Документальный сборник о преступлениях оккупационных войск во время Великой Отечественной войны презентовал в Доме научной коллаборации заведующий отделом использования документов Государственного архива новейшей истории Новгородской области Валерий Колотушкин.
Сборник был подготовлен в рамках федерального проекта «Без срока давности», который был инициирован в 2018 году по поручению президента РФ. В 22 регионах вышло по тому о жизни оккупированных территорий во время войны. В основу изданий легли порядка 7000 документов из 80 архивов. В сборниках представлено 5835 документов.
— Была проведена очень важная работа, — отметил Валерий Колотушкин. — С одной стороны, мы узнаем максимально возможное количество имен преступников, с другой — имена жертв, места совершения злодеяний нацистов, места погребений мирных жителей. В советские годы серьёзным учётом даже мест погребения мирных граждан никто не занимался. Мы знаем, что есть такие места как Жестяная горка, где похоронены тысячи людей, но официально государство брало на учет только братские могилы воинов советской армии. Всё, что касается мирных жителей, — инициатива людей, которые здесь жили, краеведов.
Как рассказал архивист, документы, которые были обнародованы в годы Великой Отечественной войны и после неё, показывают, что нацистская Германия изначально проводила курс на уничтожение мирного населения, максимальное ухудшение жизненных условий на оккупированных территориях.
— Ещё до начала наступления на Советский Союз 13 мая 1941 года, начальник Верховного командования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель подписал приказ о военной подсудности, — рассказал Валерий Колотушкин. — Текст документа гласил, что за действия, совершенные служащими вермахта и его сторонниками против вражеских лиц не существует необходимости преследования даже тогда, когда их действия являются одновременно военным преступлением. За день до нападения на СССР до всего командования вермахта был доведен приказ Гитлера о предоставлении командирам немецких частей права применять к мирным жителям любые карательные меры борьбы: сжигать деревни и города, отбирать продовольствие и скот, угонять граждан в Германию. Любой командир мог отнести любого мирного жителя к категории партизан и поступить с ним по своему усмотрению. Спустя месяц после начала войны Гитлер потребовал введения против мирного населения самых драконовских мер, чтобы запугать его и отбить всякое желание продолжать борьбу. Расстрелы мирного населения поощрялись, командиры могли рассчитывать на награды и денежные поощрения, отчитываясь как за убитых партизан.
У всех книг проекта «Без срока давности» единый дизайн и шесть разделов. Главы посвящены документам о проведении карательных операций против мирных жителей, о создании невыносимых условий для существования мирных жителей на оккупированных территориях, о преступлениях против душевнобольных, угоне в немецкое рабство, преступлениях против детей.
Во время проведения карательных экспедиций для детей не было никакого снисхождения, они также рассматривались как подлежащие уничтожению. Их использовали на расчистке дорог и строительстве оборонительных сооружений.
— В поселке Пола в июне 1942 года немец-переводчик по имени Отто распорядился собрать 20 детей 8-10 лет и направить их на вырубку кустов перед линиями немецкой обороны под ружейно-пулеметным огнем, — рассказал архивист. — Два мальчика, не выдержав тяжелого труда, ушли домой, за что были избиты плетьми и снова выведены на передний край. В Малой Вишере подростков заставили ехать впереди колонны. Таким образом немцы обезопасили себя от мин, на которых могли подорваться. Так погиб 15-летний Михаил Гаврилов. Причиной смерти детей могла стать любая случайность. Так, восьмилетняя девочка была убита выстрелом в лицо в деревне Старое Сахново Демянского района. Она пришла в дом, из которого ранее была выселена вместе с матерью. В руках убитой девочки находились две пустые коробки из-под папирос, которые ею были взяты как игрушки, за что она и была убита немецким солдатом.
В деревне Жестяная Горка Батецкого района было обнаружено место массовой гибели мирного населения. Там проводились допросы и избиения людей. Иногда они сразу же, без допросов, отправлялись к месту казни — у Марьиной Рощи, которая была расположена на окраине деревни, юго-западнее Жестяной Горки. При подготовке Новгородского судебного процесса над фашистами, было проведено вскрытие ям-могил.
— Жители знали об этом месте, — пояснил Валерий Колотушкин. — Они слышали крики, видели, как людей ведут к месту казни. Было установлено, что за период с 1941 по 1943 годы в этом месте было расстреляно не менее 2600 мирных жителей, партизан, военнопленных. Было обнаружено шесть ям-могил, заполненных трупами. В деревне Чёрное было вскрыто три ямы-могилы и обнаружено около 1100 трупов. Это самые массовые захоронения мирных жителей на территории Новгородской области.
Отдельная часть сборника посвящена установлению имен немецких военных преступников, их союзников и пособников.
— В Жестяной Горке практически всем удалось уйти от ответственности, — рассказал архивист. — Были установлены имена военнослужащих, в том числе прибалтов, которые там служили. Никого из них задержать в 50-60-е годы не удалось, хотя управление КГБ по Новгородской области продолжало поиск вплоть до 80-х годов. Выяснили судьбу некоторых из них, но на выдачу никого из них не могли рассчитывать.
В сборник вошли также протоколы опросов, акты комиссий по расследованию злодеяний фашистов, справки о налетах вражеской авиации, сводки партизанских отделов. В издании также представлена выявленная в архивах информация о сожженных населенных пунктах области, проведенных карательных операциях, выявленных местах массовых захоронений.
Всего в сборник вошёл 261 архивный документ, 216 текстовых документов и 45 фотодокументов региональных, федеральных архивов, а также архивов ФСБ, фондов Новгородского музея-заповедника, личных коллекций.