После введения западных санкций в России всё чаще звучит мысль, что стране следует обратить внимание на альтернативные финансовые инструменты. Простой ответ – криптовалюты.
Несмотря на то, что Центробанк РФ пока выступает против легализации цифровых валют в России, 11 апреля стало известно, что министерство энергетики России поддержало предложение Госдумы о легализации добычи криптовалют. Есть сторонники проекта и в других ведомствах. Если страна всё же начнёт вести расчёты в цифровых валютах, то важным инструментом для бизнеса и стартапов может стать NFT. Что это такое, почему гифки с котятами или пиксельные рожицы из начала 2000-х стоят сотни тысяч долларов, и как начать зарабатывать в этой системе — в нашем материале.
Что такое NFT
Аббревиатура NFT расшифровывается как «невзаимозаменяемый токен». Один токен — это одна запись, одна «монетка», из которых строится цепочка — блокчейн. Система самой известной криптовалюты в мире – биткоина – стала первым применением технологии блокчейн. В открытом блокчейне все токены — взаимозаменяемы, то есть один биткоин в цепочке абсолютно идентичен другому биткоину. Но NFT работает по-другому. Невзаимозаменяемый токен — это уникальная цифровая монета, которая нигде не дублируется и обладает уникальной ценностью.
Если упрощать, NFT — это сертификат обладания произведением.
Это код, который подтверждает, что именно покупателю NFT принадлежат права на токен. При этом чаще всего произведения — рисунки, GIF-изображения, видеоклипы — находятся в открытом доступе. Это как картина в музее — ей может владеть известный бизнесмен или фонд, но смотреть на неё могут все желающие.
Кто и как зарабатывает на NFT
NFT появились в 2012 году, но привлекли внимание только несколько лет назад — в 2017, когда американская студия Larva Labs выпустила CryptoPunks — проект по торговле уникальными мультяшными персонажами.
Новый виток популярности NFT принесла онлайн-игра CryptoKitties, в которой можно выращивать виртуальных кошек. Ценных котят из этой игры стали продавать за большие деньги. Самый дорогой котик был куплен в 2018 году анонимом за 172 тысячи долларов.
Но настоящий бум NFT начался во время пандемии, когда мир во всех его сферах начал переезжать в интернет.
Изначально NFT задумывались именно как возможность для цифровых художников заработать на коллекционерах, геймерах и ценителях искусства. Но в итоге токены превратились в инструмент для монетизации популярности.
Знаменитости начали использовать NFT, чтобы заработать на своём имени или просто похайпить. Например, миллиардер Илон Маск выставил на продажу свой твит с треком об NFT за 1 миллион долларов. Конечно, его никто не купил, зато Маск в очередной раз попал во все СМИ.
Вот ещё несколько примеров токенов от звезд:
● Пэрис Хилтон продала токен — небольшое, очень розовое видео, на фоне которого она произносит философский текст — за 10 тысяч долларов,
● поп-певец Шон Мендес продавал анимированные карточки и заработал около 1 миллиона долларов,
● певица Граймс (также известная как девушка Илона Маска) заработала 5,8 миллионов долларов всего за 20 минут после выпуска своей NFT-коллекции.
Как самому создать и продать NFT-токен:
● Надо зарегистрироваться в специальном маркетплейсе, например, на популярных Rarible, Mintable или OpenSea. Это что-то вроде Wildberries для цифрового искусства. Некоторым площадкам нужно платить комиссию за регистрацию.
● Нужно создать криптовалютный кошелёк в системе Ethereum (вторая по популярности криптовалюта в мире).
● В площадку надо загрузить ваше цифровое произведение — картинку, гифку, фотографию, музыкальный трек или что-то другое.
● Придумать цену и описание вашего товара. Цену вы можете выставить какую угодно, но надо понимать, что вряд ли с первого раза удастся продать картинку неизвестного художника за сотни тысяч долларов. Начните с малого.
Стоит ли вообще начинать стартапы на NFT
Попытка не пытка. Сейчас NFT находится на пике популярности. В «игре» участвуют известные художники, например, Бэнкси, самые авторитетные коллекционеры в мире. Это как история с YouTube-каналами — когда они только появлялись, завоевать популярность можно было легко, а сейчас раскрутить канал с нуля будет очень сложно.
Тем не менее, малоизвестные художники используют маркетплейсы NFT как один из инструментов монетизации и продают копии своих оригинальных рисунков в том числе в виде цифровых монеток.
Кроме того, систему NFT можно использовать и для проектов, не связанных с миром искусства.
В 2019 году компания Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке обуви генерировался NFT, который содержит всю информацию о конкретной паре. Дальше пользователи начали скрещивать пары между собой с помощью уникальных токенов и получать «потомство», но только в виде реальных кроссовок. А в Твиттере буквально на днях начали предлагать покупку аватара в виде NFT. Таких проектов на стыке цифрового мира и реальности можно придумать множество.