Не так давно нам пришло письмо от обеспокоенной мамы трехлетнего мальчика, которая переживает за психологическое здоровье сына, т.к. его поведение резко изменилось. Уже год, как автор письма развелась со своим мужем, папой мальчика. Ознакомиться с письмом можно, прочитав предыдущий пост.
Скорее всего, мама ошибочно принимает изменения в поведении сына за кризис трех лет: основные проявления кризиса данного возраста - это чрезмерная импульсивность, перепады настроения, сопротивление, желание агрессивно отстаивать свою волю и свои права, плаксивость. Из письма же мы видим, что мальчику, напротив, присущи черты эмоционального онемения: пассивность, отсутствие жизненного драйва, нулевой познавательный интерес, повышенная репарационная тревога, нежелание идти на контакт.
Ребенок уходит в эмоциональное онемение в том случае, когда испытывать те или иные эмоции становится невыносимо уязвимо. Это своего рода защитная реакция нервной системы: отключить, чтобы не было больно. Защиты хороши, если они временны и призваны защищать человека от травматичного опыта. Однако, если психологическая травма была слишком тяжелой или не была прожита достаточно экологично для ребенка, то возможен риск застревания в эмоциональном развитии, что, в свою очередь, создает большие препятствия для достижения ребенком психологической зрелости и раскрытия его внутреннего потенциала.
Рекомендации моей команды: говорить с ребенком о его и ваших чувствах, показывать своим примером, как выражать и проживать основные эмоции: радость, горе, злость, агрессиию; больше физического контакта и качественно проведенного времени с ключевыми фигурами привязанности ребенка; вовлечение отца в общение с сыном; проигрывать страхи в сюжетно-ролевых играх; обязательное обращение к детскому психологу с целью проработки тревоги и страхов, помощи в проживании травмы;