Настроение полного эскейпистского релакса и воспоминания о диком финале 90-х — вот что транслирует альбом группы Мумий Тролль «Морская», успех которого стоит вспоминать всем амбициозным деятелям русской поп-музыки, желающих создать эпохальный альбом, удобный и в ресторане, и в комнате общаги, и даже на фестивале «Нашествие»
Текст: Александр Кондуков
Обстоятельства знакомства с альбомом Мумий Тролль «Морская» у каждого свои. Например, можно было послушать его после ковровой бомбардировки со стороны русского телевидения конца 90-х, где интенсивность ротации демонстрации клипа «Утекай» могла достигать раз в час. Понятно, что русские телевизионщики не сами так придумали, а слизали темп у своих коллег с MTV, делавших удобных для себя героев.
И Илья Лагутенко, человек из Владивостока и, кажется, торговец икрой, записавший пластинку в Лондоне, — это был не только готовый герой, но и живая легенда. Загорелый и со сверкающими глазами рок-фрик, похожий на Кэрмита из «Маппет-шоу», — такого русские зрители еще не видели.
Понятно, что Лагутенко вызывал раздражение и зависть у коллег, которые на его фоне остро чувствовали свою несвоевременность и беспородность. Хотя именно на дворовые аккорды сделана ставка в ударных номерах «Морской», альбома, как сейчас видится, избыточного для суперклассики.
Одной из легенд было «лондонское продюсирование». И действительно, к записи был подключен Крис Бэнди, который работал вторым инженером на записи шедевра The Cure «Wish» и много, где еще. Но практически везде на вторых-третьих ролях. В «Морской» Крис в главной роли — и по звучанию треки «Мумий Тролль» сейчас как раз напоминают некоторые демо и лайвы The Cure периода «Wish», замедленные и от того более таинственные, а также самые из диетических песен INXS благодаря придыханию, которым Лагутенко пользуется не реже, чем взвизгами.
Кстати, о взвизгах. Скомороший прием Ильи впоследствии взяли на вооружение многие коллективы в самых разных стилях, и действительно на русские неловкие тексты ложились эти кошачьи звуки отлично. Сложнее воспринимался «Мумий тролль», когда они исполняли серьезные романтические песни типа «Новая луна апреля», где на первый план лезет дурацкая перкуссия, а наивность уже не кажется совсем уж такой победительной.
Когда же на «Морской» звучат гитарные соло, сразу становится понятно, что при всей своей модности и отстраненности с исполнительской точки зрения группа недалеко уехала от пула традиционного русского поп-рока тех лет.
В части исполнения, например, «Мумий Тролль» и современная им Мечтать максимально занизили стандарты и подчеркнули, что исполнение музыки подобного рода доступно студентам общаг и даже школьникам, которые могут прославиться, не очень серьезно напрягаясь.
Пропуском к прямому соревнованию могла стать только природная раскованность, которую воспитал в себе уже довольно зрелый к тому моменту Лагутенко. Разглядывая фото тех лет на сайте группы, можно только удивляться, какая мощная работа была проделана над тем, чтобы определить лучшие ракурсы Ильи. Он не был идеально фотогеничен, но задор, шарм и обаяние рок-животного работали очень даже эффективно.
Понятно, что когда на делюксовой версии доходит дело до совсем уж прямолинейных концертных записей типа «В думах о девушке из ГПН КНР» (это совсем из старого), можно оценить и музыкальный прогресс коллектива, который на «Морской» сдержан, рафинирован, тактичен. В концертных треках жуть, грязь и довольно стыдный с точки современного человека пафос. В студийных треках деловитый Бэнди и его русский сопродюсер Леонид Бурлаков все вычистили на отлично. Да, это по своей сути демо, но они глянцевые и блестят, их не хочется взять и выключить.
В Википедии про альбом «Морская» написано много разного, особенно увлекательно почитать, с каким азартом и казенщинкой про диск писала пресса тех лет. Меня заинтриговала ссылка, в которой обозначено следующее: «Судя по переписке с Бурлаковым, Лагутенко хотел объединить в новом проекте звучание таких групп как Lightning Seeds, Space, Sleeper, Dubstar, The Cardigans, Orange Juice, Squeeze, Garbage, Blur, ABBA, Аманда Лир и Sex Pistols. Посредством смешения их музыкального стиля он планировал добиться неповторимого «Мумий Тролля».
В целом все походило на плейлист западного радио, только собранного руками взвинченного от подобной возможности русского человека. Ограниченность выбора, как показала «Морская», была компенсирована за счет использования шаблонов, заимствованных у русских рокеров.
Важно, что на пластинке нашлось место антивоенному треку «Делай меня точно», актуальному в любой временной период. Также важно, что Илья Лагутенко в ходе промо еще не щеголял в тельняшке, которая позже помогла ему адекватно встать в ряд героев «Нашего радио».
И без тельняшки и полосок в целом было как-то лучшее и более интригующе, в «Мумий Тролле» призывно мерцала тайна.