Найти в Дзене
ПоУшиВКино

“The Batman” Мэтта Ривза: тихое зло с крыльями, которое так трудно поймать

История о Бэтмене ассоциируется у меня с безумием, преступностью, тёмным цветом и отсутствием светлого начала. Мне кажется (возможно, это от недостатка образования), что вселенная Marvel даёт больше разнообразия в эмоциях, чем вселенная DC.

В центр помещена история семьи Брюса Уэйна, а вокруг капустными листами наслаивается гнетущая атмосфера Готэма.

Макияж глаз Брюса Уэйна отсылает к Брэндону Ли в "Вороне". Образ инфернального музыканта здесь более чем уместен, особенно за счёт мести, которая двигала главным героем фильма 1994 года. Тема мести в обоих фильмах главная
Макияж глаз Брюса Уэйна отсылает к Брэндону Ли в "Вороне". Образ инфернального музыканта здесь более чем уместен, особенно за счёт мести, которая двигала главным героем фильма 1994 года. Тема мести в обоих фильмах главная

Атмосфера нарисована внушительно: весь город увешан слоганами, кричащими об изменениях и обновлениях к лучшему, а внутри sky rocket criminal environment (как сказали в новостях). Похоже, только новости в Готэме не лгут, они говорят правду, что всё плохо. Убийства, покушения, распространение наркотиков. Основной бизнес, на котором делают незаконные деньги – это некие drops. Режиссёр решил (довольно остроумно) увязать это слово с постоянно идущим дождём, - капли дождя, капли отчаяния, капли злобы, постепенно копящиеся в душах. В кинематографе вода всегда символизировала тайны, загадки, мутные истории, потайное внутреннее намерение, чаще направленное на причинение вреда, чем излечение от назревшей боли. Взять хотя бы два полярных примера, но очень показательных: уже зарекомендовавший себя классический триллер Анри-Жоржа Клузо “Дьяволицы” (1954), где вода служит соучастницей преступления, а также совсем свеженький эротический триллер Эдриана Лайна “Глубокие воды” (2022), где режиссёр с помощью воды регулировал атмосферу – от мелкодисперсной водяной пыльцы до полнокровной реки, пытающейся скрыть неправду и истинное лицо главного героя.

Дождь - важный элемент для создания атмосферы в "The Batman"
Дождь - важный элемент для создания атмосферы в "The Batman"

Более того, постоянно идущий дождь далее по фильму перешёл в прорыв дамб по всему городу (хотя это была не его вина, но итог очень логичный). Получается, постепенно набирающие обороты тьма и преступность затапливают город, погружая его в большую панику. И по иронии новый мэр – Бэлла Реал (Bella Real) – буквально “прекрасное реально”, не может справиться.

Ещё слово drops на слэнге означает получение незаконных доходов, падение/спад и разновидность кокаина. Всё это органично вписывается в общую картину фильма.

И, да, наводнение, которое Загадочник устроил, взорвав дамбы и изолировав город от внешнего мира, отсылает к комиксам. Так Загадочник сделал пустошь из Готэма.

У HBO Max готов сериал “Penguin”, который теоретически может в деталях раскрыть подготовку Загадочника к этому действию. А до этого мультсериал о Харли Квинн хорошо рассказал об этой сюжетной линии.

Вся эта гнетущая атмосфера разбавляется противоречащими элементами: звучит Ave Maria, а на календаре 31 октября, Хэллоуин. Парни в гриме Джокера гоняют мужика на станции метро. Противоречие усиливается тем, что лицо одного их них накрашено наполовину, оставляя вроде как надежду на остатки человечности. Тема масок тут в целом поднимается все три часа. Снова идут рассуждения, хороший ли человек, если он совершает тот или иной поступок, виноваты ли обстоятельства или правительство, или его психика, или зависть, или Брюс Уэйн.

Мне понравилось, как ввели постепенно в повествование самого Брюса. В начале фильма нам не показывают его лицо, только маска и костюм. То, как его видят жители Готэма и как должны воспринять зрители – как некого мстителя, бегающего по городу, в котором разбушевалась преступность. Был момент, когда без костюма на Gotham Square City он садится на свой мотоцикл и камера почти ухватила его лицо, но он опускает забрало шлема, в стекле которого отражается город. Он ставит барьер между миром и собой, потому что внутри него то, что он не сможет решить и это его боль и проблема. Раскрываются его душевное и человеческое в сцене, когда он смотрит запись из дома Дона Митчелла, когда он видит его малолетнего сына. А ещё нам напоминают историю 20-летней давности о родителях Брюса. Тут сам Брюс впервые поворачивается лицом к зрителю – это его история, это он настоящий. (Большая часть сюжета сосредоточена на Batman: Earth One в Аркхэме. Марта является Аркхем, что отсылает к Arkham Asylum, очагу будущего преступного мира).

В кадре мы видим сына мэра – он в записи, которую Брюс сделал записывающими контактными линзами, - он заключён в круг. Кстати, потом, когда Брюс приехал к Фальконе, его тоже поместили в круг (на стене лифта световое украшение). Это связь между сценами, чтобы показать, что история сына мэра отзывается в нём самом, потому что очень похожа. По сути Брюс такой же брошенный мальчик, который вынужден тащить на себе пресловутый грех отца. И сам актёр справляется с воссозданием замученного ребёнка. Ему выпало сложное испытание, которое растянулось на всю жизнь.

