Найти тему

Программа «Софт Моцарт» в работе с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями

Система Софт Моцарт
Система Софт Моцарт

Доклад Можайской Галины, преподавателя Академии Софт Моцарт, на краевой научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: механизмы развития инклюзивной профессиональной компетентности специалистов» на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж» отдел инклюзивного профессионального образования - Центр развития движения «Абилимпикс» в Алтайском крае.

Программа конференции
Программа конференции
Тема доклада
Тема доклада

Мелкая моторика человека напрямую взаимосвязана с корой его головного мозга. Работа пальцев является хорошим упражнением для создания и восстановления нейронных связей. Поэтому очень важно и полезно заниматься музыкой и игрой на фортепиано. В музыкальной педагогической практике существуют случаи восстановления и улучшения когнитивных функций учащихся страдающих синдромом дефицита внимания, дислексией, с синдромом Дауна. Существуют примеры, когда занятия музыкой преодолевали, излечивали или в значительной степени ослабляли признаки аутизма (лёгкая и средняя форма). Одним из самых эффективных инструментов при работе с «особенными» учениками является обучающая программа «Софт Моцарт».

Программа «Софт Моцарт» подходит для людей разного возраста (от 2-х лет) и разного уровня подготовки, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями: с нарушениями коммуникативной функции речи; слухового внимания; с отсутствием речи; с проблемами слуха, зрения; со слабой общей и мелкой моторикой, с нарушением координации движений, разной формой ДЦП; с РАС (расстройство аутистического спектра); синдром Дауна, с отставанием в развитии и УО (умственная отсталость).

Программа Софт Моцарт, презентация 1.
Программа Софт Моцарт, презентация 1.

Автором интерактивной компьютерной обучающей программы «Софт Моцарт» является педагог, музыковед Елена Владимировна Хайнер.

Система «Soft way to Mozart» - это комплекс обучающих музыкальных программ для компьютера и подсоединенного к нему электронного инструмента (синтезатора, пианино). В основе методики Е.В.Хайнер лежат фундаментальные знания, накопленные классической русской музыкальной школой, а также новейшие открытия в области психологии, нейрологии и физиологии человека.

Автор метода и программы Софт Моцарт, сборники научных статей
Автор метода и программы Софт Моцарт, сборники научных статей

Данная система представлена на выставке научных достижений в университете им. А.И. Герцена (C-Пб.), признана в Московской консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова, одобрена Министерством культуры РФ, засвидетельствована в Оксфорде (Великобритания).

Одобрено Министерством образования
Одобрено Министерством образования

Е.В.Хайнер много лет занималась исследовательской деятельностью. Основной областью изучения была музыкальная педагогика, психология и основы музыкального образования. Ее исследования о наиболее эффективных способах обучения музыкальной грамотности получили дальнейшее развитие и были описаны в серии научных публикаций. Елена Владимировна открыла важный, пропущенный музыковедением факт, что нотный стан не "набор" линеек и пространств, но система, интегрирующая знак (нота) и звук (клавиша). Клавиши фортепиано, которые визуально выровнены с линиями и пространствами Нотного Стана, на самом деле являются недостающей звучащей половиной этой системы. Связь клавиш и нот стала очевидной и наглядной: каждая линейка и каждое пространство переходят в белые клавиши, и наоборот. Вертикальный нотный стал научным открытием, научным фактом, научным достижением. Любому начинающему легко сориентироваться на Нотном стане, перевернутом ключами вверх на 90 градусов. Начинающий видит перед собой «карту» и понимает, что играет левая рука, а что правая, какую именно клавишу и ноту нужно нажать: на линейках или между линейками.

Вертикальный нотный стан программы Софт Моцарт
Вертикальный нотный стан программы Софт Моцарт

В «Софт Моцарт» за каждой нотой закреплён образ, как в азбуке: до-домик, ре-репка, ми-мишка, фа-факел, соль-солонка, ля-лягушка, си-сито. Образы-пиктограммы отображены на Азбучных нотах Нотного стана и на закладках за клавиши или наклейках на клавиши. Это даёт возможность каждому начинающему мгновенно найти и нажать клавишу, соответствующую ноте.

Закладки и наклейки  - визуальная поддержка.
Закладки и наклейки - визуальная поддержка.

