розыском, одно слово - Город.
Постепенно, народ потянулся в города. Одни селились непосредственно за забором, другие вокруг него. Главное, поближе к защите и денежным потокам, которые, как известно, тишину и безопасность любят. Таким образом, возникала зависимость, окружающих населенных пунктов и людей в них проживающих, от защиты боевых дружин, их князей и тех, кто контролировал торговлю и финансы. Кто-то попадал в нее довольно естественным способом, кому-то приходилось силой объяснять, что лучше иметь дело с Этим городом, а не с Тем.
Как мы понимаем, не все города были одинаковы. Какие-то, удачнее располагались, имели наиболее многочисленную и обученную дружину, более смелого и амбициозного князя, а это значит, одни города подчиняли себе другие, со всеми зависимыми от них территориями и податным населением.
Так, постепенно, наиболее важное значение стали приобретать города, в которых располагался княжеский “стол”, то есть, где находилась резиденция главы военной и административной власти, кои и стали именовать “столицами”.
Собственно то же самое происходит и с государствами, входящими в орбиту местных центров силы и влияния - дальний союзник может и заманчивее, и обид на него накопилось меньше, но вот торговать, родниться и вместе воевать, приходится с тем, с кем волею судеб доводится соседствовать.
Так или иначе, но слово “город” стало менять свое значение. В XVI и XVII веках оно еще имело двойной смысл, то есть тактического укрепления и административного пункта. Здесь население округи пряталось от нашествия врагов, искало защиты власти и закона, сюда стекались государственные доходы в виде налогов и пошлин.
Кроме собственно городов - населенных и укрепленных пунктов, существовали еще и просто оборонительные сооружения, которые именовались острогами. Там не было постоянного местного населения, а лишь подразделения служилых людей, прибывающих “напеременку”. Однако, по мере надобности, мало-помалу, они могли менять свой статус и разрастаться до городов. Например, так осваивались земли Урала и Сибири.
Если учесть, что город - это, в первую очередь, крепость, сиречь детинец или кремль, то места проживания людей, не имеющих отношения к обороне, стали называться посадом. Соответственно, их жители - “посадскими людьми”. Позже их называли “мещанами”, а затем “горожанами” или “городскими”.
Посады располагались, как правило, вокруг городов. А они, в свою очередь, приобретали новые очертания, а именно, в центре или нет, но главное, на возвышении - кремль, защищенный стенами, а вокруг него посады, которые огораживались валами, рвами, рогатками и частоколом, представляя собой, таким образом, острог.
Читаем у Костомарова: “У нас в отношении посада к городу было то же, что на западе; то, что у нас называлось посад, — на западе было city, cite, Stadt, miasto, mesto и то, что на западе было Bourg, borgo, bourgh, bard, hrag, grod, у нас называлось город, а в древности — град. То же было в древнем классическом мире: так, Акрополис был град Афин, а сами Афины около него посадом.”
Поселение вне острожного посада, называлось слободой, наименования коей, происходило из цеховой обособленности ее жителей. Стрелецкая, ямская и иные. Главное, что сии поселенцы были людьми государевыми или княжьими и иным феодалам не принадлежали.
Позднее, посады также получили деление на слободы, но еще большим многообразием населенных пунктов, отличалась сельская местность средневековой Руси.
Погостом называлось поселение, в котором, благодаря, как правило, стараниям местных жителей, реже властей, строилась церковь. Здесь и учреждался, некий, местный, административный центр. Ввиду того, что построение культового объекта требовало денег, то, соответственно, и строился оный там, где финансовые потоки были наиболее полноводными, а значит, селение расположено наиболее выгодно с точки зрения логистики и торговли.
Постепенно “село” и меньшее по масштабам “сельцо”, заменило наименование “погост”, которое стало использоваться, только как назначение земли, отведенной под церковь. Отсюда пошло “снести на погост”, то есть похоронить возле церкви. Однако замещение это, происходило медленно и постепенно. Говорят, длится и по сей день. Все логично, разве на погост спешат?
Понятное дело, что в такой “лесной” стране, как наше с Вами Богом спасаемое Отечество, сам Спаситель повелел возводить объекты недвижимости, и иные постройки, из дерева. Коих, чем дальше вглубь столетий, больше и больше. Но слово “деревня”, помимо того, что это поселение из деревянных домов, еще имело и определенный административный смысл, а именно, тот, что была она селом без церкви.
Если в наше, наполненное переменами и от того особым самомнением, время, деревня остается символом, какого бы, то ни было отсутствия развития, то в те достославные, а заодно лихие годы становления Русской державы, положение было абсолютно иным. Подавляющее большинство населения проживало именно там. Более того, когда-то все жили только в сельской местности и иного выбора не было. Как мы установили, все и все вышли из села, а потому именно оно и было источником развития как такового.
“Внимательно следим за руками”: в начале было Займище, то есть небольшое поселение на дикой земле, занятое от одного до десятка дворов, где проживали, как правило, родственники и не просто, а близкие. Когда к ним присоединялись представители других семейств, то образовывался Починок. Так называли новые, недавно заселенные деревни, которыми они становились по прошествии времени и в результате определенного развития и расширения. А со строительством церкви, переходили в статус сельца или села соответственно.
Сельские поселения без церквей, административно относились к селам и не только в плане государственного, налогового или иного управления, но и потому, что многие из них были Выселками, населенными выходцами из того или иного села.
Когда “на выселках” обосновывалось больше и больше сельчан, то они образовывали деревню, которая, при повышении уровня жизни ее жителей, становилась селом, если в ней строили церковь. Далее, при возведении укрепления и расширения административного влияния, возникал город, а при переселении желающих на выселки или займища, возникал импульс для процесса развития нового поселения, со всеми последствиями развития вплоть до города.
Вероятно такова была история Кремля. Того самого, московского, столичного. Из некоего Займища, через построение города, как крепости, сиречь кремля, до города как столицы княжества и современного государства. Налицо некий “лифт” развития поселений, коей можно уподобить своеобразному карьерному росту. Ведь процесс развития поселения и есть история коллективной карьеры его жителей, за все время существования.