Брюс Уэйн
Брюс Уэйн

Весь фильм прямолинейный. Здесь нет потайных смыслов. Нужно бороться с преступностью, дети страдают за родителей, потому что кто-то решил использовать именно их мишенью. Нет глубины как у Марио Пьюзо в “Крёстном отце”. Снова получается обратиться к его роману для примера, но у него очень удачный финт есть в книге. Речь идёт о Джонни Фонтейне и его лучшем друге Нино Валенти. Джонни долгое время не мог петь и очень из-за этого страдал. Однажды врач помог ему решить проблему, правильно поставив наконец диагноз, и горло позволило снова вернуться к музыке. Джонни обрадовался, пение – это дело, ради которого он жил. На его фоне Нино Валенти закис. Он извинился перед другом, потому что было похоже, что он ему завидует. Ему самому нет смысла жить, такого дела он не избрал, хотя и получил возможность зарабатывать. Но весомого смысла для жизни во всей её красе не отыскал, как Джонни. Прочитав эту историю, восхищаешься глубиной рассуждения, повороту, который делает Пьюзо в неожиданный момент. Хотелось бы, чтобы в “The Batman” он случился, но этого не происходит.

Кстати, есть в фильме и действительная отсылка к фильму “Крёстный отец”. В сцене разговора Селины Кайл и Фальконе звучит песня "I Have But One Heart", которая у Френсиса Форда Копполы звучала на свадьбе Констанции и Карло Рицци, её исполнял Джонни Фонтейн. Выбор песни остроумен, особенно уже зная наклонности самого Кармайна Фальконе. В классическом произведении Вито Корлеоне был парень не промах, он делал бизнес классно и за ним трудно было поспеть, даже когда его подстреливали. Как пишет Пьюзо: “…дон выручал людей из беды, частично созданной его же руками”. И потом, в истории о семействе Корлеоне тоже не замолкал вопрос о зле, перемешанном с добром.

В этой сцене звучит песня "I Have But One Heart". Песня адаптирована от неаполитанской O Marenariello.
В этой сцене звучит песня "I Have But One Heart". Песня адаптирована от неаполитанской O Marenariello.

Ещё Колин Фаррелл сказал журналу Empire, что его тяжелый взгляд Оза (Пингвин) вдохновлён Фредо Корлеоне. Великое произведение. Что тут добавить.

“The Batman” хорошо скроен, он выдержан в мрачной стилистике, поддерживающей преступную атмосферу Готэма, контакт с происходящим возникает. Роберту Паттинсону невероятно идёт костюм летучей мыши. Но не хватает яркой фишки, от которой бы окончательно сорвало крышу. Всё же уже трудно удивить красивыми сценами и фотогеничными актёрами, подавай что-то поглубже, выбивающее из колеи. Но есть отдельные моменты, особенно понравившиеся: как Брюс спас сына мэра из-под колёс авто, а ещё сцена захвата Загадочника – напомнила мне по напряжению в кадре фильм Дэни Вильнёва “Пленницы” (2013), а антураж входа в закусочную стилизован под знаменитую картину “Nighthawks” Эдварда Хоппера. В переводе значит ночные ястребы. Птицы с крыльями, а они искали кого-то с крыльями. Так что вполне красивый художественный штрих.

Если ещё говорить об отсылках, то есть некоторые элементы от “Семь” и “Зодиака” Дэвида Финчера. Они выражаются в посланиях Загадочника, в его продуманных ловушках, наказаниях для его жертв.

Даже Riddler созвучен преступнику Zodiac из триллера Дэвида Финчера. Мэтту Ривзу удалось сконструировать фильм на красивых отсылках, нежели сделать отдельное чистое кино
Даже Riddler созвучен преступнику Zodiac из триллера Дэвида Финчера. Мэтту Ривзу удалось сконструировать фильм на красивых отсылках, нежели сделать отдельное чистое кино

Брюс Уэйн (Бэтмен) весь фильм говорит полушёпотом. Это прикольная находка. И без дубляжа срабатывает здорово, даже не знаю, как это звучало бы иначе. Но эффект отличный. Поскольку история строится на тайнах и разгадках, а их обычно шепчут на ухо, чтобы не слышал тот, кто не должен. То здесь такой тихий голос – в точку.

Его коронная фраза этим шёпотом звучит не менее устрашающе, как если бы он её гаркнул: “Я - месть”. Первый раз фраза произнесена в эпизоде “Нечего бояться” мультсериала "Бэтмен: мультсериал". И стала обязательным штрихом для Бэтмена.

Продолжение скорее всего появится. Ведь у Женщины-кошки ещё остались жизни, Бэтмен и Кошка поцеловались всего один раз, потом разъехались в разные стороны, Джокера показали только в поллица и в Готэме нужно откачать воду.

В начале Брюс поморщился от яркого света в окно, когда пришёл к Пэнниуорту, который разгадывал шифр. Он надел солнцезащитные очки. Вспомнила Эдварда. Неужели решили отсылку сделать. Чтобы знать, откуда этот парнишка пришёл) Фильм мне понравился.

***

Мои мысли на тему "А что, если..."