Азбучные презентации нотного текста помогают быстрее справляться с физическими трудностями при исполнении пьесы без лишнего и ненужного напряжения мышечной системы. Справляясь с физическими трудностями, ученик в состоянии направить высвободившееся внимание на решение более сложных абстрактных задач: игру по нотам без визуальной поддержки, запоминание пьесы, игру с метрономом, работу над оттенками, шлифованием и артистическим исполнением. Обучающийся постепенно тренирует зрение через разные форматы нотного текста и легко переходит от азбучных нот к традиционным, точно так же, как от азбуки мы переходим к буквам.

Разные форматы нотного текста.
Разные форматы нотного текста.

Через мультимедиа программы Софт Моцарт мы можем увидеть рождение звука, его развитие и завершение и быть непосредственным участником этого процесса в режиме реального времени. Каждая длительность в программе представлена в виде распускающегося бутона цветка. Если длительность не выдержана, то появляется анимированный персонаж - Гномик и ученик понимает, что нужно подержать клавишу ещё. Появляющаяся на цветке Бабочка сигнализирует о том, что клавишу пора отпустить. Анимированный Паучок, предупреждает о том, что нажата неверная клавиша, либо нота нажата раньше времени. Получается, что ученику не нужно высчитывать длительности, они заложены в алгоритме программы. Ноты стали отзывчивыми, "живыми". Длительность каждой ноты стала видимой, зрительно контролируемой.

Все важные элементы программы Софт Моцарт на жёлтой фокусной линии: Цветок, Бабочка, Гном, Паучок.
Все важные элементы программы Софт Моцарт на жёлтой фокусной линии: Цветок, Бабочка, Гном, Паучок.

Зрение человека по природе своей точечно-линейно (все языки мира линейны). Глаза могут прочитать только одну строку, одну единственную дорожку информации. На нотном стане в традиционной подаче таких дорожек 22. Глаза человека физиологически не готовы читать несколько строчек музыкального текста. Нашлось решение, когда нотный стан развернули ключами вверх! Появилась одна дорожка информации - жёлтая фокусная линия, на которой сосредоточена вся информация о том, какие ноты нужно сыграть и как долго их нужно держать на клавишах. Это очень удобно для начинающего, зрение которого ещё не натренировано ориентироваться в многолинейности музыкального языка. Начинающему ученику не нужно высчитывать или догадываться о том, что предстоит сыграть.

Фокус глаза работает точечно
Фокус глаза работает точечно

Наука начинается там, где начинаются измерения (Д.И.Менделеев). Данная система измеряет зрительно-моторную задержку (ЗМЗ) ученика при чтении нотного текста в точных цифрах и помогает любому педагогу увидеть, как у начинающего развиваются навыки с нуля. По цифрам программы можно «поставить диагноз» и построить дальнейшую работу с учеником: поработать еще, либо приступить к освоению новых задач и развитию новых навыков.

Цифры в программе измеряют ЗМЗ
Цифры в программе измеряют ЗМЗ

В программе «Софт Моцарт» 7 модулей, каждый из которых имеет своё особое назначение. Это не просто игры, а тренажёры для тренировки многих важных навыков: координации глаз и рук, мелкой моторики, умению фокусироваться на движущемся объекте и одновременно слышать аудиосигнал (точную высоту каждой ноты), перемещать фокус глаз с нот на клавиши инструмента (тренировка зрения: дальше-ближе), способность различать и сличать цвета и картинки.

Алгоритм модулей программы «чувствителен» к ученику: если ученик справляется, программа усложняет задачу, если ученик не успевает – программа реагирует и даёт ученику возможность отработать в более медленном темпе то, что не удалось.

Взаимодействие с программными модулями помогает усилить, восстановить и даже выстроить новые нейронные связи между зрительным, слуховым и тактильным восприятием у «особенных» учеников. После развития и совершенствования координационных навыков модули развивают логическое мышление «особенных» учеников, их память и пространственное мышление. Планомерная работа с модулями, постепенное наращивание времени работы с ними и улучшение результатов способствуют развитию выносливости внимания учащегося, развивают способность фокусироваться на решении интеллектуальных задач более длительное время. Взаимодействие с музыкальным текстом через мелкие мышцы рук в модуле в виде интерактивной партитуры, а также пропевание сольфеджио способствуют развитию речевых центров особенного ученика.

Модули программы Софт Моцарт для тренировки зрения и развития навыков.
Модули программы Софт Моцарт для тренировки зрения и развития навыков.

При работе с особенными учениками следует помнить, что их внимание в первую очередь расходуется на решение физических задач. Увидеть ноту, перенести зрительный фокус на соответствующую клавишу, нажать клавишу - все эти функции для людей с ограниченными возможностями порой являются достаточно сложной, трудновыполнимой задачей. Помня об этом, не следует перегружать внимание ученика дополнительной информацией, объяснениями, требованиями выполнить еще какое-то физическое задание (поменять аппликатуру, считать, думать об оттенках, фразировке и т.д.). В работе с особенными детьми следует наращивать сложность задач с особенной осторожностью. Автор программы Софт Моцарт даёт подробные методические рекомендации по работе с «особенными» учениками в своей статье «Инклюзивное музыкальное образование» в сборнике «Праздник и повседневность в жизни особого ребенка».

Сборник статей
Сборник статей

Чем же привлекательна программа для учеников, в частности для ОВЗ?

1. Программа Софт Моцарт привлекает всех ИГРОВОЙ ФОРМОЙ. Играя, ученик обучается нотной грамоте и развивает навыки.

2. Разный формат нотного текста от простого к сложному, от конкретного – к абстрактному помогает тренировать зрение.

3. Визуальные подсказки для быстрого нахождения клавиш

4. Крупные ноты для лучшего восприятия.

5. Цветовая кодировка – ориентиры в клавишном пространстве.

6. Удобное программное обеспечение помогает не только читать музыку, но и следить за ошибками. В процессе исполнения произведения ученик видит свои недочёты и ошибки на экране и самостоятельно их исправляет. Уникальная анимированная подсказка понятна всем начинающим и они быстро учатся.

7. ЗМЗ (зрительно-моторная задержка). Ученик видит свой результат и всегда может исправить его или повысить результативность. Цифры в программе являются мощным мотиватором к самосовершенствованию (есть стремление сыграть без ошибок).

8. «Софт Моцарт» содержит библиотеку пьес и упражнения, поэтому есть прекрасная возможность подобрать для каждого ученика, в зависимости от его возможностей и поставленной задачи, музыкальный материал.

9. С программой «Софт Моцарт» приобретается уверенность в своих силах, ученик становится лучшей копией самого себя (сегодня быть лучше, чем вчера), соревнование с «самим собой», не сравнивая себя с другими. Поскольку в методе используется развитие комплексных навыков: зрительного, слухового и тактильного, каждый ученик имеет способность опираться на сильные стороны своей личности и постепенно развивать более слабые.

«Софт Моцарт» - мощный инструмент для саморазвития, а также снятия психического напряжения и душевных переживаний.

10. И самое важное главное: ученик САМ может общаться с музыкальным текстом – ОДИН НА ОДИН.

Программа Софт Моцарт, презентация с вертикальным нотным станом
Программа Софт Моцарт, презентация с вертикальным нотным станом

С программой «Софт Моцарт» я знакома 10 лет. При работе с «особенными» учениками не ставилось целью обучение их игре на фортепиано, программа использовалась в коррекционных целях для развития внимания, мелкой моторики, восприятия, речи.

Целью занятий в первую очередь является позитивная физическая шкала развития конкретного ученика, но не идеальный образ пьесы. Всегда нужно исходить из принципа: музыка для человека, а не человек для музыки, как в обычном, так и в инклюзивном образовании.

Роберт, 6 лет, пониженный мышечный тонус (гипотонус). Особенностью работы с такими детьми является дозированность и смена деятельности. Так как мышечная система имеет низкий тонус, требуется инструмент с мягкими клавишами - синтезатор.

София, 16 лет. Проблемы со слухом после операции на внутреннем ухе. Цифровой инструмент хорош тем, что можно убавить громкость до минимума и ослабить воздействие звуковой волны на органы слуха.

Миша, 7 лет, аутизм, отсутствие речи. С такими детьми сложно взаимодействовать, но программа переключает внимание ученика с преподавателя на ноты. Музыкальный текст перед глазами учащегося становится центром внимания. С первых уроков неговорящий Миша начал петь сольфеджио! Мальчик, к моему удивлению, вышел в чтение обычных нот быстрее, чем дети без ограничений в здоровье. Здесь проявилась сильная сторона мальчика:

Миша, 11 лет, умственная отсталость лёгкой степени (F70). Недостатки в развитии мелкой моторики (играл тремя пальцами). Программа Софт Моцарт и клавишный инструмент дали хороший старт в дальнейшем развитии. В настоящее время Миша (15 лет) учится в музыкальной школе по классу фортепиано в 1 классе, по классу вокала в 3 классе:

Артём, 38 лет, инвалид 2 группы с детства. Диагноз: ДЦП, гиперкинетическая форма. Нарушена координация движений, слабая слуховая память. За 1 год занятий по программе Софт Моцарт Артём вышел в чтение обычных нот, сыграл свою первую пьесу наизусть, что было в начале пути крайне сложно сделать. Особенно тяжело Артёму держать ноты в левой руке, а в это время играть партию правой руки. Сейчас работаем над произведениями, в которых одновременно играют две руки, т.е работаем над координацией обеих рук. Ещё год назад мы об этом могли только мечтать! Я, как преподаватель, вижу проблемы Артёма и подбираю музыкальный материал именно под него, подстраиваю музыкальное произведение под его особенности:

Вера, 30 лет. ДЦП, УО. Слабая моторика, неустойчивое зрительное внимание. За полгода занятий появилось хорошее устойчивое зрительное внимание. Канал «вижу» ноту на экране, «нахожу» её на клавиатуре – заработал! Пальцы совершенно не слушались, особенно в левой руке и не хотели нажимать на клавиши. Приходилось помогать. Спустя полгода, Вера смогла самостоятельно играть, нажимая на клавиши. Улучшилась мелкая моторика благодаря частому взаимодействию пальцев рук учащегося с клавишами инструмента.

У коллег, работающих по программе Софт Моцарт, есть множество примеров, когда у «особенных» учеников наблюдается положительная динамика, ученики имеют чрезвычайно успешные положительные результаты. У каждого, независимо от состояния его психики, интеллекта, физических возможностей появляется мощный стимул для занятий – интерес и «Я могу!».

Программа «Софт Моцарт» показала свою эффективность в обучении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья и может внедрена в инклюзивное образование для развития и коррекции. Я как педагог-практик могу смело сказать, что программа Софт Моцарт поможет многим людям открыть в себе новые возможности, грани, таланты, расширить границы развития и преодолеть ограничения.

Раньше учили только тех, кто имел музыкальные данные от природы, т.е. одарённых и талантливых людей. В настоящее время все изменилось! Сейчас можно научить играть на фортепиано любого и каждого!
Программа «Софт Моцарт» меняет представление о музыкальном таланте и позволяет любому человеку быть музыкально грамотным!

Роль системы Софт Моцарт состоит не только в обогащении музыкального образования, но и в распространении музыкальной грамотности во всём мире: в домашнем музицировании, в общеобразовательных школах, в инклюзивном образовании. В мире, в котором музыкальная грамотность, а также возможность считывания музыкального текста станет нормой, легче будет преодолеть и другие проблемы человечества, потому что музыка способна развивать не только мозг, но и душу каждого из нас.

Софт Моцарт подходит всем!
Софт Моцарт подходит всем!
Общество инвалидов в Казахстане, Астана. Групповые занятия по программе Софт Моцарт.
Общество инвалидов в Казахстане, Астана. Групповые занятия по программе Софт Моцарт.

Список литературы:

1. Стать талантливым музыкантом? Легко! Е.В.Хайнер. ред. Николая Курдюмова. – С. 120.

2. Праздник и повседневность в жизни особого ребенка – 2017: Материалы ХХIV Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность». С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 319с.

3. Современное музыкальное образование — 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И. Б. Горбуновой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 572 с.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании //
Современное музыкальное образование - 2004: Материалы межд. научно-практич. конф. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. – С. 52-55.

5. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в Школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №4 (39). С. 104-109.

6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №4 (39). С. 99-103.

7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34906937

8. URL: https://www.softmozart.com